Солоха характеристика

Например, Солоха из «Вечера на хуторе близ Диканьки», характеристика ее не так проста, как кажется на первый взгляд. С одной стороны — ведьма, с другой — хорошая мать и отличная хозяйка.

Краткое содержание и история создания

Н. В. Гоголь написал свою повесть «Ночь перед Рождеством» в 1831 г. Она входит во 2 книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это первое произведение автора (не считая неудачной поэмы, напечатанной под псевдонимом). Весь сборник объединен одним персонажем — пасечником Рудым Панько, от имени которого и ведется рассказ.

Книга увидела свет, когда автору было всего 22 года. До этого момента он еще не принял окончательного решения посвятить себя литературе и творчеству. Но именно успех, положительное отношение критиков и известных писателей вдохновили молодого автора на продолжение деятельности. Особенные восторги книга получила от А. С. Пушкина. Он увидел в ней и веселость, и лукавость, и искренность, и непринужденность, все это без чопорности и жеманства. А за доставленное удовольствие готов был простить даже полную неправдоподобность.

Солоха из вечера на хуторе близ диканьки

В свое время Гоголь признался, что не умеет придумывать истории «из ничего». Ему обязательно нужна канва рассказа, основа. Решив написать серию повестей о Малороссии, он пишет матери и сестрам с просьбой прислать ему все, что смогут, о традициях и обычаях, пересказ народных сказаний, легенды, изображения костюмов, описание свадеб, колядок, рассказы о праздновании Ивана Купала и прочее.

Одна из самых сказочных повестей цикла — «Ночь перед Рождеством». Для того чтобы понять о чем речь, нужно вспомнить краткое изложение событий. Ведьма Солоха и ее дружок черт в предрождественскую ночь «умыкнули» месяц, чтоб у людей все пошло не так, чтоб добропорядочный кузнец Вакула, сын благочестивой Солохи, не смог найти дорогу к дочери казака Чуба, красавице Оксане. Он любит девушку и хочет сделать ей предложение. Но гордячка ставит условие — Вакула должен преподнести ей черевички, какие сама царица носит.

Огорченный кузнец возвращается домой и выбрасывает на улицу стоящие без дела полные мешки. Но именно в них его мать засунула непрошеных визитеров и воздыхателей:

  • черта;
  • сельского голову;
  • дьяка;
  • казака Чуба.

Но черевички доставать как-то надо и Вакула обращается за помощью к запорожцу Пацюку. Тот и намекнул, что черт у него за плечами, тот и поможет. И действительно, тот сидел в мешке. Предложил нечистый кузнецу, что выполнит просьбу, но за бессмертную душу. Вакула же пригрозив крестом, оседлал черта, да и полетел в Петербург к самой царице.

Солоха ночь перед рождеством

И выпросил-таки у нее заветные черевички. Вернувшись же в село, преподнеся подарок, понимает, что Оксана и так любит его. Дело за малым — выпросить разрешение доброго казака Чуба на свадьбу. Но с помощью подарков и это препятствие преодолено.

Вакула не просто кузнец, он еще и художник «в досужее от дел время занимался малеванием и слыл лучшим живописцем в околотке». Картины пишет на религиозные темы. Поэтому-то нечисть и не любит его. Женившись на Оксане, он расписал всю свою хату, в а церкви намалевал черта «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Читая книгу, можно наслаждаться картинками простой и веселой жизни селян, удивляться тому, как вареники сами залетают в рот, смеяться над одними персонажами и удивляться другим, и не стоит искать в этой сказке социальную или политическую подоплеку.

Великолепная и благочестивая Солоха

Непростой образ матери кузнеца вызывает разные чувства. Кто-то считает ее коварной соблазнительницей, хитрой и изворотливой ведьмой, меркантильной и беспринципной. А кто-то — веселой и знающей, чего она хочет, уверенной и соблазнительной женщиной.

Вечера на хуторе близ диканьки

Гоголевская повесть удивительнейшим образом сочетает в себе сказочное и реальное.

Главные персонажи колоритны и уникальны. И непонятно, действительно ли это вымышленный образ, или такая же Солоха живет в соседнем подъезде, а местные бабушки спорят о том, сколько ей лет и с уверенностью говорят вслед — ведьма.

Происхождение имени

Слово солоха имеет несколько значений. В качестве имени оно происходит от старинного Соломония. На известном сайте Википедия к нему даются следующие пояснения:

  1. Курган — скифское захоронение на Украине.
  2. Река — находится в Архангельской области в Приморском р-не.
  3. Русалка — любая неопрятная, неряшливая женщина.

Искаженное от солоха — салох. Толковый словарь В. И. Даля говорит, что так часто называли нечистую силу, живущую в водоемах — демоническую страшную русалку или лопасту. В отличие от обычных русалок и водяниц, такая солоха имеет отталкивающий демонический облик, не имеет хвоста, но есть у нее длинные космы-волосы, живет по большей части в болотах, прячется в камышах.

