Произведение А. П. Чехова «Тоска»

Краткое содержание

В заснеженный воскресный вечер извозчик Иона Потапов в привычном ожидании стоял на городской площади, стряхивая мокрый снег со спины своей дряхлой лошаденки. Мужчина отправился на заработки еще утром, но почина все еще не было.

Серые улицы полностью погрузились в вечернюю мглу, кругом зажглись фонари, и людская суматоха стала еще шумнее. Наконец, к Ионе обращается первый клиент. Военный просит подвезти его до Выборгской. Извозчика гложет невыносимая тоска, поэтому он хочет поделиться своими мыслями с человеком, севшим к нему в повозку, в надежде встретить понимание. Оказывается, Иона совсем недавно лишился сына. Парень несколько дней пролежал в больнице и скончался от горячки. Военный с полным равнодушием слушает историю несчастного отца и, доехав до нужного пункта, покидает извозчика.

Иона везет первого клиента

Следующими, кому понадобились услуги Ионы, стали трое разгоряченных выпивкой молодых людей. Толкаясь и выкрикивая бранные слова, веселая компания требует от старика, чтобы тот заставил свою лошадь скакать быстрее. Лихие ребята отвешивают несколько подзатыльников извозчику, но тому нисколько не обидно, и он робко пытается завести разговор об умершем сыне. Как и в случае с первым седоком, никому нет дела до чужого горя.

Раздосадованный мужчина отправляется в хибару, где ночуют такие же, как и он, работяги. Один из извозчиков просыпается в тот момент, когда Иона заходит в помещение. Потапов не упускает возможности завести беседу — он начинает говорить человеку о тяжелой утрате, но тот обрывает его на полуслове. Не найдя понимая среди людей, Иона идет к своей кобыле, думая, что возле стойла к нему будут приходить мысли лишь об овсе и сене.

Сам того не замечая, он изливает лошади душу. Рассказывает ей о том, как мечтал, что его сын станет успешным кучером и проживет долгую и счастливую жизнь. Размышляет о недопустимости того, чтобы молодые уходили на тот свет раньше, чем старики.

Ионе осталось лишь ждать своего часа, смерть не пугает его, а кажется единственным спасением от страданий. Четвероногий друг, кажется, понимает его. Будто камень упал с души извозчика после разговора с животным, Иона всем сердцем благодарит лошадь за то, что хотя бы она внимательно выслушала старика.

Характеристика героев

В рассказе довольно поверхностно описаны второстепенные персонажи, поэтому нет особой надобности заострять на них внимание, чтобы проникнуться той атмосферой грусти и печали, в какую погрузился главный герой. Для более глубокого понимания сути произведения следует описать портреты следующих действующих лиц:

Иона Потапов

  1. Иона Потапов. Центральная фигура рассказа — так называемый маленький человек. Этот тип популярного литературного героя, как правило, обладает низким социальным статусом, не наделен выдающимися способностями и талантом, но абсолютно безобиден. Иона — ничем не примечательный извозчик, пытающийся заработать себе на пропитание. Его единственное желание — рассказать кому-нибудь про свое горе. Герой согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошаденка, подгоняемая хлыстом. Примечательно, что имя центрального персонажа имеет древнееврейское происхождение. Дословно оно переводится как «терпеливый», что, разумеется, в полной мере характеризует извозчика.
  2. Лошадь. Источник дохода Ионы, простое животное, но, слыша печальный голос и видя полные безысходности глаза хозяина, оно словно чувствует его боль и молча слушает его. Ее образ — своего рода аллегорическое изображение главного героя. И лошадь, и извозчик давно немолоды, испытывают проблемы со здоровьем, морально надломлены, одиноки. Не найдя отклика в сердцах людей, именно к этой обессиленной кобыле приходит Потапов за простым человеческим общением и получает желаемое.

Художественные приемы

Детализация изображения — характерная особенность всего творчества Чехова. С помощью описания мельчайших деталей писатель:

  • формирует восприятие вещей;
  • раскрывает характеры героев.

Детализация изображения

В связи с этим крайне важно обратить внимание на то, как Антон Павлович создает образ города, в котором разворачиваются события, изображает его жителей, а также извозчика. В частности, описание пейзажа позволяет отразить атмосферу городской среды, наполненную бессмысленной суматохой и эгоизмом. Никому из толпы вечно спешащих жителей неинтересно, что творится на душе у «маленького человека». Образ города, где каждый зациклен на своих интересах, создается за счет мелких деталей:

  • бледность уличных фонарей;
  • стук колес;
  • злобные взгляды прохожих;
  • нецензурная брань.

И в этом суровом, несправедливом мире вынужден влачить свое жалкое существование одинокий Иона, вырванный из привычной среды и никому не желающий зла. Отдельно стоит упомянуть о том, как главный герой обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова фигурируют в его речи:

  • барин;
  • милый;
  • веселые господа;
  • брат;
  • кобылочка.

С извозчиком разговаривают горожане

Совершенно по-другому с извозчиком разговаривают горожане. В его адрес летят обидные словосочетания:

  • «старый пес»;
  • «Змей Горыныч».

Прибегнув к такому приему, как аллегория, Чехов создал своеобразный конфликт между бедным извозчиком и большим городом. Иона олицетворяет простой трудовой народ, который противопоставлен бездушной городской массе, игнорирующей проблемы маленьких людей.

Темы и проблематика рассказа

В рассказе «Тоска» так же, как и в небезызвестном стихотворении прошедшего ГУЛАГ Варлама Шаламова, затронута тема тоски. Главный герой тяжело переживает смерть сына. Иона — «маленький человек», он просто пылинка в огромном внешнем мире, готовом поглотить слабых и убогих.

Даже маленькая доля сострадания не достается Ионе

Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.

Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.

Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:

  1. Проблема одиночества. Особенно актуальной она стала, когда сельские жители массово потянулись в города. В эпоху урбанизации «маленькому человеку» становится все сложнее найти близких по духу товарищей, готовых поддержать добрым словом в трудную минуту. Вот и Иона теряется в многолюдном городе, видя непробиваемую стену безразличия. Одиночество — страшное внутреннее состояние, и Антон Павлович доходчиво доносит до умов читателей эту мысль.
  2. Проблема равнодушия. Все пассажиры, которых подвозил Иона, узнали о его беде, но не высказали слова поддержки. Некоторые лишь саркастически усмехнулись, а другие и вовсе отмахнулись от назойливого старика. Более того, седоки позволяли себе грубость и хамство в отношении извозчика, что свидетельствует о некоторой жестокости богатых, избалованных роскошью горожан.

Анализ произведения

Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия. На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто. Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.

Тоска — ключевой образ рассказа, который воплотился в Ионе Потапове. Это одновременно и гложущее героя чувство, и острая проблема, над которой Чехов призывает поразмышлять широкому кругу читателей. Тоска здесь не просто отражает упадническое настроение извозчика, а демонстрирует тяжкий душевный недуг, поразивший целый город.

Ребенок читает рассказ «Тоска»

Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать. Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей. Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?

Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи. Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло. Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.