Сообщение о шапке Мономаха

Описание и значение реликвии

С 1498 года, когда на престол венчался внук Ивана III князь Дмитрий, эта сакральная регалия дома московских владетелей стала обязательным атрибутом ритуала. Торжественное возложение венца в главном соборе страны символизировало брак монарха с его государством. Причём головы великого князя, а впоследствии, с изменением титулатуры, царя, она в этот момент касалась единожды в жизни. После венчания её убирали в сокровищницу, где шапка Мономаха и хранилась в особом покое до прихода к власти следующего самодержца.

Внешний вид и характеристики

Венец представляет из себя полусферу, выполненную из 8 золотых пластин, увенчанную яблоком-навершием с драгоценным крестом и по низу отороченную соболиным мехом. Каждая пластина украшена тончайшей сканной перевитью и тремя жемчужинами (кроме передней, на которой их четыре).

Тщательное изучение деталей убора позволило сделать вывод, что его облик менялся как минимум четыре раза, прежде чем приобрёл окончательный вид.

Описание шапки Мономаха

Ведущий специалист музея по скани и зерни Н. В. Жилина выделила следующие стадии в его истории:

Внешний вид шапки Мономаха

  1. Венец, похожий на митру. Два ряда пластин с крестом наверху, крепившимся с помощью золотой проволоки. Шестидесятые годы XIII в.
  2. Великокняжеская шапка. Нижний ряд пластин был заменён меховой опушкой, внутри добавились обруч и опорные дощечки. Украшена жемчугом и камнями. В это время становится символом власти. XV в.
  3. Царская шапка с яблоком. Произведена реконструкция верхней части, крест посажен на полусферическое навершие. Середина XVI в.
  4. Конструктивная деградация. Изменения, внесённые в конце XVII века, сделали регалию более приземистой за счёт того, что мех был поднят и скрыл часть филиграни. Исчезли некоторые внутренние крепления, прямоугольные камни стали крепиться на овальные гнёзда, а пластины стягиваться проволокой через край.

Для царского венца было использовано 11 драгоценных камней: 3 для украшения яблока (красная шпинель, жёлтый и синий сапфиры), 8 на тулье (2 рубина, 2 шпинели, 4 изумруда), по одному на каждую пластину. В окончательном варианте общий вес убора составил 993,66 гр.

Символ самодержавия

Иван IV Грозный

Полусферическая форма с меховым околышем олицетворяла в русской традиции небесный свод и лесные просторы. Коническая устремлённость вверх — обращение к предкам, а крест — верность христианскому исповеданию, связь с божественным и его благословение. Соболья оторочка несла на себе дополнительное обозначение богатства и власти. Такое символическое прочтение формы реликвии было принято до революции.

Со времён Ивана IV Грозного венец стал главным атрибутом царской власти на Руси и был внесён в Большой наряд — торжественное облачение государей, хотя на практике носить его было невозможно из-за слишком большого размера (результат последней реконструкции). Луковичная форма, характерная для куполов православных храмов, указывала на единение самодержавной и церковной власти, что последовательно отражалось впоследствии во всех других династических головных уборах: Казанском, Алмазном, Сибирском, Астраханском и прочих.

Происхождение царского венца

Из-за высокого статуса и приоритетной роли в символике любая версия о её появлении приобретала идеологический характер. Каждая указывала на законность власти, историчность и связь с легендарной традицией. Значение и происхождение шапки Мономаха, в разное время и в меняющихся политических обстоятельствах, были призваны подтверждать одно — легитимность действующего монарха.

Популярная версия

Константин IX Мономах

Самым простым и наиболее известным вариантом появления шапки на Руси стала легенда о том, как князь Владимир Всеволодич получил её в дар от своего родного деда, византийского императора Константина IX Мономаха в знак напутствия и благословения на тяжёлый труд управления страной. Вместе с головным убором ему досталось и прозвище знаменитого родственника, а освятил подарок греческий митрополит Неофит.

Впоследствии венец по наследству перешёл к владимирским, а затем и к московским князьям. Москва таким образом подчёркивала, что является правопреемницей Константинополя. Несостоятельность этой легенды опровергается следующими положениями:

  • в год кончины императора Константина IX княжичу Владимиру было не более 2 лет;
  • супруга Всеволода не являлась дочерью, а только дальней родственницей Мономаха;
  • существование митрополита с именем Неофит не установлено;
  • сам русский князь при жизни никогда не носил прозвища, оно появилось в летописях возле его имени не раньше XV в.

Византийский след

На самом деле, это кратко изложенное содержание широкой идеологической кампании, развёрнутой по указанию (или с согласия) великого князя Василия III, законность которого на русском столе у современников вызывала большие сомнения. События прошлого, нашедшие отражение в письменных источниках, и новейшие исследования подсказывают исходные посылы возникновения версии. Напрямую она связана с порядком престолонаследия, а косвенно — с византийским происхождением пластин, составляющих тулью.

С Ивана II Красного, отца Дмитрия Донского, усилиями русского митрополита Алексия (Бяконтова) в Московском княжестве устанавливается прямой порядок перехода высшей власти от отца к сыну. Старый, лествица, когда вслед умершему князю правили сначала братья по старшинству, затем дети и племянники, исчерпал себя, раздробив мощную Киевскую державу на множество мелких самостоятельных княжеств. Время собирания Русской земли требовало новых правил.

