История герба Москвы, его описание и значение

Как выглядит герб сегодня

Описание столичного атрибута содержится в законе Москвы № 39 от 11.06.2003 . Важнейший символ города представлен в форме геральдического (гербового) четырёхугольного щита тёмно-красного цвета, с заострёнными верхними концами и закруглёнными внизу углами.

То, что изображено на гербе Москвы:

  • Развёрнутый в правую сторону всадник на серебряном коне со сбруей серебряного цвета — Георгий Победоносец, отнесённый к лику святых, облачённый в серебряные доспехи и голубую мантию.
  • Змий чёрного цвета, напоминающий дракона, в пасть которого Георгий вонзает золотое копьё.

Что изображено на гербе Москвы

Вся цветовая гамма основного символа столицы выполнена в сдержанных красках с применением наиболее распространённых геральдических тонов.

Интересный факт: Всадник на гербе изначально не был олицетворением Георгия Победоносца. Из истории создания этого символа становится ясно, что образ воюющего с драконом всадника на коне появился ещё до возникновения христианства на Руси.

Значение атрибута

Герб столицы России — собирательный образ, в котором добро противостоит злу. Всадник, борющийся со змеёй, символизирует собой отважного воина-защитника, победу света над тёмными силами. Цвета, используемые при раскраске герба Москвы, несут в себе следующее смысловое значение:

  • с помощью красного цвета на щите подчёркивается, что люди помнят о погибших на полях сражений;
  • золотой и серебряный цвет копья и снаряжения всадника означают удачу, превосходство и победу над врагом;
  • чёрный окрас змея — силы зла, извивающиеся под ногами и стремящиеся сбить путника с правильного пути.

В целом картина является олицетворением бесстрашия и силы русского воина. Вполне допустимо, что герб Москвы символизирует именно ту мощь, которая под покровительством Георгия Победоносца, помогала столице выходить непобеждённой из военных столкновений.

О Георгии Победоносце

Воин, запечатлённый на современном гербе, состоял когда-то на службе у императора. По происхождению Георгий был выходцем из известного греческого рода Каппадокии, местности в Малой Азии (теперешней Турции). Когда император начал гонения на приверженцев христианской веры, Георгий, христианин по вероисповеданию, встал на защиту этих людей. За это его подвергли ужасным пыткам.

О Георгии Победоносце

Он обращался к Богу просьбой дать ему сил противостоять всем невзгодам. Обретя силу в Божьей вере, юноша стойко выдерживал все пытки. И тогда разгневанный император повелел обезглавить воина. В мае 303 года Георгий был казнён. С той поры 6 мая, когда он погиб, почитается как День памяти Великого мученика — Георгия Победоносца, пострадавшего за христианскую веру, желание защитить её.

Об этом хорошем и мужественном человеке существовало немало легенд. В одной из них рассказывалось об одержанной им победе над чудищем-змеем. Тот проживал в районе некого города Ласия. От его нападений страдали местные жители, подвергающиеся уничтожению. В то время городом управлял царь Сельвий, славившийся своею жестокостью и не признающий христианства. После того как люди сообщили правителю о набегах змея, он издал приказ, предписывающий всем жителям поочерёдно передавать зверю своих детей.

Очередь дошла и до единственной дочери самого царя. Плачущую девушку, ожидавшую смерти, встретил на своём пути Георгий, направляющийся на родину. Храбрый воин услышал от неё о страшном звере и решил сразиться с ним один на один, чтобы спасти город от страшной участи. Моля Бога о помощи, воин сумел победить врага. Георгий убивает поверженного зверя точным ударом копья в голову. Воин сообщил жителям города, что их главная сила заключается в христианской вере, способной преодолеть любые преграды.

В древнем сюжете ярко показана столь важная для народа победа силы духа героя над змеем, за что воина назвали Победоносцем и стали почитать его во всём христианском мире. В дальнейшем эта история нашла своё отражение на различных государственных знаках.

Исторический путь официального знака

Чтобы узнать, как проходило становление символа города, важнейшего столичного атрибута, стоит заглянуть в историю герба Москвы. Тема происхождения российских символов изучена не полностью. Проследить весь путь создания официального знака столицы можно лишь по оставшимся с той поры вещественным доказательствам: монетам, печатям, скульптурным и прочим объектам.

Первые изображения святого Георгия

Обычай изображать на монетах князей или святых, покровительствующих им, пришёл на Русь из Византии в конце X века, задолго до утверждения Московского символа.

