Дивное узорочье в архитектуре

История развития

В XVII столетии в Европе расцветал стиль барокко, хотя в XVI веке он был известным только в Италии. Искусные мастера хотели возвеличить свою культуру, для чего делали здания излишне вычурными. В Россию этот стиль попал благодаря Петру Первому. В то время, когда европейцы уже прониклись духом классицизма и ампира, московские архитекторы только познакомились с барокко.

Нарышкинское барокко в архитектуре

Но русский архитектурный стиль значительно отличался от итальянского. У него были свои особенности и характерные черты. Название он получил благодаря боярскому роду Нарышкиных, первые здания в этом стиле были возведены именно на их землях. Они заказали постройку храмов, оформленных в этом направлении. Глава семьи был дядей Петра Великого. Лев Нарышкин занимал должность дипломата и руководителя Посольского приказа.

Некоторые архитекторы считают, что московский стиль ассоциируется не с барокко, а с западноевропейским маньеризмом. Главное значение этого направления зодчества состоит в связи старой патриархальной Москвы и Петровской архитектуры. Иногда стиль сравнивают с голицынским, хотя последний не сыграл особой роли в истории русской архитектуры.

Развитие нарышкинского зодчества связано с отходом от религиозных канонов. Во второй и третьей части XVII столетия началось формирование светской культуры. Она и отразилась в новых постройках. В это время было возведено несколько новых пятиглавых церквей. Благодаря этому в дальнейшем появилось множество ярусных храмов.

Архитектура городов

Удивительное нарышкинское барокко 17 века пользовалось почетом среди многих архитекторов. Оно стало основным стилем в Москве и других городах, вдохновляло зодчих на строение церквей. Лучшими примерами считаются несколько памятников архитектуры:

Нарышкинское барокко архитектура

  • храм Воскресения Христова в Филях;
  • церковь Бориса и Глеба в Зюзине;
  • храм Покрова в Новодевичьем монастыре;
  • церковь Троицы в Троице-Лыково;
  • Успенская церковь на Покровке;
  • строгановская церковь в Нижнем Новгороде.

Первыми архитекторы построили здания в московских и подмосковных имениях Нарышкиных. Они возвели многоярусные белокаменные церкви с декоративными элементами. Объекты отличались симметричностью, гармоничным соотношением массы, многосоставной постройкой.

Церковь Покрова в Филях — это здание из красного кирпича. А у её основания находятся гульбища, открытые галереи, окружающие храм. Сегодня его стены выкрашены розовой краской, которая подчеркивает белые декоративные элементы.

Дивное узорочье нарышкинское барокко 17 века

Подобным образом построена церковь Троицы, которая также находится в одной из усадеб Нарышкиных. Она отличается элементами западноевропейского ордера, хотя архитектор отступил от итальянских традиций. Он создал церковь по древнерусским принципам, из-за чего главным несущим элементом остались стены. Хотя их практически не видно из-за изобильного декора.

Успенская церковь была настолько роскошной, что её сравнивали с храмом Василия Блаженного. Даже Наполеон выставил вокруг неё особую охрану, чтобы защитить её от разгоревшегося в Москве пожара. Но это постройку разобрали в 1935 году для расширения тротуара. С тех пор она и осталась в таком виде.

В нарышкинском стиле возвели также Новодевичий монастырь, который считается выдающимся образцом московского барокко. Но в петербургской архитектуре XVII века это направление не было распространено. Хотя некоторые его характерные черты и признаки присущи церкви Архангела Гавриила и Сухаревской башне.

Особенности стиля

Нарышкинский стиль имеет и другое название — дивное узорочье. В архитектуре 17 века соединились западноевропейские традиции и влияние патриархального зодчества. В ней сочетаются декоративные элементы и ордер барочного происхождения, но главным отличием является вертикальная энергетика.

У зданий, построенных в этом стиле, есть свои черты:

Дивное узорочье это

  • многоярусность;
  • симметрия;
  • равновесие массы;
  • центричность;
  • смешение разных тенденций.

Нарышкинская архитектура отличается внутренней напряженностью, разнородностью внутренней отделки и структуры. В ней могут присутствовать элементы романтизма, барокко, готики и ренессанса. И всё это сочетается с традициями Древней Руси, когда храмы и церкви строили из дерева и камня.

Архитекторы соблюдали каноны исконно русской формы сложения, хотя заимствовали разные способы фасадного оформления. Новые здания имели такие элементы декора, как фронтоны, барельефы, балюстрады, раковины и колонны. Именно многообразие подобного оформления и стало отличительной чертой нарышкинского зодчества.

