Условия возникновения движений западничества и славянофильства

Коронация Николая I совпала с выступлением декабристов. Оно повлияло и на режим правления императора, и на активность общественного движения. Политический режим ужесточился, но общественность активизировалась. В 1836 году журнал “Телескоп” опубликовал “Философическое письмо” П. Я. Чаадаева.  Автор делал печальные выводы о будущем России. Это стало сенсацией. Автора признали умалишенным. Но это был, по словам А. И. Герцена, “выстрел”, который заставил задуматься о судьбе страны. Передовая интеллигенция решила, что протест против николаевской действительности оправдан, но выводы о месте России в истории неправильные. Начало было положено. Представители образованных кругов создают различные кружки, организации, делятся своими мыслями на страницах журналов и газет. Особенно активна литературная интеллигенция. Ее позиции по поводу направленности дальнейшего развития страны представлены двумя либеральными направлениями: славянофильством и западничеством. Рис. 1. Пётр Яковлевич Чаадаев
Рис. 1. Петр Яковлевич Чаадаев

Деятельность

Датой, когда славянофилы заявили о себе, является 1839 год. Алексей Хомяков, известный в литературных кругах деятель, излагает свои идеи, получившие название “О старом и новом”. К 1845 году опубликовано уже несколько трудов этого направления, в основном в газете “Москвитянин”. Так с 1839 по 1845 гг. оформляется общественно-политическое движение - славянофильство.
Важно! Если кратко, то главный тезис в этой философии имеет такой вид: Россия должна выбрать свой собственный, отличный от других путь развития, а крестьянская община - одно из проявлений этой самобытности. Представители этого направления одобряли самодержавие, что сближало их с консерватизмом.
Параллельно возникает и движение западников. Они пропагандируют свои теории в журнале “Отечественные записки”, выступают в университетах. Суть идеи в следующем: наилучший государственный порядок -  парламентский строй Западной Европы. Западники были приверженцами рационализма и эстетического гуманизма.

Сравнительная характеристика идеологий

В литературных салонах кипят споры. Дома Елагиных, Свербеевых стали модными местами для посещения творческой элиты. Всем было интересно, кто кого победит в жесткой полемике. О чем же вели спор эти образованные и интеллигентные люди? Чтобы наглядно понять разницу в позициях и принципах, предлагаем ознакомиться с таблицей (табл.1).

Таблица 1. Сравнительная таблица отличий славянофилов и западников

Славянофилы Западники
Теоретики И. П.и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. В. Самарин С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев
Отношение к существующему политическому строю Одобряли самодержавие, но утверждали лозунг “Сила власти - царю, сила мнения- народу” Считали идеалом конституционную монархию европейского образца
Отношение к крепостному праву Были против Относились негативно
Отношение к реформам Петра I Считали, что Петр I больше навредил, чем принес пользы, критика его реформ Идеализировали петровские преобразования
Важно! Противоречий в их взглядах было конечно много, но было и то, что их сближало. Идейная основа была общей - классическая немецкая философия.
И те, и другие критиковали николаевский режим, а также верили в процветающую Россию.

Значение деятельности

Деятельность либералов XIX в. имела историческое значение:
  • Споры западников и славянофилов стали примером проявления патриотизма и гражданственности.
  • Позиции сторон актуальны и в современной общественно-политической жизни.
  • Деятели внесли большой вклад в развитие русской литературы, истории общественной мысли.
Качество жизни общества определяется разными показателями. Научные открытия, технические достижения, экономические успехи - признаки социального прогресса. Но обеспечивает все это общественная мысль, следовательно - ее развитие всегда будет важным объектом нашего изучения. Предлагаем вам также посмотреть видео с подробной познавательной лекцией по этой теме.