История зарождения художественного приема

Изначально прием магического реализма использовался авторами из Латинской Америки. Его стали применять с 1920-ых годов.

За основу этого приема брались неоправданные ожидания читателей: люди в детстве верили, что в мире есть волшебство, но, взрослея, разочаровывались. Авторы же в своих литературных произведениях вновь предлагали читателям обрести эту веру, и через нее говорили о важных проблемах человека или общества в целом.

Писатели Латинской Америки обращались к культурному наследию. Например, в своих книгах они могли добавлять мистические элементы из доколумбовских цивилизаций (майя, ацтеки и пр.). Со временем же этот прием стал и распространяться в международной литературе, и определяться в ней же.

Среди русских писателей магический реализм использовал Н. Гоголь. Однако творил он в XIX веке, а узнавать и определять этот прием в его творчестве начали уже после 1930-ых годов.

Магический реализм как самостоятельное литературное движение

В середине XX века появились авторы, которые в своих произведениях отталкивались именно от магического реализма, используя его за основу. Они хотели рассказать о какой-то важной проблеме и донести свою позицию до читателя, поэтому в книгах демонстрировали близкую ему и узнаваемую реальность, но при этом несколько «приправленную» фантастическими элементами.

Признанным мастером магического реализма можно назвать колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Его произведение «Сто лет одиночества» выстроено на основе этого приема и имеет все его признаки. В нем рассказывается о семи поколениях семейства Буэндиа, каждый член которого был подвержен своим порокам и страдал от одиночества. В результате неразумных действий город, созданный первым поколением семьи, через сто лет оказался полностью разрушенным, а потомков Буэндиа не осталось.

Магический реализм в литературе

Главные признаки направления

Узнать магических реализм в литературных произведениях можно по ряду признаков. Не обязательно, чтобы в книге встречались они все: достаточно лишь нескольких для того, чтобы определить этот прием.

Двоемирие

Персонажи книг с магическим реализмом будто бы проживают две жизни одновременно. С одной стороны у них – реальный мир, который привычен читателю, а с другой – они существуют в другом, мистическом мире. Это может выражаться по-разному: например, герои попадают в прошлое, остаются в своих грезах или снах, встречают элементы субъективного мира.

Литературный пример: антироман «62. Модель для сборки», автор - Хулио Кортасар. В нем писатель говорит о реальных вещах и абстрактных идеях одновременно, стирая между ними границы. Кортасар обращается к читателям с мыслями о том, какой из миров реальней – тот, в которым мы живем, или тот, к которому мы обращаемся в своих мыслях, мечтах и снах (по мнению автора, в нем мы и ищем спасения).

Условность времени

Точно также, как непонятен мир, в котором живут герои произведения (он разделен надвое), таким же понятным в этих произведениях является течение времени. Если в литературе XVIII и XIX века писатели четко обращались к признакам эпохи (гражданская война в США в «Унесенных ветром», война с Наполеоном в «Ярмарке тщеславия») и даже переплетали их с сюжетом, то в книгах с магическим реализмом точно нельзя сказать, когда именно происходит действие.

Еще один признак – само течение времени. Иногда оно бежит слишком быстро, и герои за ним не успевают, а иногда – вовсе застывает, и персонажи вынуждены существовать в условиях без движения.

Литературный пример: «Сто лет одиночества», автор - Г. Г. Маркес (как мы уже упоминали ранее, в этой книге можно найти практически все признаки магического реализма). В этом произведении дождь над городом может длиться несколько лет, а в определенной комнате всегда идет мартовский понедельник. К тому же, в начале произведения читатель видит пророчество, согласно которому семья Буэндиа просуществует всего только 100 лет, и точно по прошествии этого срока (в который никак не уместились бы описанные Маркесом семь поколений) город Макондо и последнего представителя династии шторм стирает с лица земли.

Притчевость

В книгах с магическим реализмом авторы обращаются к религиозным или культурным притчам, переплетая их образы с реалистичным миром. При этом они встречаются лишь эпизодически и включаются для того, чтобы продемонстрировать сравнение или яркий пример, но писатели ими не злоупотребляют.

