Картина Бурлаки на Волге

История создания

По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.

Художник Илья Репин

В тот момент Илья Ефимович не выдержал и сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины. На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал. Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.

Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.

Уже весной 1871 года была создана временная картинная версия, которая выставлялась в Санкт-Петербурге, и лишь только через два года Илья Ефимович завершил свою работу над полотном. В настоящее время это одна из известнейших работ русского художника.

Цветовая гамма

При написании сочинения «Бурлаки на Волге» стоит обратить внимание на то, какие краски подбирает художник. Группа бурлаков идёт по берегу реки и у каждого из них на плече накинута чёрная лямка. Лица у всех героев картины загорелые, тёмные. Такого же тёмного и чёрного цвета у них и руки. Но сквозь прорванную рубаху у молодого парня выступает светлый кусочек тела. Одет юноша в красную рубаху и тёмные штаны.

Ещё один бурлак выделяется на фоне остальной группы, так как он в синей рубашке и в высокой шляпе.

Для холста автор использовал множество разных цветов и оттенков:

Цветовая гамма картины Бурлаки на Волге

  • чёрный;
  • серый;
  • синий;
  • красный;
  • голубой;
  • жёлтый;
  • белый.

Бурлаки медленно тянут баржу, на которой развивается сине-белый флаг. Вода в реке голубого цвета, но везде на ней видны зелёные разводы. Несмотря на то что солнце не видно, день всё равно жаркий. Художник изобразил небо ярко-синего цвета. Жара идёт и от жёлтого раскалённого песка.

Значение слова «бурлак»

При разборе и написании сочинения по картине Репина «Бурлаки на Волге» в классе можно столкнуться с тем, что ученики не понимают значение слова «бурлаки», поэтому учитель может кратко познакомить с его этимологией, а также немного рассказать про то, как жили эти люди. Известно, что профессия «бурлак» существовала на Руси в течение четырёх столетий, начиная с шестнадцатого века.

Любое парусное судно не может идти самостоятельно по реке против ветра и течения. Поэтому ему обязательно требуется буксир. Самым дешёвым его вариантом всегда было на Руси использования бурлаков, которым платили немного меньше. Обычно за день они могли пройти двенадцать километров. Работали бурлаки лишь весной, летом и осенью. Это была изнуряющая работа, а зимой они возвращались к своим семьям и в свои деревни.

Часто среди них можно было встретить тех, кто бежал от своих хозяев, кто не имел паспорта, или просто не умели по-другому зарабатывать. Были среди бурлаков не только мужчины, но и дети, и женщины.

Бурлаки

Картинные герои

Для того чтобы сочинение на тему «Бурлаки на Волге» было подробным, стоит остановиться и на героях картины.

Автор изобразил бурлацкую артель:

Герои картины Бурлаки на Волге

  • бригадир;
  • помощники;
  • кабальные;
  • надзиратели;
  • косные.

Обычно бригадиром бурлацкой артели становился тот, кто был опытнее и сильнее. Именно этот человек задавал всему движению ритм. Были у такого бригадира обязательно и помощники, которые шли по обеим сторонам от него. Они отвечали за то, чтобы вовремя закупались продукты и отдавались заработанные деньги. В то время, когда была написана картина Репиным, бурлаки получали примерно тридцать копеек в день, но по тем временам это была довольно приличная сумма.

Сразу за помощниками обычно ставили «кабальных». Так их прозвали за то, что они сразу же тратили все деньги, а потом, понимая, что уже ничего не смогут получить, работая только ради еды, особо не старались. Поэтому за ними постоянно нужно было приглядывать. Вот за ними следом и шли ответственные бурлаки, которых называли «надзирателями». Замыкали колонну бурлаков «косные». Это были старые либо больные люди, следившие за тем, чтобы бечева не цеплялась за кусты.

Обычно бурлаки тянули баржу, на которой перевозили товары и продукты питания. Поэтому она весила примерно сорок тонн.

Стоит заметить, что в картине «Бурлаки на Волге» изображены и на корабле люди:

  • лоцман;
  • водолив.

Лоцман — это рулевой, который давал указания бурлакам. Он должен был следить за тем, чтобы судно не село на мель. Водолив отвечал за исправность судна и за сохранение груза, который перевозился.

Секретные символы

При написании сочинения по картине «Бурлаки на Волге» можно будет немного остановиться и на том факте, что Репин непросто написал свою картину, но и постарался донести до зрителя её тайный смысл.

Символы картины Бурлаки на Волге

Так, на его полотне есть несколько секретных символов:

  • Вдалеке изображён буксир — это прогресс.
  • Перевёрнутый флаг — переворот.
  • У хозяина судна красная рубашка — государство.
  • Разбитая корзина на берегу — тюрьма.
  • Камень с верёвкой — утопленник.

Зная про эти символические знаки на холсте, можно совсем по-новому взглянуть на картину и оценить мастерство художника.

План для написания работы

Для того чтобы письменная работа была выполнена успешна, можно более детально подойти к изучению картины.

В этом поможет ещё и краткий план:

  1. И. Е. Репин — великолепный художник.
  2. Тяжёлый труд бурлаков.
  3. Судьба картины.

В первой части своего сочинения можно написать о том, чем занимались бурлаки и как тяжёл был их труд.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.

Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:

Репин Не ждали

  • «Осенний букет».
  • «Не ждали».
  • «Стрекоза».
  • «Яблоки и листья».
  • «Нищая».

Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.

Центральный образ холста — это бурлаки, которые, тяжело ступая по мокрому песку, медленно бредут по раскалённому берегу полноводной Волги.

Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.

На своём холсте живописец изобразил одиннадцать бурлаков, которые различаются и своим внешним видом, и возрастом, и отношением к жизни и труду. Скорее всего, у них разный и характер. Но все они объединены нищей жизнью, обветшалой одеждой и непосильным трудом. Видно по их измученным и грустным глазам, что в жизни они не видят никакой радости, они покорны своей судьбы. И у этих людей есть только одно желание — не упасть по дороге, дотянуть лямку и получить деньги, чтобы отправить домой.

Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.

Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.

Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.

Судьба полотна

Впервые холст Репина был выставлен на художественной выставке весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Сразу же появились противоречивые отклики. Многие посчитали, что ранние картины на эту же тему им были написаны намного реалистичнее. Но Стасов и Крамской приняли эту картину очень восторженно, назвав художника национальным гением.

Даже известный писатель Фёдор Достоевский в своём произведении «Дневник писателя», проанализировал это полотно и высказался о нём, как о торжестве правды в искусстве. Известно также, что на Всемирной картинной выставке этот холст получил бронзовую медаль, а затем её купил князь Владимир Александрович, который повесил её во Владимирском дворце. Он очень любил эту картину и мог объяснить все её детали.