Картина «Будущие летчики» А. Дейнека

Жанр и история создания

Произведение, как и большинство работ художника, выполнено в жанре соцреализма. Для него характерно оживание светлого будущего, теплота, лиричность и наслаждение настоящим. Работа была представлена в 1938 году. В это время советскому государству требовались произведения искусств, выражающие идейную сторону государственного строя, энтузиазм трудового народа, что давало талантливому живописцу простор для творчества.

Дейнека увлекался не только живописью. Известны его графические работы, скульптуры, мозаика и фрески. Художник принимал перемены, происходившие в обществе. Большой популярностью пользовались такие работы художника:

«Оборона Севастополя»

  • «Оборона Севастополя»;
  • «Футбол»
  • «Девушка, завязывающая ленту на голове»;
  • «Левый марш»;
  • «Перед спуском в шахту»,

Его творчество было востребовано, его понимали и принимали. Оно вызывало восхищение и одобрение.

В 30-е годы художник часто ездил в творческие командировки в Крым. Во время одной из них он написал картину"Будущие летчики". Дейнека представил полотно на выставке, посвященной двадцатой годовщине Рабоче-крестьянской армии и Военно-Морского флота, в музее им. Фрунзе.

Необыкновенная теплота, отсутствие официоза и монументальности, сделали картину любимой и узнаваемой публикой. Тема авиации была любима Александром Александровичем Дейнека. «Будущие летчики» стали воплощением мечты мастера о небе и безграничном просторе.

В название полотна художник вложил глубокий смысл. В этом случае название определяет содержание и имеет глубокий подтекст. Если бы произведение называлось «Юность», «Лето» или «На морском побережье», то оно бы стало простым описанием бытового сюжета про лето, море и детство.

Описание полотна

На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.

Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.

Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.

Выразительные средства

Художник гармонично соединяет высокое художественное исполнение и жизнеутверждающий сюжет. Живописец мастерски выстраивает композицию полотна. Она позволяет автору видоизменить окружающее пространство. Благодаря изображению летящего гидроплана живописец приближает линию горизонта.

Все объекты, расположенные на полотне, написаны под углом. Зритель располагается как бы за спинами главных героев и наблюдает за происходящим сзади. Он становится участником действия. Такой прием позволяет соединить взглядом детские фигурки, заходящий на посадку гидроплан и горизонт в одну линию.

Картина «Будущие летчики»

Художнику удалось подобрать выразительные средства, характеризующие происходящие в стране события. Для его картин характерны такие черты:

  • лаконизм и отсутствие лишних деталей;
  • четкая выверенная композиция;
  • цельность изображения.

Для работы автор использует яркие прозрачные краски, которые позволяют почувствовать теплый воздух и солнечные лучи, нагревшие каменную набережную.

Каждая поездка мастера в Крым дарила не только яркие впечатления, но и помогала найти новые образы и сюжеты, вдохновлявшие на создание новых картин.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю современной живописи не только как мастер, воспевающий советский строй и восторгающийся действительностью. Его картины уникальны и неподражаемы. Они полны новаторских идей в использовании выразительных средств и композиционного построения. Каждая работа живописца — это стремление к идеалу и вера в светлое будущее.