Могучая кучка интересные факты

Участники «Могучей кучки»

«Могучая кучка», «Новая русская музыкальная школа», «Русская пятерка», «Балакиревский кружок» — всё это — названия одного и того же союза композиторов, объединившихся в своих творческих убеждениях, формировавшегося на протяжении нескольких лет в столице Российской Империи Санкт-Петербурге (исследователи приводят период с конца 1850-х по начало 1860-х годов). Удивительно, но за весь период своего существования содружество практически не меняло свой состав, настолько сплоченными и вдохновленными совместным творчеством были его члены.

Основоположники кружка

Рассказ об этой уникальной композиторской унии стоит начать с краткого повествования обо всех ее участниках и основателе. В этот перечень попали широко известные деятели музыкального искусства, которые стояли у истоков этого творческого тандема:

Милий Алексеевич Балакирев

Цезарь Антонович Кюи

Модест Петрович Мусоргский

  1. Милий Алексеевич Балакирев. Именно этот уроженец Санкт-Петербурга, проводивший все детство на берегу Волги, стал основателем прославившегося на всю Россию и за ее пределами кружка. С самого юношества подававший большие надежды Балакирев прославился своей любовью к народным песням, которые ему доводилось слышать в деревне, а также демократическими взглядами в музыке. Милий Алексеевич болел за внедрение в творческий мир всего нового, но не без народного многоголосия и восточных мотивов, ставших основой его фантазии «Исламия». Именно с момента его встречи с идейным единомышленником Стасовым, которая состоялась в 1856 году, и ведет свой отсчет легендарная «Русская пятерка».
  2. Цезарь Антонович Кюи. Невзирая на то, что этот автор был наименее известен из всего звездного коллектива, именно он был самым ярым сторонником этого союза, поставившим такие интересные оперы, как «Анджело» и «Вильям Ретклиф». Внушительный вклад Кюи внес и в постановку детской оперы, будучи необычайно задушевной и поэтичной личностью. В то же время нельзя не отметить ту жесткость, с которой композитор воспринимал некоторые новаторские идеи своих соратников, будь то нерешенные диссонансы Бородина или постановка «Борис Годунов» Мусоргского (к ней Кюи даже написал разгромную рецензию). Он же стал ярым противником создания Римским-Корсаковым нового союза композиторов после распада «кучки».
  3. Модест Петрович Мусоргский. Пожалуй, самый радикальный член сообщества, авторству которого принадлежит такое гениальное произведение, как «Борис Годунов». Практически во всех работах композитора главной темой являлся русский народ со всей прилагающейся проблематикой общества и сословий, откуда и их ярко выраженная социальная направленность. Среди главных достижений — введение романсов и прочей словесной песенности, не использованных ранее ни одним другим композитором.

Эта троица жила общей идеей, сохраняя ей верность до конца существования кружка и собственной жизни. Каждый участник состоялся в профессиональном плане, всячески способствуя в становлении творческих соратников.

Римский-Корсаков и Бородин

Чуть позже формирующийся кружок пополнился новыми участниками, которые также внесли свою лепту в его деятельность. Самый молодой из них стал последователем союза, продолжив дело своих единомышленников даже после его распада. Этими двумя новичками оказались:

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Александр Порфирьевич Бородин

  1. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Благодаря своему знакомству с Балакиревым стал участником кружка в 18 лет, что самым благоприятным образом повлияло на все последующие произведения автора. «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка» — оперы композитора пропитаны не просто русским духом, а самой настоящей сказочностью, являющейся неотъемлемой частью культуры. Из особенностей его работ стоит выделить не применявшуюся ранее разбивку на 11 четвертей, позволяющей справляться с поставленными задачами как дирижерам, так и оперным исполнителям.
  2. Александр Порфирьевич Бородин. Недаром говорится, что талантливый человек талантлив во всем, ведь, помимо музыки, этот замечательный композитор подавал большие надежды в химии. Наиболее знаменитым творением этого гения стала симфония, получившая название «Богатырская». Также Бородин долгое время работал над созданием оперы «Князь Игорь», правда, ему так и не удалось закончить свое дело, в результате чего оно перешло по наследству Римскому-Корсакову и Глазунову. Из музыкально-технических особенностей — введение диссонансов, которые Бородин специально оставлял «нерешенными», получая за это шквальную критику и обвинения в профессиональной безграмотности даже от своих соратников.

Несмотря на то, что руководить коллективом доводилось Балакиреву, его идейным вдохновителем и постоянным консультантом практически во все времена оставался писатель и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов. Именно в докладе идеолога о «Могучей кучке», составленного после прослушивания концерта руководителя группы Балакирева, было впервые упомянуто ее название, впоследствии ставшее наиболее известным.

История создания и деятельность

Сегодня можно найти довольно много интересной информации о «Русской пятерке», а также о ее продолжении, основателем которого стал один из членов союза Римский-Корсаков, поэтому целесообразно привести выжимку самых важных фактов из жизни великого творческого коллектива.

