Рабство в древнем риме

Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.

Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.

Общие сведения

Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.

У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.

Рабы в древнем риме

В некоторых случаях у рабов получалось собрать большую сумму и откупиться у своего владельца. Так появился отдельный класс бывших невольников, который назывался «вольноотпущенники», но прав у них также практически не было.

Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.

Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.

Убивать рабов было запрещено, за увечья назначались большие штрафы. Искалеченных и немощных невольников отвозили на дальний остров Эскулапа, чтобы они смогли «умереть свободными».

Мужчин и женщин разделяли на касты:

  • для работ в городе;
  • слуги в поместье;
  • для общественных работ;
  • частная собственность;
  • управляющие (привилегированные).

Источники рабства

Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.

Отдавали в рабство и детей, привлекательных девочек и мальчиков приучали к проституции. Но могли дать свободу или выгнать престарелого раба, который стал обузой — такие были нравственные ценности и особенности рабовладения в Риме.

Источники рабства

Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.

Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.

Другие источники рабства в Древнем Риме:

Правовое положение рабов в римском праве

  • постоянные должники (решал суд), которые должны были отрабатывать деньги несколько лет вместе с рабами — долговое рабство;
  • жертвы кораблекрушений и пиратов;
  • дети, появившиеся на свет от наложниц — классическое рабство;
  • беженцы из других стран после природных катастроф и голода;
  • осужденные за тяжелые преступления.

В 4 столетии до н. э. в Риме приняли «Закон Петелия», который запрещал брать в рабство своих граждан, то есть римских жителей. С учетом другого закона, свободная девушка, которая добровольно вступила в связь с рабом, становилась невольницей.

Существует следующая статистика:

 особенности рабовладения в риме

  1. В 145 г. до н. э. в плену находилось более 60 000 людей из Карфагена и Коринфа.
  2. В 166 г. до н. э. привезли 160 000 из Македонии и Греции.
  3. За 208 г. до н. э. в Рим на продажу поступило более 35 000 людей из Апулии.
  4. Приблизительно 1 млн. галлов было захвачено в войнах при Юлии Цезаре в 59−51 гг. до н. э.
  5. Население многих испанских городов попало в рабство в 1 столетии до н. э.
  6. Даки при правлении Трояна пополнили Рим еще на 70 000 рабов.

Постепенно рабство начало приходить в упадок, поскольку было тормозом для общественного развития и перешло в феодальные взаимоотношения.

Торговля людьми

Дешевая и абсолютно управляемая рабсила в Риме была логичным следствием демократизации сословий должников и плебеев. Последние получили финансовую самостоятельность, земельные наделы и права, а появившийся вакуум рабочей силы было необходимо восполнять извне. Если первые завоевательные походы древние римляне проводили в целях расширения империи, то войны 2−1 столетия до н. э. уже были основным способом колонизации и, в первую очередь, пополнения рабсилы.

Восстания рабов в древнем риме

Слово «раб» являлось второй римской монетой, а невольные люди — капиталом, которым необходимо распорядиться с умом. Но с учетом того, что в Риме все происходило с размахом и получало эффект лавины, несложно понять, что сфера «производства» рабов дала возможность патрициям начать реализовывать грандиозные проекты, требующие множества человеческих ресурсов, что начало влечь и стимулировать тему для поставки новых потоков невольников со всего мира.

Так, из-за высокого спроса и доходных продаж возникло много различных районных и местных рынков рабов. Оптовые покупатели часто сопровождали римские легионы при карательных миссиях и завоевательных войнах.

Стоимость раба варьировалась с учетом физических данных, половой и расовой принадлежности, возрастной категории и образования (в частности — умение владеть греческим языком), стоимость могла значительно отличаться.

Правовое положение

Рим всегда являлся рабовладельческой империей. Рабовладельцы — обычно физические лица, но были также рабы отдельных муниципий и государственные невольники.

С учетом правового положения рабов в римском праве освобождение происходило тремя способами:

  • с помощью занесения невольника в цензорские списки как военнообязанного и налогоплательщика;
  • по завещанию;
  • с помощью мнимого процесса об освобождении.

Источники рабства в древнем риме

В классическом праве вместе с формальным освобождением возникли неформальные способы: освобождение в присутствии свидетелей или же основанием являлось обычное письмо.

При этом были введены некоторые ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать невольников младше 30 лет;
  • можно освободить не более 100 человек;
  • если освобождение противоречит интересам кредитора;
  • хозяин должен быть старше 20 лет.

В постклассическом праве «буква закона» оставила только два ограничения: освобождение не должно противоречить интересам кредитора, и владелец обязан быть не младше 20 лет.

