Народные промыслы России

Виды народного промысла

На протяжении всей истории люди находились в теснейшей связи с окружающей природой. Она давала одежду и пищу, определяла ритм жизни, смену дня и ночи. Человек наблюдал за тем, что его окружает, и передавал эти наблюдения в своем творчестве.

Леса и горы, озера и луга дарили вдохновение. Человек старался перенести гармонию окружающего мира в свои работы, внести в них те же краски и формы, что видел в природе. Существует множество видов народных промыслов. Среди них наиболее популярными являются:

  • росписи;
  • изделия из ткани;
  • изготовление игрушек;
  • изделия из металла;
  • резьба.

Но чем бы ни занимались мастера, обрабатывали дерево или ткали ковры, им удавалось создавать предметы сказочной красоты.

Народные умельцы тонко чувствовали материал, с которым работали, будь то дерево или глина, кожа или кость, мех или тончайшие нити, сплетенные в ажурные кружева. В руках талантливых мастеров рождались настоящие шедевры: изящные, своеобразные, с определенными оттенками, орнаментами, с особым почерком и настроением.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Лучшие работы русских мастеров собраны в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиции знакомят с уникальными изделиями, созданными мастерами в разных уголках России: от жаркого юга до далекого холодного севера.

Мебель, утварь, одежда, игрушки — всё, над чем трудились русские народные умельцы, говорило об их любви к земле, на которой они живут. Авторы тонко чувствовали прекрасное, поэтому самые обычные бытовые предметы становились в руках художников произведениями искусства.

Красоту формам добавляли орнаменты, изображения растений и животных, сцены из жизни людей. Мастера переносили в работы свои впечатления от окружающего мира, при этом не имело значения, из какого материала созданы художественные изделия. Они могли быть коваными, ткаными, резными или расписными.

Из податливой березовой коры в умелых руках получалась красивая, прочная и удобная посуда. Пластичная глина после кропотливой работы, состоящей из ряда этапов, становилась крепкой, но хрупкой керамикой. Ее декорировали разнообразными элементами.

Народные умельцы старались украсить свой дом разными предметами, при этом вещи становились настоящими помощниками в хозяйстве. Их можно было ежедневно использовать во время домашней работы.

Материалы для творчества

Природа служила для мастеров главным источником вдохновения. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались ничего не копировать буквально. Эта взаимосвязь читалась в деталях и штрихах, в том числе и в народном костюме.

Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом народных национальных традиций. В течение веков одежда видоизменялась, но типичные элементы кроя, орнамента, определенные материалы и украшения, свойственные русской одежде, сохранились по сей день.

Русские костюмы

К особенностям, характерным для костюма XVII—XIX вв. еков, относят прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов. Мастера использовали домотканую, а позднее фабричную ткань, отделывали костюм вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого оттенка, за счет чего человеку удавалось выразить определенные чувства. Недаром говорят, что цвет — это язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются красный и белый.

Чем бы ни занимались народные мастера, они делали это с выдумкой и любовью. Предметы, в которые было вложено немало труда, окружали человека в течение всей жизни.

С народным искусством и фольклором связана история русской игрушки. Основными материалами для ее изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна оберегать ребенка от болезней, переманивать хворь на себя. Существовало, например, поверье, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливал.

Любая народная игрушка несла в себе определенные символы. Она оберегала, веселила, помогала ребенку постигать мир. Её всегда хотелось взять в руки не только детям, ведь каждый такой красочный предмет был согрет теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.

Глина, из которой делали свистульки, всегда считалась одним из самых древних материалов. Повсюду, где имелись её природные запасы, мастера изготавливали миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.

Глиняные изделия и хохломская роспись

Глечики и макитры

На Кубани гончары создавали посуду, которую в этих краях называли глечиками или макитрами. Точно так же, как деды и прадеды, народные умельцы работают с глиной в наши дни.

Изделия современных мастеров всегда пользуются спросом. Сегодня это уже не музейные экспонаты. Находится немало желающих приобрести тот или иной глиняный шедевр — предмет быта или игрушку.

Прикасаясь к керамике, человек имеет возможность окунуться в глубину веков и почувствовать в своих руках древний материал, рассмотреть богатство орнамента. Лепкой из глины можно заниматься в любом возрасте, такой процесс очень привлекает детей. Для них это особенно полезно, ведь во время работы происходит развитие моторики, фантазии и пространственного мышления.

