Интервалы в музыке

Простые интервалы

Само название в переводе с латыни означает промежуток. Это указывает на основное свойство — определенное расстояние, которое дает этот промежуток. Простыми называются интервалы, которые можно построить внутри октавы. Одно из основных делений — на звучащие вместе или один за другим:

  • о мелодическом интервале говорят, если это по очереди исполненные звуки;
  • о гармоническом — если звуки исполнены одномоментно.

Общее в построении и чтении этих двух видов заключается в том, что в обоих случаях о звуке, который ниже, говорят как об основании, а о том, что выше — как о вершине.

Простые интервалы

Различие заключается в следующем. Исполняемые одномоментно всегда называются так: сначала основание, затем верхняя нота. В таком порядке называются исполняемые по очереди интервалы в том случае, если они направлены вверх; при движении вниз чтение следует направлению мелодии. При чтении нужно не забывать указывать, что имеется в виду ход вниз. Таким образом, интервалы с разновременно исполняемыми звуками бывают:

  • нисходящими;
  • восходящими.

Другое деление основано на том, какой ведется подсчет расстояния между основанием и вершиной. Подсчет ступеней дает ступеневую величину интервалов, а подсчет тонов — тоновую. По этому принципу выделяют две величины:

  • количественную (ступеневую);
  • качественную (тоновую).

По ступеневой величине внутри октавы различают восемь видов. Их названия на латыни означают названия порядковых числительных, то есть говорят о том, сколько ступеней от основания до вершины:

  • прима: вершина является первой ступенью (обозначение — 1);
  • секунда: вершина — вторая ступень (обозначение — 2);
  • терция: вершина — третья ступень (3);
  • кварта: вершина — четвертая ступень (4);
  • квинта: вершина — пятая ступень (5);
  • секста: вершина — шестая ступень (6);
  • септима: вершина — седьмая ступень (7);
  • октава: вершина — восьмая ступень (8).

По тоновой величине к одному и тому же виду относятся подвиды с разным количеством тонов (обозначение — т.): «чистая» (обозначение — ч.); «малая» (обозначение — м.) или «большая» (б.); «уменьшенная» (ум.) или «увеличенная» (ув.). Например, секунда может иметь ½ тона (0,5 т., или полутон), а может иметь 1 т. По тоновой величине интервалы располагают в виде таблицы или списка по возрастанию внутри восьми ступеней:

  • ч. 1 = 0 т;
  • м. 2 = ½ т;
  • б. 2 = 1 т;
  • м. 3 = 1 ½ т;
  • б. 3 = 2 т;
  • ч. 4 = 2 ½ т;
  • ув. 4 = 3 т;
  • ум. 5 = 3 т;
  • ч. 5 = 3 ½ т;
  • м. 6 = 4 т;
  • б. 6 = 4 ½ т;
  • м. 7 = 5 т;
  • б. 7 = 5 ½ т;
  • ч. 8 = 6 т.

Проигрывание интервала

Все они встречаются в натуральных ладах без повышения или понижения ступеней. Там, где происходит альтерация, появляются новые подвиды: увеличенные и уменьшенные. Это приводит к явлению энгармонизма. Определение этого понятия показывает, что появляются интервалы, имеющие разную ступеневую величину при одинаковой тоновой. Например: ув. 2 качественно = м. 3; ум. 4 качественно = б. 3 и т. д. Для того чтобы их правильно подписывать, нужно высчитывать тоновую величину.

В гармонических мажорных и минорных тональностях выделяют так называемые характерные интервалы. Они образуются благодаря характерным альтерациям этих видов ладов. В эту группу включают ув. 2, ум. 7, ув. 5 и ум. 4.

Составные интервалы

Составными называются интервалы после октавы: для их образования к простым прибавляется октава. Латинские названия в этом случае продолжают счет ступеней:

Составные интервалы

  • нона: 9 ступеней, иначе — секунда (2) через октаву (8);
  • децима: 10 ступеней, иначе — 3 через 8;
  • ундецима: 11 ступеней, 4 через 8;
  • дуодецима: 12 ступеней, 5 через 8;
  • терцдецима: 13 ступеней, 6 через 8;
  • квартдецима: 14 ступеней, 7 через 8;
  • квинтдецима — 15 ступеней, 8 через 8.

Ступеневая и тоновая величины интервалов через 8 соотносятся так же, как и у простых. Для указания тоновой величины составных интервалов используются те же обозначения, что и для простых: от чистых до увеличенных.

Обращение интервалов

Изменение взаиморасположения основания и вершины, при котором они меняются местами, называют обращением. Такое изменение может произойти одним из вариантов: либо основание перемещается на 8 вверх, либо вершина идет на 8 вниз. Обращения по ступеневой величине:

  • 1 обращаются в 8;
  • 2 — в 7;
  • 3 — в 6;
  • 4 — в 5;
  • 5 — в 4;
  • 6 — в 3;
  • 7 — в 2;
  • 8 — в 1.

По тоновой величине: чистые (ч.) обращаются в ч., м. — в б., б. — в м., ум. — в ув., ув. — в ум.

Обращение составных интервалов происходит одним из методов:

  1. один голос двигается на две 8 (если основание, то вверх, если вершина, то вниз);
  2. оба голоса идут навстречу друг другу на одну 8.

Консонансы и диссонансы

Консонирующими называются интервалы, звучащие согласно, слитно, а диссонирующими — звучащие разнозвучно, резко. Консонансы различают по степеням:

  • «весьма совершенные»: ч. 1 и ч. 8;
  • «совершенные»: ч. 4 и ч. 5;
  • «несовершенные»: м. и б. 3, а также м. и б. 6.

Диссонирующие: м. и б. 2, м. и б. 7, ув. 4 и ум. 5.

При обращении консонирующие остаются консонансами, а диссонирующие — диссонансами.

Консонансы и диссонансы

Важно разделять свойства консонирования и диссонирования, с одной стороны, и свойства устойчивости и неустойчивости — с другой. Распространенной ошибкой обучающихся является смешивание этих понятий.

Для определения устойчивости консонанса нужно обратить внимание на его строение: нужно, чтобы устойчивыми были и основание, и вершина. Чтобы помочь себе, можно подписать ступени нижнего и верхнего звуков. С диссонансами проще: они всегда неустойчивы.

Неустойчивость требует разрешения, поэтому необходимо определить тональность, в которой будет разрешаться интервал, так как только в этом случае будет понятно тяготение неустойчивых ступеней. При выполнении заданий на разрешение можно пользоваться вспомогательным приемом: указывать тональность знаками при ключе, это снизит количество знаков при нотах, которые нужно править в результате ошибок.

Тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые является средством музыкальной выразительности. С ним связано правильное интонирование как в пении, так и при инструментальном исполнении. То есть, интервалы не являются выразительными сами по себе, в теории, но становятся таковыми в конкретном музыкальном произведении, когда разрешение неустойчивых звуков, правильно показанное исполнителем, придает осмысленность музыке.