Эти и другие открытия ученые сделали, в том числе, благодаря тому, что до нас дошло искусство Древнего Египта. Где культовому, а где понятному каждому. Главное: оно было весьма описательным.

Изобразительное искусство и архитектура

По причине непохожести египетской культуры на их собственную, эллины окрестили империю фараонов Айгиптос («Загадочная»). На самом же деле она звалась Та-Кем-ет («Черная Земля»). Аборигены – племена хамитской языковой группы. Ранее жили узко: вдоль Нила (до Асуанских порогов). Они ассоциировали черный цвет («кем») с илом, который образовывала и разносила река. Первые земледельцы начали строить каналы, чтобы избегать губительных наводнений. А заодно орошали участки. Весь пантеон египтян – персонифицированные силы природы, участвующие в этом долгом процессе. В итоге, он попал не только в мифы, но и стал сюжетом объемных изображений. Декором для элементов строений (даже стен) и керамики.

ВАЖНО: Главная особенность письменности и изобразительной культуры этих мест – они становились частью архитектурного убранства. Вот так картины былой жизни обрели вечность.

Основным мотивом рождения местного художественного стиля стал заупокойный культ, возвеличивающий Врата (перевод слова «фараон»). Просто коренное население величало правителей «наместниками богов», со временем посчитав себя их рабами. Мировосприятие рядового нильского хамита касалось подчинения. Сначала нильских царей было 2 (в Нижнем и Верхнем царствах). Но со временем один победил другого. Так родилась империя.

В качестве признания каждому члену династии после смерти полагалась циклопического размера гробница – пирамида. Большая их часть дислоцируется в долине Гиза. Недалеко от нынешнего Каира. Самые крупные строения – пирамиду Хуфу, Хафра и Менкаура, поставленные в 3-4 тыс. до н.э. Существовала еще ступенчатая пирамида в Медуме (дорога на Фаюм). И такая же – в честь Джосера. Саркофаг Хефрена почти 144 м высотой (самая высокая постройка того времени). Внутри были коридоры, по которым мумифицированное тело в деревянном расписном гробу помещали на каменную подставку. Вокруг расставляли ценные вещи, служившие покойному при жизни. Пирамиды разграблены еще в античные и средневековые годы. Ученые нашли мало раритетов.

древнеегипетское искусство

Вход в Долину Царей охраняет сфинкс – огромная известняковая фигура полульва получеловека.  

Через столетия древнеегипетское искусство практиковалось и в связи с возведением мавзолеев. Самые известные из них возведены в древних городах. Архитекторам, резчикам барельефов, скульпторам и мастерам росписи приходилось подчиняться жестким правилам, придуманным жрецами. Творцы в названной стране тысячелетиями запоминали, в каком ракурсе и с каким головным убором изображать «верховного собственника Египта и его жителей». Какое должно быть выражения лица. Реформы добрались в эту сферу вместе с политическими – в эпоху Эхнатона. Особого внимания заслуживают храм Исиды на о. Филы, погребальный комплекс Джосера в Саккаре, ансамбли в Луксоре, прогрессивные по отношению к прочим дворец Эхнатона. Храм первого фараона в платье – царицы Хатшепсуп в Фивах (столицы империи фараонов часто переезжали). Со стороны шедевры дворцового и культового зодчества воспринимаются бункерами.

Но внутри оказывались изящно построенными и расписанными фрагментами общей композиции. В замкнутом пространстве оказывались дворы, сады, отдельные помещения. Снаружи в Карнаке создан периметр из тех же сфинксов – охранников правителей на «том» свете.

В мавзолеях и дворцах опорными фрагментами композиции уже служили колонны. Однако они были намного массивней древнегреческих, а их капители изображали то лотосы, то пальмы. Такие конструкции богато раскрашивались – обнаружены остатки всей цветовой гаммы красителей, создаваемый древнеегипетскими ремесленниками.

Древнеегипетский театр

«Туристы» приводят в сохранившихся свитках 1 замечание. Мол, театр зародился у египтян.

Сценки, посвященные жизни богов, впоследствии (уже греками) именовались «мистерии». Люди узнавали о подвигах и просто личных качествах Гора, Осириса, Изиды, Тота, Сета, Анубиса и Пта.

искусство древних египтян

Многие приходились друг другу и супругами, и кровными родственниками (в Та-Кем-ет с древнейших лет разрешены были браки сестер с братьями). Известна пьеса, где Осирис запретил одним людям есть других. Актеры лицедействовали в костюмах, растягивая стихотворные гимны.

Зрители собирались в местах, уже напоминавших амфитеатры.

Скульптуры древних египтян

Скульптуры располагались как в резиденциях «наместников богов», так и в храмах самих небожителей. Небольшие объемные изображения могли оказаться и внутри пирамид.

Кого ваяли египетские скульпторы? Изначально самодержцев, а в более «демократические» времена и богатых аристократов. Поза должна была быть канонической – стандартной. Властители сидели на троне с прижатыми к груди руками, в которых зажаты символы власти. Все прочие стояли, выдвинув 1 ногу вперед. Признак знатности – парик на голове. В быту все представители знати были лысыми. Массивные головные уборы и волосы одновременно – это уж слишком в 50-градусную жару. Фигуры вырезали из дерева, камня, кости. Расписывали краской.

декоративное искусство древнего египта

Большой популярностью пользовались специалисты по созданию и росписи вместилищ мумий.

Живопись в Древнем Египте

Позднее искусство древних египтян оказалось связанным и с развитием живописи – уже как отдельного направления. Стены дворцов, храмов, а позже и саркофагов богатой знати расписывались сценами крестьянского и домашнего труда, охоты и официальных раутов.

Разумеется, правительственные здания обладали красочной летописью заключения договоров. В буквальном смысле (в сухом климате пустыни большинство растительных красок все же сохранились). Были рассказы о войнах и пленениях вражеских царей. О сопутствующем захвате рабов. Мы узнали о внешности и одежде тех, с кем имели дело обитатели северо-востока Африки.

А, главное – картинки сочетались с пиктограммами, а затем с письменностью (она здесь была иероглифической – 1 символ мог значить часть понятия, а другой «целое предложение»).

Основной сюжет, который заказывали художникам – жизнь божественных особ. Ее рисовали по особым правилам. Каждый бог для порядка изображался определенным образом. Отступление от правил живописания не допускалось. За этим следили жрецы. Чтобы не ошибиться во время написания фрески (в пропорциях) творцы сначала расчерчивали стену подробной сеткой.    

В резюме приведем 2 факта. Кошка очень почиталась египтянами. Те, у кого были средства, не жалели их на изготовление мумий из питомиц. Не хуже царских. Еще археологи подтвердили, что как раз египтяне придумали много «головоломных» настольных игр. Художники создавали кубики с символами, игральные доски, много непонятного.