Образ весны в картинах русских художников

Немного истории и терминов

Пейзажем принято называть жанр изобразительного искусства, где основной предмет картин художников — природа. Особое значение здесь имеет построение перспективы и композиции, достоверность передачи атмосферных явлений, изменчивости света и воздуха. История становления русского пейзажа прошла несколько этапов:

Весна картинах русских художников

  1. Сначала природные сюжеты служили лишь декорациями для икон, изображали среду обитания главных персонажей или являлись сценой жанровых зарисовок и портретов.
  2. Затем долгое время пейзажи были обобщёнными и идеализированными картинками, и только изображение конкретной местности позволило сделать принципиальный поворот в осознании их художественной ценности.
  3. Важную роль сыграл европейский импрессионизм, который сформировал новую эстетическую концепцию — лирический пейзаж. Он облагораживал природу по велению академической науки, и до конца XVIII века авторитет итальянских и французских мастеров считался непререкаемым.
  4. Очарование первых русских пейзажей заключается в целомудренном стремлении достоверно передать все чёрточки и подробности отчего края. Расцвет этого направления пришёлся на XIX век и питался всё большим осознанием любви к родине.

Говоря об источниках вдохновения, нельзя недооценивать роль народного творчества — музыки, песен и стихов.

Это стало эмоциональным стержнем русской живописи того времени. Пейзаж воспринимался не только как природная данность, но и служил иллюстрацией человеческой души, отражал тоску по счастливой, вольной жизни, поиски места в мироздании, иллюзии и надежды. В рисунках Левитана, Саврасова, Куинджи и других знаменитых мастеров человек находил созвучность сокровенным мечтам и безотчётному стремлению на поиски лучшей доли.

Государственная Третьяковская галерея

В собрании известных пейзажей национальной сокровищницы живописи естественные и неизбежные сезонные изменения — символ постоянного непостоянства природы. Тема приобрела развитие благодаря огромным просторам и разнообразию климата, навеки запечатлев узнаваемые черты родного края. Среди наиболее интересных произведений стоит отметить:

  1. А. Саврасов «Грачи прилетели», 1871.
  2. И. Левитан «Весна. Большая вода», 1897.
  3. А. Венецианов «На пашне. Весна», середина 1820-х.
  4. К. Юон «Мартовское солнце», 1915.
  5. И. Грабарь «Мартовский снег», 1904.
  6. Ф. Васильев «Оттепель», 1871.
  7. А. Пластов «Весна», 1954.

Время прилёта птиц

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Картина «Грачи прилетели» рассказывает о самом начале весны, о пробуждении, которое только-только возникло и ещё не оформилось в осязаемую перемену. Неброский обыденный пейзаж сначала даже кажется зимним. Но внимательное изучение деталей приводит к осознанию того, что это всё-таки весна. Рыхлый снег на переднем плане потускнел и стал грязным, тянутся вверх голые берёзы, за ними — чёрное поле и серое, покрытое облаками, небо. Тёмные цвета подчёркивают заурядность пейзажа, но вся эта безрадостность — только кажущаяся.

Вот из-за берёз проступает силуэт деревенской церкви с колокольней, в русской живописи — постоянный символ веры, добра и света. Пейзаж писался с натуры в Костромской области, и до наших дней ещё сохранилась та церковь. При внимательном рассмотрении обнаруживаются признаки грядущей весны: проталина с водой, солнечные блики, освещающие пейзаж. А ещё картина прямо наполнена весенним воздухом — тёплым и свежим.

Алексей Саврасов считался признанным мастером в этой области, и его картины легко узнать по дыханию и чувственности.

Все выводы о наступлении весны подтверждаются главной деталью — грачами. Они возвратились в гнёзда, покинутые прошлой осенью, и облепили ветки ещё голых берёз. Перелётные птицы не оставляют сомнений — они прилетели и принесли на крыльях весну, начало новой жизни.

Подъём воды

Искренне влюблённый в родные края, в полотне «Весна. Большая вода» Левитан запечатлел ежегодное половодье как торжество вечных законов возрождения жизни. Паводок на пейзаже захватил не только часть берёзовой рощи, но и поля, и деревенские дома. Лодка, единственное средство связи с внешним миром, логически завершает композицию. В ней — прозрачный намёк на существование человека, сочетание пробуждения природы с началом крестьянских хлопот.