Юному мастеру необходимы аккуратность и усидчивость. На непросохшем изделии обычно делают разнообразные прорези, изгибы, наносят определенный рисунок. Это возможность выразить свои чувства и настроение. Все здесь зависит от воображения автора.

Народные ремёсла развивались и складывались веками. У каждого промысла были свои особенности, секреты и язык. Несколько столетий назад на нижегородской земле возникла хохломская роспись. Хохлому нередко называют золотой.

Хохломские мастера использовали в работе яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвет. Золотистого эффекта мастера добиваются интересным способом:

Хохломская роспись

  1. Деревянная посуда натирается алюминиевым порошком.
  2. После росписи её покрывают специальной олифой.
  3. Обрабатывают три-четыре раза в печи. Благодаря закалке изделие приобретает медовый оттенок.

Хохломская роспись — яркое национальное явление. Это народное искусство не перепутать ни с каким другим. Чаще всего в хохломе можно видеть растительный орнамент: вьющиеся ветви с гроздьями ягод, напоминающими гибкую виноградную лозу.

Колорит росписи обязан своим происхождением древнерусской декоративной культуре XVII столетия. В эту эпоху такие же сочетания цветов встречаются в иконах и фресках, в росписи церковной утвари. Узоры из трав с особыми волнообразными ритмами можно было видеть в резном уборе и росписях храмов того времени, на чеканных окладах икон и в золоченой резьбе иконостасов. Фрески с травяными мотивами украшали церкви разных русских городов, в том числе Нижнего Новгорода.

Палехские и другие миниатюры

Орнамент со сложным узором в виде переплетающихся растений, перехваченных колечками, напоминает страницы древних религиозных книг. Такое народное искусство возникло в небольшой деревне Сёмино, а торговали яркой расписной посудой в селе Хохлома, что и дало название всему промыслу.

В наше время особо славится хохломой город Семёнов. Отсюда произведения хохломского искусства расходятся по всему миру, принося славу русским мастерам, которые продолжают древний промысел. Помимо хохломской в России существуют другие виды росписи:

  • Гжельская майолика;
  • Обвинская;
  • Гуслицкая;
  • Ракульская;
  • Онежская;
  • Липецкая;
  • Пижемская;
  • Петербургская.

Палехская роспись

Ивановская область славится своим центром древнерусского искусства. Это Палех. Так нередко называют и сам промысел, который появился в одноименном старинном селе. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть основания полагать, что село существовало еще до XV столетия. Здесь создавали свои шедевры иконописцы.

Знания и секреты мастера передавали из поколения в поколение. В XVIII веке искусство местных художников приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии палехским письмом. Написанные ими иконы славились особой тонкостью исполнения и темперными красками с применением золота.

В начале XX столетия художники освоили материал папье-маше, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию живописи. В палехской лаковой миниатюре форма изображения условна. Композиция строится на черном фоне, на котором можно видеть людей, животных, птиц. Определенные сюжеты и истории рождаются на разных изделиях: шкатулках, пудреницах, солонках.

Искусство города Городца

Сюжетной росписью славится город Городец Нижегородской области, где возник еще один известный народный художественный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картины, персонажей которых хочется получше рассмотреть. Все образы имеют определённый характер. Достаточно лишь взгляда, чтобы почувствовать настроение, которое хотел передать мастер.

В конце прошлого века городецкие умельцы украшали такой росписью прялки, мебель, игрушки, шкатулки. Художники писали сценки из городской и сельской жизни: чаепитие или гуляния, посиделки или охоту. Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность, определенные детали мастер мог тщательно и не прорисовывать, но старался выявить что-то особенное в каждом персонаже.

Дома в Городце украшены затейливыми орнаментами

Многие дома в Городце украшены затейливыми орнаментами и выразительными образами. Эта традиция пришла с корабельной резьбы времен Петра Великого. Благодаря глухой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с невиданными животными, в том числе со сказочными львами.

На домах горожан заметна богатая фантазия мастеров. Красивые и тонко сделанные рисунки изображали листья, виноградную лозу, ягоды. Все детали и символы были осмыслены мастером. Они дарили ощущение тепла и уюта, являлись солярными охранными знаками.

Художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность. Такой труд основан на знаниях и культуре своего народа, на понимании его опыта и души.