«История создания и описание фортепиано»

История появления

Изобретателем фортепианной механики является итальянский мастер Бартоломео Кристофори, в 1709 году придумавший возвратный молоточковый механизм для клавесина — предшественника современного фортепиано. В то время многие композиторы остро нуждались в инструменте, который обладал бы широким и динамическим диапазоном, поэтому детище итальянца позволило совершить настоящий прорыв в музыкальной сфере.

Первое фортепиано

Первое фортепиано, получившее название «gravicembalo col piano e forte», отличалось довольно простой конструкцией, в нем отсутствовали педали и демпферы, однако оно могло резонировать, а также внезапно или постепенно менять динамику.

В 1721 году немецкий музыкант Готлиб Шрётер представил общественности принципиально другой механизм, где молоточек, крепящийся к концу клавиши, подбрасывался, ударяясь по струне. В 1730 г. Готфрид Зильберман довел до ума идею своего соотечественника. В фортепиано появилась усовершенствованная педаль, снимающая звук со всех струн одновременно.

Органный мастер Иоганн Штайн, модернизируя клавишно-струнный механизм, сумел добиться, чтобы музыканты могли с большей легкостью исполнять виртуозные произведения, однако повторное извлечение звука без полного поднятия клавиш оставалось невозможным.

В 1820 году французский мастер Себастьян Эрар стал размышлять над тем, как сделать так, чтобы конструкция фортепиано позволяла наносить удары по струнам, не полностью возвращая клавишу в начальное положение, а лишь частично поднимая ее. Принадлежавшая ему фирма по изготовлению музыкальных инструментов смогла воплотить эту задумку в жизнь.

В ХХ веке фортепиано постепенно начинает менять свой облик и «начинку». Широкую популярность обретает механическое пианино, способное автоматически воспроизводить мелодию, предварительно записанную на перфоленту. Сегодня можно встретить аналог такого самоиграющего механизма, но уже компьютеризированный. В специализированных магазинах представлен огромный выбор электрических фортепиано со встроенным цифровым усилителем звука.

Техническое устройство

Познакомившись с историей происхождения фортепианного механизма, нелишним будет изучить информацию о конструкционных особенностях музыкального инструмента. В любом фортепиано обязательно присутствуют:

  • корпус;
  • акустический блок;
  • ударно-клавишный механизм;
  • педали.

Техническое устройство фортепиано

Корпус — самая массивная часть акустического агрегата. Он защищает внутренние детали от внешних негативных факторов, таких как попадание пыли, жидкости, проникновение насекомых и домашних животных, выполняет важную роль несущего основания. Задняя поверхность корпуса представляет собой крепкий футор из дерева. К нему крепится вирбельбанк — доска, на которой находятся колонки, ответственные за натяжение струн.

К акустической системе относится резонансная дека. Благодаря специфическому расположению и особым свойствам этой сосновой доски звучание инструмента становится громче.

После нажатия на клавиши демпфер (глушитель) отходит от струны и в этот момент по ней ударяет молоточек, обитый войлоком, рождая звук.

Новые модели фортепиано оснащены двумя или тремя педалями. Раньше вместо них использовались выдвижные рычаги, к которым музыкант должен был прикасаться коленями.

Когда нажата правая педаль, все демпфера находятся в приподнятом положении. В то же время струны освобождаются для одновременного звучания.

При нажатии левой педали отодвигается подвижной рулейстик. Поскольку размах молоточков сокращается, звуки становятся слабыми. Средняя педаль нужна для включения модератора. Когда на нее оказывается давление, молотки ударяют по струнам через тоненькую полоску, в результате чего сила звука многократно уменьшается.

Материалы агрегата

Ведущие производители клавишно-струнных музыкальных инструментов используют материалы исключительно высокого качества. Для внешней отделки лучше всего подходят:

  • бук;
  • клен.

Предпочтение отдается гибкой части древесины, чтобы вибрация от звука как можно дольше сохранялась внутри корпуса. Во избежание утяжеления акустического оборудования, основание, как правило, делают из мягкого дерева.

Струны фортепиано

Для создания струн используют сталь высокого класса прочности, что позволяет им длительное время не деформироваться и сохранять первоначальное звучание без тонального искажения. Оборачивание деталей медным проводом значительно повышает их гибкость.

Металлический корпус, расположенный внутри музыкального инструмента, делается из чугуна. Разумеется, такая тяжелая деталь по определению не может украшать фортепиано, поэтому мастера стараются нивелировать этот изъян, полируя и украшая пластину.

Остальные части выполняют из древесины и пластмассы. Повальное использование синтетических полимеров в 1950-х годах обернулось неприятными последствиями — после длительной эксплуатации детали сильно изнашивались, из-за чего звук становился «грязным».

Легкость клавиш обеспечивается за счет сортов древесины, обладающих низкой плотностью. К таковым относятся, например, ель и американская липа.

След в мировой культуре

Вне всякого сомнения, изобретение фортепиано и связанное с этим возникновение новых композиций кардинальным образом изменило ситуацию в мировом музыкальном искусстве как подсистеме духовной жизни общества. Клавесинная музыка получила мощное развитие в эпоху барокко. Когда фортепиано обрело всемирную известность, в Европе уже царил стиль рококо.

Вольфганг Амадей Моцарт

В период классицизма инструмент стали повсеместно использовать для музицирования в домашних условиях. Фортепиано идеально подходило для исполнения сонат. Грандиозную революцию в этом направлении произвел Вольфганг Амадей Моцарт, чье творчество собирало полные концертные залы.

Теперь, когда музыкальный инструмент стал доступен не только представителями высших сословий, фортепианная музыка начала доноситься из окон простых граждан. Росло число людей, готовых выложить крупную сумму, чтобы услышать любимого исполнителя. Именно в этот период появилось много композиторов, снискавших мировую славу благодаря фортепиано.

На смену классицизму пришла эпоха романтизма, отличительной чертой которой стало искреннее выражение эмоций. Одним из выдающихся композиторов того времени, безусловно, является Фредерик Шопен, профессионально пользовавшийся выразительными возможностями фортепиано.

Пожалуй, не найдется такого музыкального инструмента, который бы оказал настолько сильное влияние на многие поколения.