Невольник мог освободиться вне зависимости и даже против воли хозяина. На законодательном уровне свободными становились люди, которые:

  • обнаружили или указали на убийц своих хозяев;
  • донесли о предстоящем бунте;
  • имеют заслуги перед Империей;
  • старые и немощные люди.

Правовое положение невольников при патриархальном строе было не таким тяжким, в отличие от классического рабства, но все равно имело некоторые ограничения.

Невзирая на абсолютное правовое бесправие невольников, они пользовались определенным признанием. Владелец должен был после смерти похоронить раба. Признавались родственные и семейно-брачные связи, а также родительские отношения.

Наказания за преступления

Наказывали невольников за все, при этом часто использовались превентивные меры. К примеру, в пекарнях на шею надевались жернова, чтобы изголодавшие рабы не могли есть тесто.

Рабовладение

На работах в шахтах и каменоломнях рабочих подгоняли плетками и сильно избивали, если они не справлялись с работой. Даже искалеченных людей заставляли продолжать трудиться, пока они не умирали от истощения. Наказанием также могла быть казнь за случайно разбитую посуду, съеденную без дозволения пищу, или если невольник перешел дорогу кортежу жриц из храма.

Ужасным преступлением являлось убийство своего хозяина. В этом случае наказывали не только виноватого, также казнили всех рабов, которые принадлежали этому рабовладельцу.

Еще людей убивали ради забавы. В тюрьмах важных государственных служащих находились несчастные, которые были якобы уличены в разных грехах, а это требовало соответствующего наказания — смерти. В разгар пира на потеху приглашенным приводили невольника и показательно отсекали голову.

Домашние издевательства

Владельцы раздавали плети зачастую ни в чем не повинным людям, а хозяйки могли колоть своих служанок длинными иглами. Для порки применяли особые приспособления: кнуты с узлами на концах. Сильно провинившихся заключали в шейные, ручные или ножные кандалы, выжигали на лице клеймо позора или же сажали на цепь вместо сторожевой собаки.

Наказание невольника владельцем в ярости иногда выплескивалось настоящим членовредительством. Хозяин мог абсолютно безнаказанно сломать рабу кости либо облить голову смолой и снять скальп. Если господину нужно было получить очередного евнуха, то молодого невольника сразу же оскопляли. Если хозяину показалось, что раб очень разговорчив, ему тут же отрезали язык.

Изгнание из дома

В эпоху процветания торговли рабами одним из способов наказания невольников являлась продажа неугодных. Надоев мучиться с непокорным рабом, его выгодно продавали в школу гладиаторов.

Продажа рабов

Здесь его ожидала еще худшая участь, чем дома у господина. Большинство из них становились участниками смертельных развлечений с дикими зверями и боями с себе подобными.

Привлекательных мужчин и женщин продавали в дома «терпимости». Многих отвозили за границу либо отправляли в шахты, в которых рабы приносили владельцам доход тяжелым трудом.

Если невольник был свидетелем преступного деяния господина, его отправляли в подземелье для дачи показаний. Здесь в рамках правовой системы его нужно было истязать на специальных станках, так как считалось, что лишь после пыток он может сказать правду.

Публичные казни

Почти любой человек, попав в рабство, осознавал, что его ожидает неминуемая гибель. Римские жители требовали хлеба и зрелищ, а самым популярным развлечением являлись публичные наказания.

Найти осужденных не составляло большой сложности. Что относительно показательных казней для невольных, то этот перечень довольно внушительный:

Освобождение рабов

  • перемалывание жерновами;
  • избиения до смерти кнутами, камнями и палками;
  • перепиливание пополам;
  • отсечение головы;
  • растерзание животными или толпой;
  • отсечение ушей, носа, рук, ног, губ;
  • погребение заживо;
  • сожжение в печках или на костре;
  • сбрасывание со скалы;
  • утопление в мешке;
  • распятие на кресте, подвешивание на крючках.

Чем мучительнее казнь, тем больше ликовала толпа. Проявляли зверства в отношении невольников не только хозяева, но и потомки людей, которые имели статус «вольноотпущенных». К примеру, Ведий Поллион за любую провинность бросал рабов в мешок с муренами. Но это положение невольников не могло длиться все время.

Восстания рабов

Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:

Восстание рабов

  1. 136−131 год до н. э. — восстание в Сицилии под руководством Клеона и Евна.
  2. 105−101 год до н. э. — восстание под руководством Афиниона и Трифона.
  3. 75−72 год до н. э. — восстание Спартака.

Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.

Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.