Хронология событий

Началось все с балакиревского приезда в Северную Пальмиру. Сочинивший свои первые этюды в 4 с небольшим года 18-летний юноша мечтал о музыкальной карьере в столице. К тому моменту он был вхож в лучшие дома Петербурга, где проводились музыкальные вечера, и уже успел написать дебютный концерт аллегро, который довелось услышать критику Стасову. Впечатленный емким содержанием программы, общественный деятель подружился с талантливым музыкантом и именно с его легкой руки было положено начало творческому союзу. Далее события развивались в следующей последовательности:

Участники могучей кучки

Произведения композиторов могучей кучки

  1. В 1856 году происходит встреча Балакирева с военным инженером Цезарем Кюи, который еще в 5 лет начал проявлять огромный интерес к музыке, подбирая военные марши на домашнем рояле. Примечательно, что спустя годы можно было констатировать факт о меньшей приверженности Кюи к общей идеологии творческого коллектива.
  2. Спустя год творческий тандем принял еще одного талантливого композитора — Мусоргского, опубликовавшего в 13 лет свою первую военную польку, названную «Подпрапорщик». Среди уникальных способностей композитора — привычка написания музыки набело без использования черновиков.
  3. В 1862 году вхожим в группу приятелей по интересам стал дипломированный морской офицер 18 лет от роду Николай Римский-Корсаков, который умудрился стать профессором Петербургской консерватории, не имея для этого специального образования. Со временем композитор восполнил прорехи в своих теоретических познаниях и даже выпустил методические пособия по практической гармонии и оркестровке.
  4. В тот же период происходит знакомство с профессором Бородиным, в 13-летнем возрасте сочинившим свой первый концерт для флейты и фортепиано. Среди заслуг этого талантливого композитора — введение оркестровой аранжировки для четырех разных инструментов со специально придуманной для этого симфонией.

Балакирев познакомил своих новоиспеченных соратников с основными теоретическими понятиями об оркестровке, гармонии, композиции и прочих важных составляющих музыкального мира. Единомышленники увлекались трудами известных русских критиков Белинского, Чернышевского, Герцена и Добролюбова и считали себя последователями Глинки, который только-только ушел из жизни, оставив после себя богатое культурное наследие.

Распад и наследие

Каждое собрание соратников проходило в более чем оживленной атмосфере. В воздухе буквально витал дух демократии, поэтому неудивительно, что представители русской интеллигенции, прославлявшие свою родную землю и народ, помышляли о настоящей культурной революции. Нередко великий класс посещали и другие творческие личности, среди которых художник Илья Ефимович Репин, писатель Иван Сергеевич Тургенев, скульптор Марк Матвеевич Антокольский и пр. Вхож в кружок был и знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский, правда, отношения с ним у главы и участников музыкального коллектива далеко не всегда складывались лучшим образом.

К сожалению, в 70-х годах в союзе композиторов возникли разногласия, и после 20-летнего существования «Русская пятерка» распалась. Тогда усилиями Римского-Корсакова центр деятельности бывшего союза удалось сохранить, как и его основную идеологию, переместив ее в учебные классы Петербургской консерватории, что было воспринято в штыки Кюи. Чуть позже композитором был организован так называемый «Беляевский кружок», который стал негласным наследником «Новой русской музыкальной школы».

Состав идеолог могучей кучки

Уже в начале XX века Римский-Корсаков, возглавлявший новый музыкальный союз, разделил бразды правления с другими видными деятелями искусства, среди которых оказались Анатолий Константинович Лядов, Александр Константинович Глазунов и Николай Васильевич Арцыбушев. Чуть позже Римский-Корсаков поделился своим мнением по поводу связи между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком», сказав, будто у них есть действительно много общего, кроме того, что предшественник был революционным, ввиду особенностей того времени, а его последователь — размеренным и прогрессивным.

На самом же деле существенных отличий было гораздо больше, ведь чего только стоит приверженность нового союза разным направлениям и музыкальным авторам, влияние которых на коллектив было колоссальным. Возвращаясь к событиям прошлых лет, придется отметить, что для «Могучей кучки» такие тенденции были недопустимыми в принципе. Кроме того, являясь негласным наследником «Русской пятерки», «Беляевский кружок» фактически не имел единой программы и идеологии, на которой бы строились новые произведения.

Доклад по теме

Нетрудно представить, как могли к этому относиться другие участники бывшего клуба по интересам, которые, к слову, также не сидели без дела. К примеру, тот же Балакирев получил пост главы придворной Капеллы, продолжая распространять свои знания и выпуская все новых и новых последователей собственной школы. Все эти моменты обязательно стоит внести в сообщение о знаменитом творческом союзе, кратко перечислив самые интересные факты о «Могучей кучке».

Могучая кучка композиторов

Не стоит забывать, кому довелось входить в эту группу, и интересы, которые смогли объединять таких разных людей на протяжении целых 20 лет. На завершающем этапе обязательно нужно перечислить наиболее известные произведения композиторов «Могучей кучки», среди которых:

  • Музыка к произведениям «Король Лир», «1000 лет» и «Исламей» Балакирева.
  • «Флибустьер», «Кавказский пленник» и «Вильям Ретклиф» Кюи.
  • «Хованщина», «Борис Годунов» и «Картинки с выставки» Мусоргского.
  • «Богатыри», «Князь Игорь» и «В Средней Азии» Бородина.
  • «Садко», «Майская ночь», «Шахерезада» Римского-Корсакова.

В конце необходимо подвести итоги о том творческом и просветительском вкладе, который смог внести союз и его основатели в культурную жизнь и развитие России. Можно дополнить доклад фотографиями композиторов и рисунками театральных декораций к некоторым их постановкам.