Также, как и в притчах, в книгах с магическим реализмом авторы обращаются к вечным темам. Они могут говорить о любви и ненависти, смерти, смысле жизни, одиночестве. Для того, чтобы читатель лучше узнавал эти темы, как раз используется притчевость.

Литературный пример: «Царство земное», автор - Алехо Карпентьер. Главный герой этого произведения живет в условиях военных действий и кажется абсолютно потерянным. Он не может разобраться ни в себе, ни в окружающих. И для того, чтобы это сделать, он обращается к культу вуду и стремится познать мир через его мистические образы.

Магический реализм книги

Миф как способ постижения мира

Основой магических элементов в литературных произведениях всегда является миф. Например, существуют легенды о сфинксах и кентаврах: этих существ нет не самом деле, однако большинство людей четко представляет себе их образы благодаря тому, что они часто встречаются в творчестве. В магическом реализме таких существ (или любой другой мифологический элемент) автор помещает в условия узнаваемого читателю мира.

Литературный пример: «Книга вымышленных существ», автор - Хорхе Луис Борхес. На первый взгляд, в этом произведении мы видим только магию, о реалистичности речи не идет (о чем заявляет и сам писатель). Однако, немного углубившись, мы видим, что каждое описанное в книге существо не только волшебное, но и вполне реально представляемое людьми. Автор пишет не только о том, что представляют собой эти звери и духи, но и том, какой смысл мы вкладываем, представляя себе их мистические образы.

Хорзе Луис Борхес опирается также на то, что по мере развития человеческой цивилизации люди постоянно использовали миф как способ узнать окружающий мир (впрочем, мы можем отнести к этому факту даже появление разных религий).

Поэтизация образа народа

Здесь мы возвращаемся к историческому образованию магического реализма, где авторы обращались к элементам культуры ацтеков и майя. Это были целые народы, которые не дожили до наших дней (или до дней писателей). В книгах представители этих древних культур часто олицетворяют собой мудрость и понимание мира (к которому и стремятся, так или иначе, герои). К тому же, сами персонажи таких произведений практически всегда имеют четкую национальную принадлежность и живут с соответствующими ей обычаями, культурным наследием и восприятием мира.

Литературный пример: «Маисовые люди», автор - Мигель Анхель Астуриас. В этой книге описывается жизнь коренного народа Центральной Америки – индейцев, которые жили на Гватемале. До вторжения европейцев они имели налаженный быт, собственную культуру, традиции и представление об окружающей действительности.

Мотив одиночества

Недаром самое известное произведение с магическим реализмом «Сто лет одиночества» имеет такое название и тему. Персонажи этой и других книг живут в непонятной для них действительности, где реальность перемещается с абстракцией и магией. Они потеряны и не знают, где их место в мире (и есть ли оно вообще – это место?). В этих условиях одной из самых больших их проблем становится одиночество, и герои стремятся избежать его любыми способами. При этом им совсем не обязательно жить в уединении на условном необитаемом острове для того, чтобы чувствовать себя покинутыми.

Литературный пример: «Короткая фантастическая жизнь Оскара Уао», автор – Джун Диас. В этом произведении главным героем является ребенок. У Оскара нездоровое телосложение (он слишком полный), из-за которого он терпит насмешки сверстников, а еще у него совсем нет друзей. Он – настоящий изгой американского общества. В юности он стремится спастись от фамильного проклятия, пытается повзрослеть и найти себя в латиноамериканской общине США и справиться с неприятием общества. Всю свою жизнь Оскар боролся с одиночеством, и тем трагичнее, что его жизнь обрывается в его юные годы.

Магический реализм в современной литературе

На сегодняшний день магический реализм в литературе встречается и в современных произведениях. Этот жанр стал очень востребован, так как фантастика приобрела огромную популярность. Любое произведение, где герои обнаруживают элементы волшебства или мистики в условиях реалистического мира, можно отнести к магическому реализму. Примеры таких книг: «Сумерки» Стефани Майер, «Дневники вампира» Лизы Дж. Смит. Они получили огромные признания аудитории и отражение в кинематографе (в виде фильмов и сериалов с большими рейтингами).