Если не принимать во внимание мистический смысл, то так называли теток с распущенными, непричесанными волосами. Да и просто нерасторопную, ленивую женщину. Гоголевская же Солоха имеет собирательную природу, обозначая женщин, связанных с нечистью.

Положительные черты

Героиня, мать кузнеца Вакулы, дама харизматичная, возрастом «от роду не более сорока лет». Автор описывает ее как ни красавицу и ни дурнушку, но внешность манящая и крайне привлекательная. При этом она умна и рассудительна. Все эти качества обывателем объясняются только одним — ведьма. Но ведь любая женщина к таким годам должна обладать, если же не умом, то женской мудростью. И магия здесь совершенно ни при чем.

Вечера на хуторе близ диканьки солоха

Солоха — зрелая женщина, вырастившая сына, но не поставившая на себе крест. Она флиртует с мужчинами, но делает это так ловко, что никто из них не догадывается о наличии соперника и уж тем более соперников. Характер героини многогранен, она:

  • обольстительна;
  • весела, задорна
  • авантюрна;
  • находчива;
  • умеет наслаждаться жизнью;
  • экспрессивна;
  • уверена;
  • отличная хозяйка на зависть соседкам.

И вроде внешне ничем не отличается от других селянок, но есть в ней какая-то чертовщинка, что-то таинственное и загадочное. Все односельчанки кривятся от злости, когда великолепная Солоха нарядная и статная идет по селу. А уж когда в воскресенье, надев парадное платье, отправляется в церковь, все мужчины засматриваются, не исключая дьяка.

Поклонников у героини предостаточно, каждый мечтает в гости зайти, она же, в свою очередь, умела дурачить всех вместе и крутить голову по отдельности: «Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному».

Гоголь солоха

И непонятно, почему считается, что все ее достоинства исключительно из-за того, что героиня ведьма, ведь так может любая женщина.

Во всех мистических произведениях Гоголя четко прослеживается одна линия — борьба добра со злом, и первое обязательно должно победить второе.

Так, кузнеца можно обозначить как добрый персонаж, а черт, соответственно, как злой.

А вот Солоха — образ неоднозначный:

  • как мать Вакулы и хорошая хозяйка — образ положительный;
  • как ведьма и коварная соблазнительница — отрицательный.

И все-таки автор не любит свою героиню. Но и не считает ее абсолютным злом или нечистой силою. Он представляет ее читателю хоть и ведьмой, потерпевшей поражение при исполнении своих коварных планов, но совсем не страшной, а очень обаятельной.

Коварная ведьма

И все-таки мать истинно верующего кузнеца и религиозного живописца Вакулы настоящая ведьма. Она и ее поклонник и подельник черт являются нечистой силой. Да и как не стать ведьмой от такой жизни: одинокая женщина, воспитывающая сына и мечтающая выйти замуж за «справного хозяина». Но не получается. И тут Солоха от тоски затевает развлечения:

  1. То вместе с чертом по небу летает и звезды в рукав складывает.
  2. То в постную неделю перед Рождеством посиделки устраивает.
  3. То разоденется и в церкви в первый ряд встанет на глазах у всех, да так, что даже у дьяка совсем нескромные мысли появляются.
  4. То всех своих поклонников по мешкам рассовала: «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок… то-то я гляжу у нее полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека, я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!»

И вроде мужа себе богатого присмотрела, мечтала как зажиточной хозяйкой при таком мужчине станет: «В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами… В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников засевалось еще каждый год две нивы табаку."Все это богатство Солоха считала нелишним присоединить к своему имеющемуся хозяйству. Заранее размышляя о том, как все будет хорошо, когда добро перейдет в ее руки.

 кто такая солоха

Но одно препятствие — сын Вакула. Он влюблен в дочь казака Чуба и желает на ней жениться. И вот тут-то и проступает ее подлый характер, ради личной выгоды Солоха готова даже родному сыну женитьбу испортить: «она прибегала к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом».

Именно поэтому в паре с чертом устраивает ведьма беззвездную, темную и вьюжную ночь, чтоб казаки зашли к ней на огонек, а не в гости к дьяку. Но все пошло не по плану. Гости, приходящие по одному и рассчитывающие на интимный вечер наедине с хозяйкой, при каждом стуке в дверь стараются спрятаться. Когда же Вакула выбрасывает их на улицу, Солоха оказывается вроде бы как и ни при чем. И только казак Чуб был недоволен «проклятой бабой», но не от обиды, а скорей от ревности.

Экранизация произведения

Фильм вышел в прокат в 1961 году. Идея поставить гениальную повесть Великого Гоголя пришла в голову не менее гениальному режиссеру Александру Роу. Под названием «Ночь перед Рождеством» картину не пропустила цензура, поэтому его название в кинопрокате — «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Актрису на роль Солохи взяли сразу и без проб. Правда, фигура Людмилы Хитяевой совсем не соответствовала образу пышной и дородной украинской женщины. Перед съемками на нее одевали несколько юбок, подкладывали специальные накладки и просили так держать лицо и шею, чтоб образовывалось несколько подбородков. А вот чертовщинка в глазах замечательной актрисы бала своя.