Иван III Великий

Иван III Великий был в браке дважды и в обоих имел по сыну. Первый — Иван Молодой от тверской княжны Марии, считался прямым наследником. Второй — Василий от племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог, по новому уложению прав на престол не имел. Однако ранняя смерть старшего брата открыла ему возможность прийти к власти. На пути было только одно препятствие — сын покойного Дмитрий Внук. Именно его Иван III назвал своим преемником, сделал соправителем и венчал на престол шапкой Мономаха.

Великая княгиня Софья сделала всё, чтобы освободить дорогу к трону своему отпрыску. В результате дворцовых интриг Дмитрий сначала попал в опалу, а затем был лишён великокняжеского титула и заточён в острог. Но многие продолжали считать его наследником, и Василию пришлось обосновывать претензии на высшую власть. Он использовал для этого своё происхождение, родство через мать с византийским императорским домом, а также наследственное право на регалии, присланные из Константинополя.

Один из австрийских дипломатов писал: «При жизни Дмитрия он выдавал себя за правителя, а после смерти (Внук скончался, проведя 7 лет в заточении) захватил власть, не будучи, однако, венчанным».

Летописи в его правление редактировались так, чтобы подчеркнуть преемственность власти Василия III от Византии, а через неё — от Римской империи. Появившиеся в это время «Рассказ о потомках Августа и дарах Мономаха», «Сказание о мономаховом венце», «Слово о князьях Владимирских» доносили до читателя мысль о легитимности власти потомка Палеологов на русском престоле и законном праве его называться великим князем.

Теория о монгольском происхождении

Утверждение о том, что властный символ московского княжеского дома был получен из рук хана Узбека в первой трети XIV в. Юрием или Иваном Калитой, возникло сравнительно недавно, когда подверглись переосмыслению взаимоотношения Русского улуса с Сараем. Выдающийся историк и философ Л. Н. Гумилёв в своей работе «Русь и Орда» выдвинул идею о взаимовыгодном сотрудничестве народов и их совместном противостоянии западному влиянию. А вместе с тем и о взаимопроникновении славянской и азиатской культур.

Взяв эту гипотезу за основу, некоторые учёные попробовали доказать, что и история шапки Мономаха имеет восточные корни, а сама она могла быть выполнена золотоордынскими мастерами. В качестве доказательств использовалось сходство орнаментов, упоминание в завещании Калиты, особенности крепления навершия и наличие арабской надписи на внутренней стороне одной из пластин.

Шапка Мономаха

Нашлось даже сходство с тюбетейкой, которые носили жёны ордынских ханов. Последняя подверсия связана с женитьбой князя Юрия Московского на сестре (дочери) Узбека и, якобы получении им этого головного убора в качестве приданого за невестой. Но и эта теория по ряду причин не выдерживает критики:

  • нет ни одного документального подтверждения этого факта;
  • традиция монголов воспрещала передачу властных символов лицу, не связанному кровным родством;
  • драгоценные подарки подносили князья хану, а не наоборот (в лучшем случае оказывалась честь носить халат с царского плеча);
  • религиозный запрет в христианстве на ношение мужчиной женских предметов одежды, а значит и головного убора;
  • монгольские обычаи не подразумевали приданого.

Работа московских мастеров

Наиболее правдоподобной и научно обоснованной выглядит версия создания венца в период правления Василия II Тёмного. По мнению исследователей, оригинал был выполнен русскими ювелирами из частей шлемов, принадлежащих Ивану Красному и его сыновьям. Это объясняет нестыкующийся узор на тулье, а также разновеликость золотых пластин. Шлемы эти, скорее всего, хранились в разобранном виде и были механически собраны в единое целое. Последующие изменения вносились в течение двух столетий и привели к существующему ныне виду.

Несмотря на обилие информации о шапке Мономаха и всестороннем её исследовании, венец русских царей до сих пор остаётся предметом ожесточённых дискуссий, зачастую имеющих под собой политическую подоплёку.

Культурно-историческая ценность

Шапкой венчали на царство представителей четырёх династических фамилий: Рюриковичей, Годуновых, Шуйского и Романовых. Последним, на чью голову она была возложена, стал Иван V, слабоумный старший брат Петра I в 1682 г. Из-за его болезни и невозможности управлять государством малолетний Пётр также проходил этот ритуал, для чего специально была пошита копия — так называемая Шапка второго наряда. Она хранится вместе с оригиналом в Оружейной палате.

Петр I

Пётр I, изменивший ритуал венчания на коронацию, утвердил, тем не менее, присутствие шапки Мономаха на церемонии, что должно было символизировать традиционность и преемственность власти, идущую из глуби веков.

Головной убор многократно использовался в живописи и литературе. Интересный факт: на парадных портретах царей и в описаниях шапка всегда предстаёт в новом обличии. Невнимание к деталям говорит о приоритете символического её значения над фактической точностью изображения.

Знаменитое крылатое выражение: «Да, тяжела ты, шапка Мономаха!» — из пушкинского «Бориса Годунова», превратилось в поговорку. Этот фразеологизм очень ёмко и зрительно передаёт понимание того, как тяжко весит груз ответственности, возлагаемый на человека, облечённого властью.

В начале нового тысячелетия предпринимателями РФ с явным намёком была изготовлена за 50 тыс. $ и преподнесена в качестве подарка В. В. Путину точная копия венца. Однако принимать знаки самодержавной власти главе демократического государства нашли и некорректным, и недопустимым. Дар был продан с аукциона, а вырученные деньги переданы детским домам.

Что же касается цены реликвии, то таковой она не имеет. Последняя оценка была произведена в правление Александра III, и сумма драгоценных камней в украшении и металлов составила около 2 тыс. золотых рублей. Но представляя историческую, культурную и символическую значимость её для страны, можно с уверенностью утверждать, что она бесценна.