Оруэлл 1984

История создания

Окончательные работы романа и период его выпуска приходится на 1948 год. Существует теория, что год его выпуска, путём перестановки двух последних цифр, и послужил идеей названия произведения. Джордж Оруэлл начал писать его примерно в 1943 году, во время событий Второй мировой войны, затронувшей многие континенты.

Джордж Оруэлл

Вдохновителями Оруэлла были не менее известные классики нового литературного направления — Евгений Замятин и Олдос Хаксли.

Их произведения «Мы» и «О дивный новый мир» соответственно стали творческим толчком и началом для создания мировой классики современности.

Исторические события и условия, в которых автор создавал свой шедевр, стали предпосылками для развития сюжета романа «1984».

Вторая мировая война, тоталитаризм Гитлера, обнищание умов и угнетение граждан — каждый из этих факторов поспособствовал образам, которые Оруэлл воплотил в своём произведении.

Краткая характеристика главных героев

В любом литературном произведении всё внимание обращено на созданные автором образы персонажей, которые посредством своих действий и мировоззрений формируют основную и ключевую нить идей, служат объяснением для дальнейшего сюжета. Проблематика внутреннего, личностного столкновения идей и мыслей персонажей романа «1984» сформировали общую концепцию образов идеологий мира Оруэлла.

Уинстон Смит

К основным главным героям относятся:

  1. Уинстон Смит.
  2. Джулия.
  3. О’Брайан.

Уинстон Смит

Главный герой романа. Через призму его взглядов, идей, конфликта личности и содержания всего литературного облика строится восприятие всего произведения. Уинстон составляет одну из многочисленных «гаек» общественной жизни. Он работает в Министерстве правды, где в его обязанности входит ежедневно следить и корректировать события истории, чтобы они подходили под уклад общественного устройства.

Уинстон Смит на работе

Эта работа в основном состоит лишь в необходимости удалять людей из базы, будто бы их никогда не существовало, «создавать» новые личности, внося необходимую государству информацию о них.

Многие вещи Смит воспринимал как должное, подстраиваясь под необходимость соответствия системе, но впоследствии производимые им действия начинают подвергать его сомнениям и дают больше вопросов, чем ответов.

Уинстон, несмотря на то что видит свою деятельность в творческом ключе, начинает понимать, что идеология его государства весьма сомнительна. В связи с этим он ведет дневник, где записывает своим мысли, иногда сбивчиво, иногда осознанно.

Это занятие государство относит к «двоемыслию», осознанностью человека, который умеет и хочет мыслить иначе. Оно подпадает под самое злостное преступление, за которое люди могут быть подвергнуты суровому и страшному наказанию.

Образ Джулии

Женский персонаж в романе Оруэлла «1984» содержит в себе множество противоречий. Описание её образа сравнимо с «двоемыслием» Уинстона, которое смогло объединить их и позволить провести счастливые часы вместе. Любовь в их государстве отвергалась, рождённые дети могли донести на своих же родителей, если заподозрят их в предательстве государству.

Джулия

Встреча Джулии и Уинстона доказала им обоим, что внутри них остался проблеск человеческих чувств. Они начали тайно встречаться, влюбились друг в друга и при любой возможности старались проводить время вместе. Джулия, как и многие, была маленьким элементом системы «Большого брата», правителя и вдохновителя всего государства.

Девушка работала в литературном отделе, где в её обязанности входило корректировать автоматизированную машину, выпускающие романы. Весь процесс создания любого произведения полностью идентичен, поэтому Джулии оставалось лишь правильно управлять этим механизмом.

Джулия, как и Уинстон Смит, понимает ограниченность и лживость того мира, в котором они живут. Где людям запрещается чувствовать, поступать, как им хочется, и даже мыслить иначе, чем позволяет государство. «Двоемыслие» начинает затрагивать и жизнь девушки, которая в дальнейшем развитии сюжета колоссально меняется.

Джулия и Уинстон оказываются подвергнуты жестокому и суровому наказанию за то, что посмели ослушаться наставлений «Большого брата».

Они были истерзаны пыткам и допросу. Джулия в результате всех пережитых ей мучений рассказала все, что знала об Уинстоне. После всего пережитого девушка вновь возвращается к своей прежней жизни, забывает об Уинстоне и навсегда становится прочной «деталью» безжалостной системы.

Джулия и Смит

Личность О’Брайена

Этот персонаж является самым неоднозначным и интересным героем всего произведения. Сначала, Уинстон хотел пообщаться с О’Брайеном, поскольку тот показался Смиту его соратником в борьбе с государственной системой. Уинстон увидел в нём надежду на то самое «двоемыслие», к которому сам с недавних пор повествования пришёл.