Первые изображения святого Георгия на монеах

Изначально святой Георгий стал отображаться на монетах (печатях) в XI веке. Предположительно началось это с князя Ярослава Мудрого. При крещении он был наречён Юрием (Георгием — в переводе с греческого языка). Продолжил традицию Юрий Долгорукий, основатель Москвы. На его печати Георгий Победоносец, представленный в полный рост, доставал из ножен меч.

И в последующих столетиях на именных монетах русские князья продолжали изображать святого Георгия. Среди них были Александр Невский, Иван II Красный и другие. Облик, напоминающий современную картинку на главном символе, впервые был нанесён на монеты в период правления Василия Тёмного II.

В 1464 году святой Георгий в скульптурном отображении из белого камня был установлен архитектором Василием Ермолиным над въездными воротами, относящимися к главной башне Московского Кремля — Фроловской. Об этом впервые упомянуто в Ермолинской летописи.

Некоторые историки считали это изваяние всадника, сражающегося с драконом, главным атрибутом (гербом) столицы, поскольку оно возвышалось над основными кремлёвскими воротами, проходя под которыми, снимали шапки даже князья. Но указанная скульптура подобно иконам выполняла лишь охранную функцию.

Символ Московского княжества

Символ Московского княжества

Впервые знак с изображением всадника, поражающим дракона своим копьём, был официально утверждён в качестве герба Московского княжества в годы правления Ивана III (с 1462 по 1505). Тогда завершилось объединение большинства русских земель вокруг Москвы, ставшей центром государства.

На сохранившемся с 1497 года логотипе (печати) великого князя московского Ивана Васильевича помимо изображённого всадника, поражающего дракона копьём, на обороте были слова — «всея Руси». Это говорит о том, что на некоторое время символ Московского княжества становится государственным символом всей Руси.

С периода правления Ивана Грозного (1533—1584) впервые на государственных печатях появилось изображение птицы, двуглавого орла со всадником на её груди. Такое сочетание несколько веков использовалось в качестве основного символа (герба) Российской империи. На нём время от времени всадник отображался по-разному: походил на правителя или менялся вектор, при котором воин на рисунке был развёрнут то в левую, то в правую сторону.

Важно, что в те времена ездца (всадника) на главном знаке не называли святым Георгием, а считали его государем. Это говорило о том, что всадник на коне отождествлялся с Московским государством, а не с самим городом Москвой.

Петровская эпоха

В начале XVIII века всадника на гербовом значке впервые нарекает святым Егорием (Георгием) император Пётр I в своих документах. В период его правления на воинских знамёнах армейских полков отображались эмблемы городов их дислокации. Те полки, что находились в Москве, имели эмблему с изображением двуглавого орла с тремя коронами и щитом на груди, в центре которого всадник на коне направлял копьё в пасть дракона.

Петровская эпоха

К тридцатым годам XVIII века с эмблемы знамени исчез орёл, осталось изображение всадника с короной на голове, держащего копьё; и образ змея. Святой Георгий стал частью государственного герба, а вскоре — и гербом города Москвы — исторического центра России (столицей был Санкт-Петербург).

Появление официальной символики

Свой первый официальный гербовый знак Москва обрела при Екатерине II в декабре 1781 г. В описании его указано, что святой Георгий повёрнут в противоположную сторону, нежели всадник на Государственном гербе, и поражает копьём чёрного змея в красном поле. В документе говорилось, что узаконена была старая, давно известная эмблема Москвы.

Гербовый знак Москва обрела при Екатерине II

Существенные изменения знак претерпел в 1859 и 1883 г. годах:

  • всадника развернули в левую сторону (согласно западноевропейской геральдике);
  • цвет его плаща стал лазоревым;
  • затем имеющийся вид картинки дополнили императорской короной и двумя золотыми скипетрами с Андреевской лентой.

Такое изображение на официальном символе Москвы продержалось вплоть до революции 1917 г. Москва при Советской власти становится столицей государства. Утверждают для неё другой герб (1924) в духе символики одержавшего победу пролетарского класса.

Окончательный вариант

Новый символ города был введён правительством Москвы в ноябре 1993 г. согласно нормативному акту, восстанавливающему исторический герб Москвы, утверждённый в 1781 году. Городской знак отличается от символа Московской области, где всадник повёрнут не вправо, а влево. Ныне существующий Московский герб был позднее утверждён Городской думой столицы в 1995 года, а затем узаконен в 2003 году.

Сегодняшнее описание и значение герба Москвы ещё раз подтверждают, что Георгий Победоносец вернулся на своё законное место. И в настоящее время город находится под надёжной защитой этого покровителя, символизирующего торжество добра над злом.