Роман «Обломов»

Тематика и сюжет

Произведение поднимает вечные темы:

  • дружба (на примере отношений Обломова и Штольца);
  • семья (влияние домочадцев на характер маленького Ильи; его собственная семья как жизненный ориентир);
  • счастье (его субъективность);
  • любовь (отношения главного героя с Ильинской и Пшеницыной).

Илья Ильич Обломов, помещик и дворянин, человек апатичный, ленивый, не терпящий перемен и любой активной деятельности. Целые дни он проводит лёжа на диване в старом халате и занимается лишь тем, что мечтает и размышляет.

Антиподом главного героя выступает его друг детства — предприимчивый и энергичный Штольц, который безуспешно пытается вовлечь старого товарища в светскую суету. Но Обломов неисправим, он остаётся верен своему привычному образу жизни и не видит смысла искать расположения высшего общества.

Идеология Обломова

Обломов подвергается настоящему испытанию любовью. Его отношение к этому чувству наглядно иллюстрирует цитата из романа: «Любовь — претрудная школа жизни». Но почему душевные порывы даются герою так тяжело?

 Обломов вырос в далёкой от столицы деревне

Ответ кроется в его детстве. Обломов вырос в далёкой от столицы деревне, отчине своего рода. Несколько поколений её жителей влекли праздное, безмятежное существование, коротая время между завтраком, обедом и ужином, и каждый свой день проводили так, как предыдущий. Илья был бойким, любознательным мальчиком, но мать и няня постоянно одёргивали его, не пускали гулять с деревенскими детьми и даже запрещали самостоятельно одеваться, ведь для этого имеются слуги. А от мук учёбы ребёнка «спасали» при любом удобном случае: холод на улице, нездоровый вид, праздник на неделе.

В покое и чрезмерной опеке Илья рос избалованным барчонком, но сохранил чистое доброе сердце. В его сознании запечатлелись не только лень, мягкотелость и всепоглощающий послеобеденный сон домочадцев, но и их гостеприимство, прямодушие, тёплая привязанность друг к другу.

Няня рассказывала Илюше сказки о чудесах и волшебстве, которые переносили мальчика в мир фантазий, подчиняли его ум и воображение вымыслу. Повлияла на героя и живописная природа родной деревни. В своих мечтах он гуляет с любимой женой по тёмной аллее, плавает по реке. Эти образы проникнуты умиротворением, которое он почитает за высшее счастье.

Будучи уже взрослым, Обломов продолжает жить ценностями, заложенными с детства, хотя рядом уже нет ни любящей матери, ни расторопной няньки. Светская жизнь требует от него деятельности, упорства, трудолюбия, но Обломов не знает, как ориентироваться в реальном мире, и всячески его избегает.

Столичное общество он считает лицемерным, мелочным, оно ослеплено вечной погоней за наживой, пустыми развлечениями, тщеславием и страстями, всё это ему противно и непонятно. Высший свет для него — сборище мертвецов, неспособных видеть и чувствовать.

Встреча с Ильинской

Сложно выделить конкретный момент, когда любовь становится испытанием для Обломова. Ведь его отношения с Ольгой начиная с самой их первой встречи, были для него настоящей проверкой на прочность. Весь вечер их знакомства Илье Ильичу приходилось преодолевать чувство ужасной неловкости и выдерживать её долгие пристальные взгляды. Позже в разговоре Ольга позволяла себе колкие фразы, например, что Обломов надевает разные чулки, а дома только и делает, что лежит. Герой сгорает от стыда. Он называет её в мыслях «насмешливым существом», но всё равно невольно любуется ею.

Обломов встретился с Ильинской

Ольга будит в Обломове целую бурю эмоций:

  • под вдохновением от её пения, признавшись ей в любви, он снова страдает от чувства стыда;
  • страдание усиливается тем, что в Ольге он видит воплощение своего идеала женщины-«царицы» и боится вспугнуть счастье;
  • при этом Обломова не верит, что достоин Ольги, чистого «небесного ангела», ему кажется, что принять её любовь — значит, взять чужое.

Ольга в роли мучительницы

Ольга признаётся сама себе, что любит Обломова, но хочет его изменить из эгоистических мотивов, чтобы стать благодетельницей, спасшей нравственно умирающего человека. К тому же Штольц специально просил её не давать Обломову скучать. Чем больше Ольга чувствовала власти над возлюбленным, тем больнее колола его едкими замечаниями, безжалостнее корила за апатию, пытаясь воскресить его волю к жизни.

Ольга в роли мучительницы Обломова

Она заставляла его много читать, везде сопровождать её, ездить по лавкам, выставкам, в театр, искать всю ночь в книгах ответы на отвлечённые вопросы об искусстве, звёздах и пр. Когда же не получала того, чего хотела, она наказывала Обломова долгим испытующим взглядом, который он не мог выдержать и дрожал, как робкий мальчик.

