«Чем доброта отличается от милосердия»

Отличие понятий

Слова «доброта» и «милосердие» в обыденном общении воспринимаются как синонимы, но существует между ними разница. На самом деле они имеют разное смысловое значение. Вникнув в смысл этих слов, нужно задуматься, все ли добрые люди проявляют великодушие.

Доброта — свойство человеческой души. Одни люди ее подавляют внутри себя, а другие свободно выражают. Активней всего она проявляется после вступления во взрослую жизнь. Внутренняя доброта заключается в желании оказывать помощь, откликаться на чужую беду. Но далеко не во всех случаях происходит ее реализация во внешние действия. Есть люди, которые обладают этим бесценным качеством, но помощь другим оказывают нечасто.

Доброта — свойство человеческой души

Милосердие — внешнее выражение доброты, совершение хороших поступков в отношении тех, кто испытывает нужду. Это активная и деятельная доброта. У многих людей милосердие ассоциируется с религиозными проявлениями. Но это ошибочная позиция. Проявлять милосердие могут как религиозные люди, так и атеисты.

Тема проявления доброты и милосердия довольно часто затрагивается в литературных произведениях. Ее можно увидеть:

  • в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкина;
  • в пьесе М. Горького «На дне».

В классических литературных трудах достаточное количество тезисов, позволяющих разграничить эти качества.

Также эти два понятия подробно рассматриваются на уроках, посвященных Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря. На занятиях школьники могут сделать определенные выводы о доброте и сострадании. В этот декабрьский день ученики учатся проявлять человеколюбие, с пониманием и милосердием относиться к людям с определенными физическими ограничениями.

Примеры из литературных произведений

Произведение А. Платонова «Юшка»

Ярким примером можно назвать произведение А. Платонова «Юшка». В рассказе идет речь о человеке, который был добр к окружающим людям. Он не совершал плохих поступков, не испытывал к ним ненависти даже после того, как они поступали с ним неподобающим образом.

Герой произведения трудился в кузне и заработанные деньги передавал дочери, которая была ему приемной. От нее же взамен он ничего не требовал и не ждал. Это и есть настоящее милосердие с внешним выражением.

Приемная дочь Юшки также была доброй и милосердной. Она хорошо относилась к окружающим. Когда девушка приехала к своему приемному родителю, он оказался мертв. У нее была возможность покинуть город, но она осталась здесь на некоторое время, поскольку обнаружила, что ее помощь очень востребована.

После прочтения произведения А. Платонова приходит понимание, что главные персонажи обладали не только внутренней добротой, но и выражали ее во внешний мир милосердными деяниями. Эти образы представляют собой идеал, к которому стоит стремиться.

Зачастую человек и сам не представляет, сколько в нем внутренней сердечной доброты. Примером может служить персонаж романа «Список Шиндлера», написанного Т. Кенэлли. Главный герой Оскар Шиндлер спасал страдающих евреев, которым грозил Освенцим.

Шиндлер построил фабрику для производства эмалированной посуды. В качестве рабочих он принимал евреев из гетто, куда их насильно отправили завоеватели. Это была дешевая рабочая сила. Бизнес в итоге стал процветать. Но вскоре фашисты приняли решение работников-евреев отправить в концентрационный лагерь в Освенциме. Там людям грозила неминуемая гибель.

Предприниматель Оскар Шиндлер принял решение сделать все, чтобы спасти евреев от ужасной участи. Он собрал значительную сумму и передал ее в качестве взятки чиновнику-коррупционеру Амону Гету. Благодаря этому было получено разрешение на перемещение людей на территорию Чехии. Там они могли быть в безопасности.

Предприниматель Оскар Шиндлер

Сейчас нет единого мнения по поводу того, имел ли фабрикант финансовую выгоду от спасения евреев. Риск был велик и касался не только жизней спасаемых работников, но и имущества предпринимателя, в том числе фабрики. Под угрозу ставилась и свобода самого фабриканта. Немцы вряд ли простили бы подобные действия немцу, его безнаказанным не оставили бы.

Но факты свидетельствуют, что все свои сбережения Шиндлер потратил на то, чтобы выкупить работников. Вероятней всего, мотивом его действий выступала именно доброта, а корысть имела второстепенное значение. Хотя подобные действия нельзя назвать проявлением милосердия, оно всегда бескорыстно.

Роман Т. Кенэлли свидетельствует, что любой человек может быть добрым, если он позволит высвободиться своим внутренним положительным качествам и скрытому в сердце гуманизму.

Доброта и милосердие не являются тождественными понятиями, они всегда будут различаться. Доброта находится внутри человеческой души и является качеством характера. Милосердие — это внешние бескорыстные поступки, направленные на оказание помощи другим.