Картины в стиле супрематизм

Предпосылки появления супрематизма

В 1913 году К. Малевич сблизился с футуристами, которые летом проводили свой съезд. В нем участвовали всего три человека: композитор Матюшин, поэт Крученых и Казимир Северинович. Практически сразу делегаты создают манифест, главное назначение которого было преобразование устаревшего искусства.

Супрематизм в живописи

Кроме того, авангардисты считали, что необходимо решительно преобразовать театр. Они сразу приступили к созданию оперы «Победа над солнцем», которая полностью не укладывалась в рамки логического мышления.

Крученых написал футуристическое либретто, а Матюшин сочинил диссонантную музыку. На плечи Малевича легло оформление костюмов и декораций, которые стали толчком к развитию супрематизма. В том же году состоялась премьера оперы.

Только небольшое количество зрителей досмотрело представление до конца, а основная разочарованная масса покинула зал во время спектакля. Хотя потом в течение 70 лет оперу эту никто не ставил, но все же она содержала несколько революционных находок. А изображение половины черного квадрата Малевича украшало занавес.

История развития

Новое направление считалось самым ранним и радикальным изменением в абстрактной живописи. Название стиля произошло от убеждений основателя супрематизма Малевича, который утверждал, что этот вид искусства будет гораздо выше, чем прошлый опыт художников.

Он считал, что супрематическая живопись приведет к превосходству чистого чувства или понимания в художественной творческой деятельности. В тот период появились поэты-авангардисты, которые повлияли на развитие нового стиля в изобразительном искусстве.

Супрематизм художники

Малевич отмечал, что и в живописи есть тесные связи между словами, знаками или объектами. В 1915 году под руководством Казимира Севериновича было решено сформировать организацию художников-супрематистов. В нее должны были войти:

  • И. Клюн;
  • М. Меньков;
  • И. Пуни;
  • О. Розанова и др.

В том же году была организована выставка «0,10», которая завершала развитие кубофутуризма и ознаменовала переход к супрематизму. На ней Малевич представил 35 своих работ, в том числе известную картину «Черный квадрат».

Основная особенность выставки состояла в исключении натуральных форм и художественного смысла. Вся композиция представляла собой геометрические фигуры, которые были подвешены над светлым фоном. Создавалось ощущение, что квадраты, треугольники и прямоугольники двигались в пространстве.

Понятно, что в то время большинство критиков не оценили новый эксперимент, а картину в стиле супрематизм «Черный квадрат» назвали не художественным творчеством, а политической акцией. Хотя представителей супрематизма не удалось объединить в группу, Малевич не остановился на развитии своего творчества.

Основатель супрематизма

Мастер в 1916 году выпускает расширенный манифест, где описывает создание беспредметного искусства, основной чертой которого будет цвет и творчество в чистом виде. Развитие нового течения в живописи он разделил на три этапа:

  • черный;
  • цветной;
  • белый.

Художник считал, что венцом творчества должны стать белые фигуры на белом фоне. Поэтому после черного он рисовал, красный и белый квадраты. Последняя картина «Белое на белом» находится сейчас в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

Супрематизм сыграл большую роль в развитии стиля конструктивизм, который стал основой абстрактного искусства и с успехом используется сейчас в разных областях культуры, современного дизайна.

Художники нового стиля

У Казимира Малевича было немало последователей, но большинство художников супрематизма не так сильно захватила эта идея. Их только объединяло характерное сходство в форме.

Лазарь Лисицкий

После Великой Октябрьской революции художник был одним из ведущих мастеров, которые старались создать новое еврейское национальное искусство. С 1919 года он преподавал в Витебском художественном училище по приглашению М. Шагала.

В этот период художник больше занимался авангардным стилем в книжной иллюстрации, поэтому в 1920 году под влиянием Малевича увлекся супрематизмом. Именно в этот период он стал оформлять книжные издания, используя новый стиль. С 1920 года художник стал выступать под новым артистическим именем — Эль.

