Замысел произведения

Все маленькие трагедии были созданы А. Пушкиным осенью 1830 года в поместье Болдино, откуда поэт не мог уехать из-за карантина. Сохранилась дневниковая запись автора: 26 октября окончен «Моцарт и Сальери».

Но замысел пьесы существовал как минимум с 1826 года, ее название упоминается в пушкинских черновиках с сюжетными линиями. По мнению пушкинистов, поэт хотел изобразить и проанализировать разрушительные эмоции, губящие человеческую душу. Первоначальная идея произведения — зависть.

Успешный и трудолюбивый мастер (Сальери) наблюдает за беззаботным и легкомысленным гением (Моцартом), понимая, что никогда не достигнет его уровня. Это «несправедливость» настолько горька для Сальери, что буквально сводит его с ума и толкает на преступление.

Этапы работы над «Моцартом и Сальери»

Пьеса «Моцарт и Сальери» — гениальное литературное произведение. Пушкин с блеском освещает проблему тщеславия, зависти и творчества в совсем небольшом по объему произведении.

Идея о завистливом композиторе, отравившем гения, принадлежала не Пушкину. Это была общеевропейская сплетня, вызвавшая немалый скандал. Утверждали, что Антонио Сальери, прославленный композитор, придворный капельмейстер Вены, блестящий дирижер и педагог, помещен в психиатрическую лечебницу, после попытки самоубийства. А причина его тяжелого душевного состояния — отравление Моцарта, в котором он сам признался.

история создания моцарт и сальери пушкина

Напрасно, видные музыкальные критики опровергали сплетню, замечая, что нет ни единого доказательства «признания» 74-летнего старика. Говоря об истории создания «Моцарта и Сальери» важно понимать, что Пушкин верил в отравление Моцарта. Сохранились его слова: человек освиставший «Дон Жуана», вполне мог убить создателя гениальной оперы.

Публикация и критика

Пьеса публикуется в альманахе «Северные цветы» в конце 1831 года. Предварительно Пушкин читал свои маленькие трагедии друзьям. Почти сразу после публикации критики, в целом отозвавшиеся о трагедиях хорошо, начинают спор, с тех пор не затихающий. Суть спора — допустимо ли искажать характер исторических личностей? Литературный критик Катенин вообще называл это клеветой, другие критики утверждали, что образ Сальери — образ литературный, собирательный, а у автора есть право выводить исторические личности с определенными неточностями.

В любом случае, художественная реальность победила. В русской культуре Сальери превратился в нарицательное имя, синоним неудержимой зависти.