Рассказ Бунина «Чистый понедельник»

Время разбрасывать и время собирать

Многие литературоведы считают, что главные герои «Чистого понедельника» списаны с реальных прототипов: это сам автор и его первая, как сейчас принято говорить, гражданская жена — Варвара Пащенко. Однако в этой версии есть много видимых нестыковок, хотя разрыв с Варварой Бунин переживал так же болезненно, как и персонаж рассказа. Наиболее важен в рассказе «Чистый понедельник» образ главной героини.

На разных полюсах

Герои «Чистого понедельника»

По внутренней организации главные действующие лица настолько противоположны, что это служит причиной их сближения. Знакомство состоялось «на лекции Андрея Белого», где он «вертелся и хохотал» так, что невольно привлек ее внимание.

Несмотря на то что персонажу, от имени которого ведется повествование, в истории уделяется места не меньше, чем предмету его любви, он в большей степени служит контрастным фоном для героини. Образный анализ героев «Чистого понедельника» — внешнее сходство, которое их объединяет, и духовная полярность — наиболее наглядно демонстрируется таблицей с цитатной характеристикой.

Характерное качество Он Она
Уровень материального благосостояния, сословие Богат, скорее всего, помещик «родом из Пензинской губернии». Богата, «знатного купеческого рода».
Физическое состояние Здоров и молод. Здорова и молода.
Внешность «Неприлично красив южной горячей красотой». «Красота какая-то индийская, персидская».
Тип темперамента Сангвиник. Флегматик-меланхолик.
Внешние проявления внутреннего состояния «Характер южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке», «болтлив и непоседлив». «Молчалива», задумчива и малообщительна, «дня три-четыре совсем не выходит и не выезжает из дому».
Взаимные отношения Любит ее и мечтает о браке. Говорит, что он «первый и последний», хотя от предложения выйти замуж отказывается — «в жены я не гожусь».

«Неполная близость» отношений доставляет ему мучение и наслаждение. Та, в которую без памяти влюблен, «непонятна», но он не может и не желает отказаться от нее, полагаясь на время.

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

  • как звали главных героев «Чистого понедельника», неизвестно;
  • присутствует подробное описание исторических мест Москвы;
  • все имена упоминаемых второстепенных персонажей подлинные.

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Почему она живет в Москве, учится на «курсах», утром посещает монастыри и храмы, а вечером в «летящих санках» мчится с ним в театр и рестораны? Сама героиня ставит под сомнение объяснимость человеческих поступков. Складывается впечатление, что она пытается понять, «зачем все делается». Только этим можно объяснить противоречивость мыслей, желаний и реакций на внешние проявления:

Героиня посещает храм по утрам

  1. Она не выражает восторга и сдержанно благодарит за цветы и книги, которые он посылает. В то же время делит цветы на «любимые и нелюбимые», а книги всегда «прочитывает».
  2. Героиня высказывает недоумение по поводу привычки людей «обедать, ужинать», но «сама обедает и ужинает», причем делает это с «пониманием дела».
  3. Ей нравится пение церковного хора, слушает песни цыган «с томной усмешкой» и критикует Шаляпина за излишнюю «разудалость».

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

До последнего момента она балансирует на границе, разделяющей мирские и духовные ценности. Она не может решить, есть ли в этой жизни любовь и счастье, а если есть, то насколько они ценнее «нежной грусти и чувства родины», которые она испытывает во время монастырской службы.

Телесная близость с красивым влюбленным в нее человеком (в силе его любви она убеждена) ставит точку в ее сомнениях. Она уезжает из Москвы и присылает ему письмо, в котором просит не отвечать и сообщает, что уходит послушницей в монастырь и, возможно, решится на «постриг».

Опьяненный дурманом любви

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

  • любит;
  • радуется и огорчается;
  • восторгается и страдает.

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Смысл названия произведения

Масленичная неделя — это смешение обрядов и правил языческой и христианской Руси. Бурное веселье, которым сопровождаются эти дни, резко заканчивается. Впереди самый длинный и строгий Великий пост, начинающийся Чистым понедельником, который объединяет разные периоды радости и скорби.

В этот день произошла последняя встреча героев рассказа, и этот день стал поворотным в их судьбе. И если она предполагала такой вариант и даже делилась с молодым человеком мыслями и желанием «уйти в монастырь», то для рассказчика все произошло слишком неожиданно и болезненно.

Девушка монахиня

Новая встреча случилась почти два года спустя. Герой на извозчике объезжал места, где когда-то они были вместе и «все плакал». Остановившись возле Марфо-Мариинской обители, он уже хотел пройти в церковь, но увидел выходящую оттуда процессию с иконами и хоругвями. Среди «инокинь или сестер» он разглядел любимое лицо. А она, словно почувствовав его присутствие, «устремила взгляд в темноту». Молодой человек повернулся и тихо покинул церковный двор, так как ничего не возвращается.

При внимательном прочтении рассказа Бунина приходит понимание, что основная мысль, облеченная в словесную форму, гораздо глубже, чем просто история о несчастной любви, и на поверхности лежит лишь «сомнамбулическое начало».