Представители супрематизма

В этот период он становится активным членом партии Малевича «Утвердители нового искусства», кратко — УНОВИС. Здесь Эль Лисицкий изобрел ПРОУНы (проекты утверждения нового), где по особому были решены проблемы взаимодействия различных объектов с пространством. Кроме того, мастер преподавал в нескольких московских художественных институтах.

В 1921 году Лисицкий уехал в Европу, работал в Германии, Швейцарии и стал членом организации «Стиль» в Голландии. В Германии он продолжал оформлять книжные издания, но после возвращения в Советский Союз полностью отошел от этих дел. Художник стал одним из первых, кто внес супрематизм в архитектуру. Его работа в основном заключалась в решении задач выполнения городских застроек в вертикальном измерении.

В 1932 году по проекту мастера было построено уникальное здание типографии журнала «Огонек», которое отличалось интересной комбинацией больших квадратных и маленьких круглых окон. В конце творческой карьеры Лисицкий увлекся супрематизмом в создании агитационных плакатов с применением фотомонтажа.

Ольга Розанова

Хотя О. Розанова прожила недолгую жизнь, но стала одной из самых самобытных художниц авангарда в России. Она практически всегда находилась в первых рядах обновления искусства. Передовые поэты тех времен, в том числе и В. Маяковский, посвящали ей свои стихи, стараясь подчеркнуть роль мастера в становлении супрематической живописи.

Она очень хорошо разбиралась в сочетании различных тонов, поэтому и в супрематизме ставку делала на цветовые формы. В тот период она написала ряд картин, которых можно было отнести к постмодернизму, а именно:

  1. Синий веер.
  2. Пивная.
  3. Разделение форм.

В 1910 году она уехала в Петербург, там познакомилась с молодыми русскими поэтами и художниками. При ее активном участии была создана организация «Союз молодежи», где она продолжала рисовать в стиле, близком к супрематизму.

Супрематизм Ольга Розанова

Совместно с поэтом А. Крученых она оформила книгу «Вселенская война», создавая абстрактные коллажи. Когда она принимала участие в выставке «0,10» и увидела впервые работы Малевича, то сначала решила, что мастер украл у нее идею супрематизма.

В 1916 году она возвращается в Москву, вступает в организацию Казимира Севериновича и начинает развивать собственный вариант нового стиля. На следующий год О. Розанова создала один из шедевров XX века — картину «Зеленая полоса».

Иван Клюн

Известный художник-авангардист Клюн (Клюнков), друг и последователь Малевича родился в 1873 году в простой семье плотника. Впервые пробовать рисовать он начал в Киеве, куда переехала семья в поисках лучшей жизни. Первые азы живописи он изучал самостоятельно, перерисовывая из журналов репродукции известных художников.

Позже Клюн переехал к дяде и поступил в Варшавскую школу рисования, но и одновременно работал бухгалтером. В 1898 году он возвращается в Москву, устраивается счетоводом и продолжает обучение живописи в частных студиях. В то время молодой художник в основном работал в традиционных стилях.

Супрематизм Иван Клюн

В 1907 году он впервые встретился с Малевичем в студии своего учителя Рерберга. Вскоре они стали друзьями, причем Казимир Северинович, когда перебрался в Москву, первое время жил у Ивана. Эта встреча сыграла важную роль в творческом развитии обоих художников.

Начиная с 1910 года, Клюн перепробовал практически все стили и окончательно остановился на кубизме, конечно же, не без помощи Малевича. Причем в этом жанре художник превзошел многих своих коллег, так как находил в нем некоторую логику.

В 1915 году мастер перешел к беспредметному творчеству и принял участие в ряде выставок художников-супрематистов. Правда, на следующий год после революции он разорвал отношения с Малевичем и отошел от супрематизма.

На выставке в 1919 году он показал публике 62 свои супрематические картины и официально объявил о разрыве с этим стилем. Сейчас его картин осталось совсем немного, в основном они находятся в частных коллекциях по всему миру.