Михаил Юрьевич Лермонтов

Герой и автор

Замысел написания поэт долго вынашивал, вдохновленный красотой, природной яркостью, национальной неординарностью Кавказа. Услышав историю — легенду одного из монахов кавказского монастыря, взяв его рассказ за основу произведения, он претворил свои идеи, замыслы, творческие планы о написании поэмы о Кавказе. Печальная история о маленьком мальчике, который вырос на чужбине в монастырском заточении тревожила Лермонтова.

Мцыри — главный герой произведения. Ребенком его силой увез из родных мест русский генерал. Умирающего ребенка оставил в монастыре, где тот и вырос: в неволе, с жаждой свободы. Романтический герой во многом похож на автора, поэтому Мцыри — любимый авторский герой, которого он:

  • ценит;
  • восхищается им;
  • преклоняется;
  • сочувствует.

Одна из версий перевода «мцыри» означает «чужак». Да, герой произведения здесь, в монастыре чужой, появился здесь не по своей воле, и никогда не станет «своим».

В произведении нет прямых высказываний об авторском отношении к Мцыри. Но характеристики мальчика, затем юноши, показывают его восхищение несгибаемой волей к свободной жизни.

Поэма «Мцыри»

Мцыри — вольнолюбивый дух, бунтарь. Твердость души, «могучий дух его отцов» не покидал его с самого детства. Маленький мальчик описан Лермонтовым слабым и гибким, сравнивается с дикой и пугливой серной. Детские забавы чужды ему, тоской, жаждой свободы пропитана его душа и сердце. Мальчик страдает, и автор полон к нему сочувствия.

Поэт восхищается юношей, который не забывает свою заветную мечту, не желая оставаться пленником монастырским, убегает в неизвестность. Страсть к вольной жизни с каждым днем росла в душе юноши, он не желает жить по расписанию. Долгие годы жизни в обители не изменили вольнолюбивого характера молодого человека, он, как и Лермонтов, больше всего любит и ценит свободу. «Таких две жизни за одну» готов променять герой, но жизнь вольную, в родном краю.

Отношение Лермонтова к Мцыри

Всего лишь несколько дней провел Мцыри вне душных, давящих, мрачных монастырских стен. Не боясь грозовых раскатов, ненастья, непогоды, сбежал юнец, чтобы узнать, что же все-таки такое жить по-настоящему. Он бежал и бежал, не зная куда и как, но это не останавливало. Трудности его не страшили, потому что свобода вернула ему воспоминания о:

  • родном крае;
  • отцовском доме;
  • родителях.

Это все только придавало сил беглецу. Отношение автора к герою активно проявляется, когда в своей исповеди он с гордостью говорит, что только на воле есть жизнь, только там он осознал, что значит жить.

Душа Мцыри не ожесточилась, он остался романтиком. Его приводят в восторг поля, холмы, горные хребты, плывущие по небу облака, пение птиц, шелест листвы. Он ценит каждый миг, проведенный на воле. Мцыри близок автору не только своим свободолюбием, но и одиночеством. Живя среди людей, он одинок из-за их непонимания его стремления к свободе.

Отношение Лермонтова к Мцыри

Лермонтов любит своего героя, и за три коротких дня дал ему возможность насладиться не только свободой. Встреча молодой грузинки всколыхнула в нем неизведанное чувство любви, схватка со свирепым барсом показала его бесстрашие. Мцыри не убегает от надвигающейся опасности, он смело встречает ее, превращаясь в смертельно опасного противника.

Лермонтов преклоняется перед отвагой юноши. Зов души привел его к смерти, но умирает он непобежденным, несломленным, лишь печаль в его сердце. Герой умирает на чужбине. Нет ни друзей, ни родных, которые будут вспоминать его после кончины, в могилу он унесет «тоску по родине святой». И, умирая, он никого не проклинает, не винит ни в чем.

Коротко о главном

Поэт сочувствует своему персонажу. Обстоятельства сильнее его, на даже умирая, он не теряет силу духа, он счастлив, что смог побыть свободным. Борьба не закончилась победой, но не это главное.

Лермонтов показал, что ценит в своем герое силу воли, стремление к свободе, бесстрашие, мужество, любовь к своему прошлому.

Таким образом, во всей поэме читатель видит хорошее отношение автора. А рисунки и иллюстрации к книге это доказывают.