Вся жизнь Обломова развернулась на 180 градусов, ради Ольги он отказался и от лежания на диване и от халата, постоянно над чем-то хлопочет, куда-то стремится, наконец, живёт и действует. Он называет любовь службой, из-за которой ему даже пришлось однажды ночевать в трактире одетым и прошагать 10 вёрст.

«Отошло, поблекло»

Но понемногу Обломов начал уставать от новой жизни, «летняя поэма любви» подходила к концу. Отношения его и Ольги не развивались. Они не могли пожениться, ведь перед этим нужно привести в порядок дела с деревней. Но процесс затянулся. Обломов стал избегать встреч с Ольгой.

В это время он жил уже на другой квартире, в доме, где хозяйничала добродушная и домовитая Агафья Матвеевна. Своей почти материнской заботой она потакала изнеженности Обломова, пробуждала в нём старые привычки «дряблого существования».

Ольга поняла, что больше Обломов не читает присланных ею книг, снова лежит днём, не ловит каждый шанс на встречу как раньше. Но он всё ещё верит, что чувство в нём живо, однако в тот момент, когда Ольга ждёт от него уверенного решения, он откладывает свадьбу ещё на год. Тогда Ильинская смиряется с тем, что ей не удалось его изменить и отступается.

Среди причин разрыва также можно упомянуть:

  • Обломову надоело скрывать их с Ольгой чувства от общества, но ему приходилось это делать, чтобы не компрометировать девушку и не дать повода для сплетен;
  • Ольга не разделяла его взгляд на идеальную семейную жизнь в деревне, она была уверена, что зачахла бы от однообразия и скуки;
  • Обломов считал себя никудышным женихом: денег на тот момент у него было немного.

Агафья Матвеевна

Агафья Матвеевна и Обломов

Добрая хозяйка с полными локтями стала для героя новым воплощением идеала. Она ничего не требует, не заставляет трепетать от страсти или стыда. Уют в её доме напоминает идиллию Обломовки, и Илья Ильич после разрыва с Ольгой погружается в родную его душе апатию.

Ольга всегда оставалась для него загадкой, многое приходилось расшифровывать в её глазах, полуулыбке, выражении чуть приподнятой брови. Он никогда не мог сказать наверняка, о чём она думает и что чувствует. Она играла с ним «по-кошачьи»: то вдруг похолодеет, то поманит. А однажды с ней случился даже маленький нервный припадок, на который Обломов не знал, как и реагировать. А ведь именно за такие причуды он и недолюбливал светских женщин.

Агафья Матвеевна — другая история. Бесхитростная натура, она была проста и понятна, рядом с ней комфортно, спокойно, кругом чистота и порядок. Особо примечателен момент в романе, когда хозяйка заштопала старый обломовский халат, тем самым подталкивая его вернуться к прежней жизни.

Другая пара

Ольга Ильинская и Штольц

Ольга подвергла испытанию любовью и Обломова, и Штольца. Но в её «второй любви» период душевных терзаний пришёлся в основном на начало романтических отношений. Штольц был знаком с Ильинскими давно, но раньше он видел в Ольге только ребёнка. Однако роман с Обломовым её изменил, она заметно повзрослела. Увидев её в новом свете, Штольц скоро влюбился: «…в эти полгода зараз собрались и разыгрались над ним все муки и пытки любви, от которых он так искусно берегся во встречах с женщинами».

Он не мог понять, любит ли его Ильинская, избегал опрометчивых надежд, искал намёки. Кроме того, он чувствовал, что в прошлом Ольги произошла какая-то трагедия, и боялся, что правда окажется ужасной: если кто-то уже занял её сердце? Но все его опасения были развеяны. Их совместная жизнь была полна гармонии и тихого счастья. Оба обладали пытливым умом, жаждой деятельности, не предавались мечтам, никогда не переставали уважать друг друга.

Результат терзаний

Обломов и Агафья Пшеницына

Образ жизни Обломова в конце романа остался практически таким же, каким был в начале. Лень и апатия оказались сильнее его воли, он взращивал их с самого детства и не смог побороть даже во имя любви. Ольга не щадила его: засыпала поручениями, стыдила, заставляла влиться в то общество энергичных дельцов, которое Обломов терпеть не мог. Ненадолго ему удалось примерить на себя роль светского джентльмена, но сущность его не изменилась.

Если пройти испытание любовью — значит, остаться верным своим убеждениям, привычкам и образу мыслей, Обломов его прошёл. Но если пересмотреть свои взгляды на жизнь и нравственно вырасти, то нет, его испытание не пройдено. В любом случае герой доволен своей участью, его мечта о спокойном существовании воплотилась в реальность. Однако его трудно назвать счастливым, без огня в душе, без Ольги, он продолжал медленно погибать не только морально, но и физически.

Сочинение «Испытание любовью Обломова в романе» показывает душевные терзания главного героя, его попытки изменить свою жизнь и итоговый приход к точке, с которой начал.