Чехов дама с собачкой описание

История создания

Произведение было написано в 1898 году после довольно длительного творческого кризиса Чехова, ставшего для него периодом осознаний и размышлений. В 1899 году оно было впервые опубликовано в журнале «Русская мысль».

Идея рассказа возникла у писателя ещё в 1896 году. В своей записной книжке он оставлял план и наброски сюжета. В те годы он уже был неизлечимо болен туберкулёзом, поэтому приводил в порядок своё собрание сочинений и занимался театральными постановками собственных пьес. Это не позволяло ему сразу приступить к реализации своей задумки, поэтому работа над текстом затянулась на два года.

 анализ произведения дама с собачкой

Однако в 1898 году, после поездки в Ялту, писатель познакомился с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер, которая стала его женой. Встреча с ней, а также возможность наблюдать в Ялте жизнь отдыхающих и вдохновили его на написание колоритного рассказа с темой курортного романа.

Его сочинение «Дама с собачкой» было высоко оценено литературными критиками. В частности, В. В. Набоков называл его одним из величайших произведений в истории, а Б. С. Мейлах сравнивал главных героев с Вронским и Анной Карениной из романа Л. Н. Толстого.

Также свои мнения о рассказе оставляли сам Л. Н. Толстой в личном дневнике и А. М. Горький в письме к Чехову.

Краткое содержание

Москвич Дмитрий Дмитрич Гуров вот уже две недели проводит в Ялте на отдыхе. Он интересуется новым лицом здесь — молодой дамой, невысокой блондинкой в берете, которая неизменно гуляет со своим белым шпицем, за что её и прозвали «дама с собачкой». Поняв, что она здесь одна, он решает, что неплохо было бы познакомиться с ней. Выясняется, что её зовут Анна Сергеевна фон Дидериц.

Между ней и Гуровым начинается курортный роман. Они оба несчастливы в браке: у мужчины в Москве жена старше его, на которой его рано женили, и трое детей, а у Анны Сергеевны — муж, которого она не любит и в сердцах называет «лакеем».

Дама с собачкой жанр

В Ялте влюблённые счастливы, хотя Анна Сергеевна постоянно задумывается над тем, правильно ли она поступает и заслуживает ли она уважения после своего грехопадения. Они много гуляют, любуются местной природой, но приходит пора уезжать в Москву, расставаясь навсегда и возвращаясь к привычным жизням.

За осенью приходит зима. Гуров думает, что через пару месяцев забудет Анну Сергеевну, как своих предыдущих пассий, но она не забывается. Он всерьёз тоскует и даже решает приехать в её город С. Видя атмосферу захолустья, в котором ей приходится жить, серый забор, которым обнесён её дом, он понимает, почему она так стремилась убежать от своей жизни. Видит он и её мужа, в фигуре и лысине которого действительно есть что-то лакейское.

Гуров подходит к Анне Сергеевне в местном театре, где они понимают, что оба не могут жить друг без друга. Они договариваются о встречах: она будет приезжать к нему в Москву и останавливаться в гостинице «Славянский базар», где у них будут происходить редкие свидания. Мужу она будет говорить, что ездит на консультации к врачу.

Так и начинаются их встречи. Теперь у каждого из них — две жизни: явная и тайная, но именно в тайной жизни они могут быть настоящими, живыми, любящими. Гуров задумывается над тем, что только сейчас, когда он уже не слишком молод, он впервые по-настоящему полюбил. Словно он и она были птицами, которых поймали и насильно рассадили по разным клеткам. Теперь они друг для друга — самые близкие люди, как муж и жена, как нежные друзья, а их настоящие супруги и та самая явная жизнь — всё это глупо, неправильно и бессмысленно.

Однако они не могут ничего изменить и вынуждены скрываться, жить в тайне, лгать, не видеться подолгу, но им уже никак не разорвать этих тяжёлых пут.

Образ Гурова

Дмитрий Дмитрич Гуров — мужчина, которому нет ещё сорока лет, по образованию он филолог, но работает в банке, живёт в Москве, где у него есть два дома, когда-то пытался петь в частной опере, но бросил. Его женили рано, когда он ещё был студентом-второкурсником, и теперь супруга казалась намного старше его. Также у него были двенадцатилетняя дочь и два сына-гимназиста.