И. Левитан «Весна. Большая вода»

Золотистая охра весеннего солнца гармонирует с голубизной неба и воды. Это цветовое сочетание — излюбленный приём древнерусских иконописцев, что придавало работам торжественность при изображении обитателей горнего мира — ангелов и святых. Тонкие стволы деревьев тянутся из холода воды к солнечному теплу, расправляют ветки, как потягивающийся человек прогоняет остатки сна и просыпается для новых дел.

Полузатопленные постройки напоминают корабли в неподвижной морской глади, а отражения деревьев и узкая полоса берега вертикально и динамично удлиняют картину. Природа радостно просыпается, тепло и влага возрождают жизнь и приносят надежды на обильный урожай.

Нежные оттенки розового нарядны и энергичны, они окрашивают пейзаж ожиданием чуда, предвосхищают красоту, наполняют оптимизмом и жаждой жизни.

Полевые работы

Картина «На пашне. Весна» представляет обобщённый образ земли русской и считается частью цикла о крестьянском труде, созданного во время жизни Венецианова в Тверской губернии. Ранняя весна, распаханное поле, по краям которого пробивается зелень. Справа теснится кучка деревьев возле старого пня. В центре — нарядно одетая крестьянская женщина, без усилий ведущая двух лошадей с бороной. Она отважно ступает по земле босыми ногами, а улыбающееся лицо обращено к сидящему у пашни ребёнку. Красота — главное определение всего, что есть в картине: женщина, дитя, животные, пейзаж.

А. Венецианов «На пашне. Весна»

Нет упоминания о тяжести крестьянского труда, не видно грязи на наряде героини и рабочих лошадях, пахота даётся с лёгкостью, им не холодно, а младенец не плачет и спокойно играет на голой земле. Художник аллегорически изобразил сказочный образ весны, воплотив его в красивую крестьянку. Молодая, нарядная, с лёгкой поступью, она идёт по всей земле, обновляет мир, успокаивает детей, ведёт за собой силы природы.

Морозы и солнце

К. Юон «Мартовское солнце»

В пейзаже Юона «Мартовское солнце», вопреки укутывающему окрестности белоснежному покрывалу, ощущается радость скорого наступления весны. Берёзы и старые грабы нетерпеливо тянутся ветвями к солнечному свету и мечтают о новых зелёных одеждах. Крыши и фасады деревенских домов купаются в обманчивом мартовском тепле и чувствуют, что в игру по-хозяйски вступает весна.

По заснеженной дороге из села выезжают на лошадях двое деревенских детей-подростков. За ними увязался рыжий жеребёнок, а чёрный пёс с радостным лаем догоняет процессию, пытаясь вернуть их домой. Небесная лазурь придаёт всему пейзажу задорную яркость. Скрипучий мороз, но уже чувствуется бодрый весенний дух. Ещё немного, и потекут ручьи, радостно защебечут птицы, появятся на деревьях почки, и наступит долгожданный апрель!

За водой по снегу

И. Грабарь «Мартовский снег»

В картине «Мартовский снег» Грабарь тонко подметил капризы первого весеннего месяца и голубого снега, доживающего последние недели. Солнечный, но по-зимнему холодный день, тишина разлилась в морозном воздухе. Девушка спешит по воду, несёт вёдра на коромысле, и кажется, что слышны хрустящие звуки снега под её ногами. Колорит русской глубинки чувствуется в практичной одежде героини, в сельских домах на заднем плане, в свободном пространстве, затянутом белым покрывалом.

Весеннее солнце начало борьбу со снегом — он разрыхлился и стал ноздреватым, а на тропинке почти растаял. Деревья отбрасывают синеватые тени и намекают, что день плавно переходит в вечер.

Зимнее уныние служит контрастом для грядущего весеннего перерождения и подчёркивает игру света на снегу, напоминает о скором наступлении животворного тепла.

Символы преображения

Серо-коричневые тона картины «Оттепель» навевают холод и печаль, но начало весны ощущается явственно. Тающий снег забирает с собой зимнюю стужу, а размытая дорога знаменует начало новой жизни. В поисках пропитания сюда слетелись птицы, и к ним навстречу идут люди — мужчина и девочка, их лиц не видно. Мир ещё во власти зимы, и снег не хочет уступать просторы весеннему теплу. Высокие деревья на заднем плане ещё обдуваются ветром, а над ними тяжело нависают облака. Справа виднеется ветхий домик, полузасыпанный снегом.

Ф. Васильев «Оттепель»

Художнику удалось изобразить сочетание печального и счастливого в жизни, преображение тьмы в свет, стужи в тепло, сна в явь. Избушка ветхая и кривая, но она противостоит ветрам. Чёрные тучи мрачно стелются по небосклону, но за ними проступает благодатный свет. Размытая и скользкая дорога — извилистый жизненный путь человечества, он преобразится с первыми лучами весеннего солнца.