О Браен

Впоследствии О’Брайен становится одновременно и спасителем, и губителем души Уинстона. Как только они познакомились, Смит был уверен, что встретил политического «заговорщика», который сможет помочь ему в личном освобождении. Так первое время и было.

Именно О’Брайан помог в организации тайных встреч Джулии и Уинстона. При разговоре с ними О’Брайан понял, что они готовы на всё, не исключая убийства других и предательство устоявшемуся государственному устройству.

Впоследствии О’Брайан оказывается беспощадным «палачом» влюблённой пары, так как обнаруживается, что он один из самых активных политических деятелей государства.

Именно он заставляет испытывать героев страшные муки и подвергает их суровому наказанию ради блага «Большого брата».

Идея книги

Критика государственного устройства и анализ событий, которые происходят в литературном, антиутопическом мире Джорджа Оруэлла даёт большую пищу для размышлений. Многие критики сравнивают происходящее описание государства в этом произведении с реальностью времён Сталинских репрессий и устройства СССР. Но на самом деле «взгляд» у этого романа гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.

Основные тезисы романа

Лозунги в романе 1984

Мир Уинстона Смита держится на трёх основных постулатах:

  1. «Война — это мир».
  2. «Свобода — это рабство».
  3. «Незнание — сила».

Первый тезис раскрывается на основании постоянных военных конфликтов между тремя государствами:

  1. Океанией.
  2. Остазией.
  3. Евразией.

Как утверждает обществу государство и «Большой брат», конфликт между тремя этими сторонами был всегда. Менялись лишь стороны победы и поражения. Эти изменения происходили в связи с вымышленной сменой преимущества у одних и поражения у других.

Карта мира в романе 1984

Суть этой идеи состоит в том, что враг существует всегда и везде. На протяжении многих исторических событий у одного государства всегда имелся противник, с которым приходилось вести нескончаемую войну. Кто это будет, Евразия или Остазия, особого значения не имело, так как облик врага менялся, но он всегда оставался со своим противником.

Второй тезис напрямую связан с социальным устройством общества, которое составляет суть государства в романе. Все люди, которые находятся под бдительным контролем «Большого брата», являются одинаковыми. У каждого человека есть вера в своё государство, работу и дом. Любые лишние мысли, «двоемыслие», стремление к большему, размышления о правильности идеологии и прочие умозаключения порождают лишь рассредоточение человеческой массы, которая может привести к конфликтам или иным пагубным последствиям для человечества.

Старший Брат

К таковым мыслям исходит государственный устрой общества. А также, в пример ставится сравнение богатства и бедности.

В случае если кто-то будет иметь больше чем другой, то последний может счесть эту ситуацию как социальную несправедливость и начнёт бороться с тем, чтобы её устранить. Справившись с ней и получив такое же количество богатства, которое он хотел, он обретет на себя гнев человека, некогда являвшимся сам таковым.

Этот зацикленный круговорот превратит людей в рабов и сделает их уязвимыми друг перед другом. Именно поэтому «Большой брат» желает устранить эти противоречия и уравнять людей как в материальном, так и в духовном смысле.

Население Океании

Третий тезис, «незнание — сила», непосредственное и прямое отношение имеет к понятию «двоемыслие», которое запрещено и преследуется законом. В это понятие входит критический взгляд, умение анализировать и сравнивать между собой происходящие события. В государственном устройстве этого романа первостепенна одинаковость людей в мыслях и их взглядах. Обычна она сводиться лишь к слепому повиновению «Большому брату».

Эта мысль даёт вдохновения многим читателям романа писать свои собственные сочинения и эссе, касающиеся проблемы идеологии.

Проблематика заключается в том, что в романе идея о том, что незнание — это лучшее решение каждого человека, заставляет людей становиться ограниченными в мышлении порой против их воли.

Приемник в комнате Смита

Смысл финала

Существует множество мнений о смысле и финале романа. Но несмотря на большое обилие таких источников, можно выделить среди всего многообразия идей единое понимание этого вопроса всех, кто читал антиутопию.

Пытки Смита

Анализ произведения «1984» дает понять, что идея его заключается непосредственно в показе жуткого и противоестественного общественному восприятию образа тоталитарного режима. В романе он раскрыт в очень гиперболизированном ключе, который откладывает неприятный отпечаток. Автор жил в военное время, в эпоху режимов одного правителя, что не могло не сказаться на его личном восприятии истории.

Проводя анализ «1984 «Оруэлла, можно проследить, как в концовке произведения проявляется безнадёжность и утрата веры в лучшее будущее. На последних страницах можно чётко увидеть, как безжалостна система государственного аппарата, которая не щадит никого.

Уинстон оказался сломлен, его вера и идея были безжалостно задушены, он потерял себя и стал полноправным гражданином общества «Большого брата».