Анализ дама с собачкой аргументы к сочинению

В его наружности, характере и всей натуре было что-то неуловимое, что притягивало к нему женщин. Он считал свою строгую, важную, солидную жену недалёкой и неизящной, не любил бывать дома и изменял ей много и часто. Из-за горького опыта в отношениях с женщинами он относился к ним дурно, отзываясь о них: «Низшая раса!» Но при этом без них он не мог провести и двух дней, в их компании он чувствовал себя свободно, легко, знал, о чём говорить с ними и как себя держать, тогда как в компании мужчин был неразговорчив и холоден.

Однако после встречи с Анной Сергеевной он меняется навсегда. Сначала он думает, что она так и останется для него «дамой с собачкой», безымянной фигурой, как и другие девушки, с которыми он крутил романы, а её образ выветрится из его памяти через месяц. Но впоследствии он понимает, что именно эта дама становится для него настоящей любовью. Здесь и начинается его перерождение, он задумывается над многими вопросами жизни. Он больше не относится к женщинам свысока.

По-настоящему образ Гурова раскрывается в приведённом фрагменте:

Дама с собачкой

«…всё, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других, всё же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его „низшая раса“, хождение с женой на юбилеи, — всё это было явно».

Здесь автор сопоставляет тот образ героя, каким он был до встречи с Анной, и тот, кем он стал в финале произведения.

Особый трагизм заключается в том, что Гуров вынужден прятаться за своей прежней оболочкой, поддерживать скучные разговоры, называть женщин «низшей расой», создавать видимость нормальной жизни, хотя на самом деле всё это — уже шелуха, которая скрывает его настоящие, сильные и искренние эмоции и чувства.

Характеристика дамы с собачкой

Анна Сергеевна — молодая женщина, невысокая, блондинка, носит берет, у неё красивые серые глаза. По её причёске, платью и походке сразу видно, что она из порядочного общества. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в городе С., где живёт уже два года. Её муж служит то ли в губернском правлении, то ли в губернской земской управе, чего она и сама не может объяснить — это говорит о том, что ей слишком скучен и сам её супруг, и его дела, которых она даже не понимает. Самого своего мужа она однажды называет «лакеем», так как он готов пресмыкаться перед вышестоящими лицами: она несчастлива в браке.

Чехов дама с собачкой анализ

В её смехе, разговорах, движениях ещё много несмелости и угловатости. Она довольно набожна и после связи с Гуровым сильно раскаивается, испытывает душевные метания и много думает о том, что теперь он может её не уважать. Но всё же она не может устоять перед этим сильным чувством, которое становится для неё первой и настоящей любовью. Уехав в С., она твёрдо принимает решение забыть Гурова, но это ей не удаётся: она только и думает, что о нём.

Образ собачки закреплён за Анной Сергеевной. Это белый шпиц, который может являться символом:

  • того, что эта дама — из высшего общества;
  • чистоты и непорочности помыслов;
  • одиночества Анны, но после её знакомства с Гуровым упоминания о собачке из повествования исчезают.

Жанр, направление и композиция

Жанр произведения — рассказ, хотя некоторые литературоведы относят его к разряду повести. В пользу повести говорит то, что оно имеет деление на главы. Но всё же история рассказывается довольно кратко для повести, да и ограниченное количество основных персонажей говорит о том, что это всё-таки рассказ.

Дама с собачкой в ялте

Направление — реализм, к которому относится и всё творчество Чехова.

Автор рассматривает довольно обыденную ситуацию: адюльтер — нередкое явление и для современного мира.

Композиционно произведение состоит из четырёх частей, каждая из которых раскрывает какой-то этап отношений Гурова и Анны Сергеевны:

  • в первой части происходит знакомство;
  • во второй — непосредственно начинается их курортный роман, тогда же им и приходится расстаться;
  • в третьей — описываются внутренние переживания Гурова и тоска по возлюбленной, которая заставляет его ехать к ней в город С.;
  • в четвёртой — влюблённые начинают тайные встречи, но оказываются в тупике и не знают, что им делать дальше.

Произведение имеет открытый финал и тем самым подчёркивает растерянность самих героев.

Многие критики отмечали, что этот рассказ не имеет привычной логической структуры: например, в нём сложно выделить кульминацию или развязку. Это — новаторство Чехова: он демонстрирует не столько рассказ о любви двух людей, сколько саму эту любовь и фрагменты линии их отношений.

Тема, идея и проблематика произведения

В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:

  • супружеская верность и измена;
  • семейные узы;
  • тайная связь;
  • вопросы нравственности;
  • консервативность общества XIX века.

Чехов дама с собачкой

Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.

Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.

Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.

Анализ дама с собачкой

Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.

Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.