Действующие лица — крестьянин с девочкой. Ребёнок искренне радуется окружающему миру: слетевшимся птицам, холодным лужам, раскисшему снегу. С детским смехом просыпается и оживает природа, а в душе мужчины, благодаря маленькому ребёнку, наступает весна.

Северная Венера

А. Пластов «Весна»

В аллегорическом сюжете полотна Пластова «Весна» нагота естественна: молодая женщина с рыжеватыми волосами в открытом предбаннике одевает девочку. Перламутрово-розовая кожа контрастирует с тёмными бревенчатыми стенами, закопчённой дверью бани и с золотистой соломой на полу. Белые звёзды снежинок вплетаются в волосы женщины и тают на разгорячённом теле. В главной героине воплощается красота молодости, гармония внутреннего богатства и прелести внешней женственности и чистоты.

Она олицетворяет русскую весну, когда земля сбрасывает ледяные покровы на фоне серой пелены туч, мрачного неба и обильного снегопада.

В ведре холодно темнеет вода, блестит начищенный медный таз. Пришлые критики пытались обвинить автора в желании рисовать обнажённое женское тело на фоне нищеты крестьянского быта. Но сильный поэтический образ с божественной красотой утвердил торжество обновления жизни и получил название «Северной Венеры».

Музеи ближнего зарубежья

После распада СССР многие известные пейзажисты и их картины оказались за пределами исторической родины, а россиянам теперь доступны только репродукции. В сборниках украинских музейных коллекций содержатся два весенних пейзажа с одинаковым названием «Ранняя весна», принадлежащие кисти разных авторов:

  1. Харьковский художественный музей. А. Куинджи, 1895.
  2. Полтавский художественный музей. И. Левитан, 1892.

Предвкушение чуда

Мастерское использование Куинджи световых эффектов создаёт реалистичный образ родной земли, наделяет пейзаж «Ранняя весна» особым настроем и эмоциональной силой. Выразительно смотрятся берёзы, передавая игру света и теней, а спокойные краски чистых пастельных тонов жизнерадостны и лиричны. Пробуждение природы средней полосы относится к концу февраля — началу марта.

«Ранняя весна» А. Куинджи

Ещё не закончилась зимняя стужа, и весна едва начинается. В центре картины — изгиб реки, он подчёркивает перспективу и придаёт глубину. Ледяной покров начал истончаться, у края левого берега и на середине вода заструилась голубыми протоками. Подтаяли снежные пласты на суше, потеряли белизну, а очистившиеся участки земли выглядят по-осеннему уныло. Скорый приход весны выдаёт солнечный свет, заливающий картину.

Это делает ярким лес на линии горизонта и заставляет мягко сиять голубой небосвод с дымчатыми белыми облаками.

Пятна мха на переднем плане радуют взоры нежной зеленью, а голубые краски неба и воды наполняют пейзаж чистым воздухом. Склонённый ствол берёзы в самом центре полотна тянется вверх светлыми ветвями. Они ещё не покрылись зеленью, им долго ждать настоящего тёплого солнца и лета. Но атмосфера картины не оставляет места унынию, ведь предвкушение чудесного — тоже праздник.

Светлая печаль

Левитана заслуженно зазывали мастером «пейзажа мотива и настроения». Художник не любил говорить о картинах, скучал, слушая рассуждения других, а живописью не с натуры не интересовался. В его пейзажах есть литературные черты — заброшенный дворец усадьбы с заколоченными ставнями, старое кладбище, гаснущие лучи заката. Любовь к родной природе проступает в каждом этюде как восхитительное описание тонкой грусти.

На картине «Ранняя весна» снег ещё не растаял полностью, но жёлтая пожухшая трава на переднем плане успела освободиться от его оков. Крытые соломой разномастные постройки бесприютно застыли на фоне тёмной лесной чащи в серо-голубой дымке. Видны белые стволы берёз, зеленеют ели, прозрачная синь неба проблёскивает золотым солнечным пятном. Всё замерло в ожидании тепла. Скоро это зимнее оцепенение сменится весной — птичьим гомоном, россыпью подснежников на лесных опушках.

«Ранняя весна» И. Левитан

Изображая пейзаж, живописцы акцентируют внимание на моментах, которые обычный наблюдатель мог и не заметить. Происходит воспитание любви к природе, формируются эстетические запросы. А интерес к картине порождает желание и самому взяться за масло и кисти, написать стихи или песню.