Произведение Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Об истории создания

Сборник новелл автора «Царь-рыба» был опубликован в 1976 году. В него вошло двенадцать рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора по родным местам Сибири. Одно из произведений дало название всему циклу. Оно является ключом к пониманию авторского замысла. В нем же отражены все мотивы и темы, которые встречаются в других новеллах.

Работа над сборником далась автору нелегко. Пришлось взаимодействовать с большим количеством материала, принимать во внимание каждый нюанс. Смысл названия ключевого произведения раскрывается в сюжете постепенно:

В старину осетра называли «царь-рыбой»

  1. Волею судьбы главный герой, который много лет браконьерствовал и расхищал природу, становится жертвой своего промысла.
  2. Погибать он не хочет и взывает к высшим силам. Только тогда в памяти всплывают слова деда о дивной рыбе, встреча с которой может обернуться трагедией.
  3. Безмолвное разумное существо побуждает героя пересмотреть свою жизнь, поменять представления о добре и жестокости, раскаяться и стать лучше.

О том, почему автор дал повести такое название, подскажет народный фольклор. В старину осетра называли «царь-рыбой». Так же, как орла — «царем птиц», а льва — «царем зверей». В этом произведении рыба выступает символом величия и превосходства природы над человеком. Она сильнее и мудрее, в то время как люди — лишь ее часть, способная на неразумные поступки.

В 1978 году сборник был удостоен Государственной премии СССР в области литературы. Он переведен на несколько языков и принес автору мировую славу.

Недалеко от шоссе Красноярск-Дивногорск установлен памятник в виде исполинского осетра, развевающего рыбачью сеть. Так земляки увековечили произведение Виктора Астафьева.

Важные и второстепенные персонажи

В Википедии о «Царь-рыбе» Астафьева нет отдельной статьи. О произведении для подготовки к докладу и презентации можно узнать в описании биографии автора, а также на других сайтах. Действие происходит в далеком сибирском поселке Чуш, на реке Опарихе, одном из притоков Енисея. Герои рассказа — сибиряки, которые живут в комфорте и берут от природы больше чем нужно. Знакомство с персонажами понадобится для анализа произведения:

Зиновий Утробин (Игнатьич)

  1. Зиновий Утробин (Игнатьич). Главный герой — самый зажиточный житель поселка и уважаемый человек. В его хозяйстве полный порядок, есть большой дом и хорошие сбережения на книжке. Всегда придет на помощь, отличный механик, любит и умеет разбираться в технике, работает с деревом и делает затеси. Как и соседи, промышляет браконьерством, ловит рыбу. Осознавая, какой урон приносят его действия природе, он «боится сраму», который неизбежен, если настигнет лодка рыбнадзора. Однако не может остановиться в своих промыслах, поскольку им движет жадность.
  2. Командор. Младший брат Зиновия, испытывающий к нему жгучую ненависть. Кровная вражда не дает ему спокойно жить с детства, однажды он даже пытался убить Игнатьича. Теперь постоянно притесняет, выживает с реки.
  3. Царская рыба. Осетр с длинным телом и аккуратным хвостиком, который попался в сети. Рыбак переоценил силы, не пожелав делиться добычей, из-за чего оказался на грани гибели.
  4. Супруга Зиновия. Красивая дама приятной полноты. Работает по профессии, бухгалтером. Приехала в деревню вместе с мужем после его службы во Фрунзе.
  5. Глаша Куклина. Обиженная Игнатьичем в молодости девушка. Она неспособна испытывать чувств, но нашла в себе силы жить дальше и устроить личную жизнь.

Содержание рассказа «Царь-рыба»

В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.

 Игнатьич — лучший рыбак в поселке

В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.

Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.

Выбор Игнатьича

Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия. Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть. Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.

Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.

Грехи молодости

Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки. Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду. Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.

Грехи молодости Игнатьича

Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.

Получив смертельные раны, она освободилась от пут. Зиновий мысленно попрощался с ней и поклялся никому ничего не говорить. Пришло облегчение, и у него появился шанс начать жизнь с нового листа.

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Образ Игнатьича

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Виктора Астафьев

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Жизнь пронеслась перед глазами как мгновение. Она позволила герою переосмыслить свои действия.

Произведение учит тому, что важно заботиться о природе постоянно, а не от случая к случаю или в последний момент. Только тогда можно наслаждаться жизнью, быть в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.