Дивное узорочье в архитектуре 17 века

В зданиях присутствовала двойственная масштабность, то есть сочетались огромные, устремленные вверх структуры с правильным оформлением. При декоре фасадов архитекторы использовали лепку с орнаментами в традиционном русском колорите. Зодчие избегали мистических знаков и символов, которые постоянно применялись в европейском барокко. Храмы и церкви были нарядными, источали светскую жизнерадостность. В них сочетались контрастные стены из красного кирпича и белые элементы оформления.

Всем строением нарышкинского стиля присуща театральность и манерность. Это выражается через определенные элементы: карнизы ничего не закрывали, кронштейны не держали, колонны не подпирали. Но не все элементы были слишком вычурные. Они выглядели гармонично в сочетании с яркими стенами.

Оформление интерьера

Архитекторы уделяли внимание не только внешнему оформлению храмов, но и их интерьеру. В нём также преобладают традиции русского узорочья и элементы барокко. Зодчие использовали контрастность двух цветов — красного и белого, а также позолоченную резьбу, растительные орнаменты и полихромные изразцы.

В Европе стиль барокко был минимальным. Это и переняли русские архитекторы. Для каждого здания в нарышкинском направлении характерны определенные черты интерьера:

Дивное узорочье в архитектуре 17 века

  • пространственная высота;
  • хорошая освещенность;
  • отсутствие росписи на стенах;
  • дубовые полы;
  • богатые орнаменты;
  • царские ложи.

Благодаря многоярусности создается эффект вытянутого строения и сложных конфигураций. Главным украшением залов является объемная деревянная резьба. Белые стены не покрывали живописью, чтобы декор не был чрезмерно кричащим.

Все помещения в таких зданиях хорошо освещенный, а центральный светильник выполнен в виде цветочных гирлянд. Стены под потолком украшены растительными орнаментами. А в главном зале стоит золоченый резной иконостас ступенчатой формы. Каждая икона в нём расположена в отдельной раме. А царское ложе служило моленным местом для боярской семьи.

Самая важная деталь нарышкинского стиля — это торжественная декоративность. Архитектура выглядит одновременно радостно и религиозно, сохраняется и мирской и характер. Это и отличает такое направление от традиционного русского зодчества.

Известные зодчие

Возведение зданий в нарышкинском стиле занимались не только иностранные, но и русские зодчие. А некоторые архитекторы происходили из простых крестьянских родов. Самые известные специалисты:

  • Петр Потапов;
  • Яков Бухвостов;
  • Иван Зарудный;
  • Михаил Чоглоков;
  • Петр Шереметев.

Дивное узорочье московского барокко

Потапов был крепостным архитектором на Покровке. Он создавал такие здания, которыми восхищался Василий Баженов и даже Наполеон. Петр занимался строительством церквей, храмов и монастырей, хотя некоторые специалисты считают его резчиком по камню. Бухвостов — это истинный самородок из простого народа. Он возводил объекты из красного кирпича, оформляя их белоснежной отделкой. Это основной представитель и создатель нарышкинского барокко. Бухвостов работал над церковью Бориса и Глеба, храмами Солотчинского монастыря на Рязани.

Зарудный происходил из Речи Посполитой, поэтому его еще называли «иноземец». В начале XVIII века он находился на царской службе в Москве. Там и начал строить здания в нарышкинском направлении. Зодчий тонко чувствовал европейские традиции того времени.

Чоглоков расписывал личные покои женщин из семьи Нарышкиных. А также он возглавил живописную мастерскую Оружейной палаты. Этот художник и архитектор написал одиннадцать икон на холсте специально для царского дворца, а также создал портреты представителей семейства правящей династии. Иван Мазепа просил его расписать лично для себя два белых знамени с гербами.

Дивное узорочье барокко

Шереметев происходил из благородной семьи, которая была лишена титула. Сначала он был подполковником Кавалергардского полка, а также крупным помещиком. Он был великим архитектором, хотя как художник больше прославилась его жена, Елизавета Мартынова. Она профессионально писала акварели, а сегодня её работа заняться в нескольких музеях.

Определение нарышкинского стиля крепко связано с европейским барокко. Для этого направления характерна торжественность, сочетание религиозности с народными традициями, контрастные цвета и растительные орнаменты. Основными примерами подобного зодчества являются храмы и церкви.