Картина Айвазовского «Георгиевский монастырь»

Жанр и история создания

Картина была создана в 1846 году, когда живописец находился в Крыму. Он не раз посещал Севастополь, где делал зарисовки. Город поражал его необыкновенно красивыми видами моря и романтической обстановкой, дышащей теплом и светом. Восхищение зрителей вызывают работы, посвященные описанию морской стихии:

«Буря на Черном море»

  • «Среди волн»;
  • «Буря на Черном море»;
  • «Кораблю у берега»;
  • «Морской пейзаж.

Картина «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» наполнена тайнами и загадками. Ее главным персонажем молодой художник делает не море, как на ранее написанных полотнах, а лунную дорожку, которая движется за взглядом зрителя.

С историей создания старинного монастыря на мысе Фиолент связана старинная легенда. В 891 году греческие моряки, несколько дней сражавшиеся со стихией, попросили помощи у Святого великомученика Георгия. Спустя некоторое время на одной из прибрежных скал они увидели образ святого, который руками остановил шторм. Море успокоилось, моряки пристали к берегу, привязали лодку и поднялись на крутой берег. На вершине холма они нашли икону с ликом святого Георгия.

В знак благодарности за свое спасение в прибрежной скале они построили пещерную церковь. Сначала храмом управляли херсонесские епископы, затем он перешел во владение Русской православной церкви. В конце XIX века на вершине скалы Святого Явления был установлен крест с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, и датой 891 — 1891 год.

Позднее храм неоднократно посещали члены царской семьи: Александр I, Николай I, Александр II, а также русские поэты и писатели: Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Александр Островский, Иван Бунин, Антон Чехов. После Октябрьской революции крест сняли и церковь закрыли. В стенах продолжительное время располагалась одна из частей Военно-морского флота.

Необычайно красивый вид в окрестностях Георгиевского монастыря Айвазовский писал не один раз. Эта картина является самым ярким произведением, которое с восторгом и восхищением приняли почитатели его творчества.

Описание полотна

На картине художник изобразил мыс Фиолент и море в лунную ночь. Оно окружает выступающие скалы. На его ровной, словно спящей глубоким сном поверхности, лежит лунный свет. Кажется, что он манит зрителя своей загадочностью и таинственностью. Серебристый свет луны освещает окружающее пространство. Полотно напоминает красивую сказку, полную волшебства.

Художник раскрыл себя как мастер лунного пейзажа. Если Архип Куинджи был первооткрывателем особой «лунной краски», Айвазовский научился передавать особое сияние неба, будь то закат, рассвет или лунный свет, вместе с описанием моря.

На небе светит полная луна. Она освещает тусклым светом величественные скалы, подернутые легкой дымкой тумана, и монастырь, будто парящий среди облаков.

Описание полотна «Георгиевский монастырь»

Лунная дорожка бежит по подернутой мелкой рябью поверхности моря. В левой части картины художник разместил темные обрывистые скалы, которые нависают над морем. Волны тихо, словно стараясь не нарушать покой наступившей ночи, омывают камни. Вдалеке на воде качаются рыбацкие лодки.

Картина покоряет зрителя своей безмятежностью. Он ощущает дуновение прохладного ночного ветра, слышит шум волн и всплески воды.

Айвазовский выстраивает композицию таким образом, что во время просмотра возникает «эффект перемещения». При смене местоположения лунная дорожка плавно следует за взглядом.

Мастер тонко чувствовал игру света и тени и смог точно передать ее на картине. Чтобы изобразить блики на поверхности моря, он использовал новый для него прием. Крупные рельефные мазки на переднем плане он соединяет в сплошную золотистую поверхность около линии горизонта. В результате море оживает, а отражающийся от морской глади лунный свет выделяет скалы около берега и постройки монастыря.

Большую часть полотна занимает небо. Сквозь тяжелые темные тучи пробиваются первые рассветные лучи. Художник описывает не первое робкое сияние. Рассвет на море, как и сама водная стихия, несет мощь и силу. Он бурный, стремительный, яркий и неистовый.

Выразительные средства

Айвазовский был бесконечно влюблен в море

Айвазовский был бесконечно влюблен в море. Картина заставляет зрителя проникнуться невероятной красотой, гармонией и удивительным спокойствием.

Особую выразительность полотну придают четкий и ясный рисунок в сочетании с сочными яркими красками. Плавные переходы делают изображение живым и естественным.

Автор пишет картину в романтическом стиле, отличительными особенностями которого являются:

  • поэтичность образа;
  • четкость изображения;
  • законченная композиция.

Благодаря новизне, ярким эмоциям и тонкости живописи полотна Айвазовского вызывают восхищение. Его романтический пейзаж «Георгиевский монастырь» полон таинственности и величия. Его реалистичность и тонкое детальное изображение заставляют возвращаться к картине снова и снова.