Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге

Работа над рукописью

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник».

На одной из центральных площадей Санкт-Петербурга в середине августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятнику императору Петру Первому. Самодержец уверенно сидит в седле, его скакун встал на дыбы, под его копытами корчится раздавленная змея. Фигуры замерли на огромной глыбе — «гром-камне». Сам памятник отлит из бронзы: медным он «стал» только после пушкинской поэмы.

Однако большую известность памятник получил благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Год написания произведения — 1833 год, так называемая Болдинская осень. На написание потребовалось меньше 30 дней: работа шла с 6 октября и до конца месяца. Увидеть это легко: итоговый вариант заканчивается строкой «31 октября 1833. Болдино. 5 часов утра».

Поэма по объему является самой маленькой среди пушкинских — в ней меньше 500 стихов. Однако трудиться над ней было непросто: поэт переписывал каждую строчку, иногда по 10 раз, добиваясь совершенства.

Краткое содержание

Холодным ноябрьским вечером бедный мелкий чиновник Евгений возвращается домой, в снимаемую им каморку. Ложась спать, чиновник постоянно думает о том, что из-за разведенных мостов и прибывающей реки он на 2−3 дня разлучен со своей возлюбленной Парашей.

На следующий день Нева разливается, начинается страшное наводнение. Евгений в это время сидит на статуе льва возле крыльца нового богатого дома, за его спиной возвышается конная статуя Петра Великого. Юноша мрачно думает о том, что его любимая с матерью живет на противоположном берегу совсем близко от воды.

Нева разливается, начинается страшное наводнение

Как только вода спадает, Евгений переправляется на другой берег и видит, что стихия полностью смела домик его любимой. Вне себя от горя юноша сходит с ума и уже не оправляется. Он бродит по улицам, постоянно слышит шум прибывающей воды, питается чем придется, спит на пристани, не замечает насмешек.

Через год очередным ненастным осенним вечером Евгений просыпается, вспоминает прошлогоднее наводнение и бежит в страхе. Внезапно он останавливается перед изваянием льва, на фоне которого отчетливо виден памятник Петру. Вспомнив все, что ему пришлось пережить, юноша в гневе грозит памятнику кулаком и тут же замирает: ему кажется, император повернул голову и смотрит на него. Евгений бросается прочь, но всю ночь его преследует тяжелый топот коня с медным рыцарем-императором. С тех пор юноша, проходя мимо памятника, всегда снимает картуз, прося прощение.

Через несколько месяцев рыбаки находят его труп на пустынном маленьком острове.

Дальнейшая судьба

По возвращении в Санкт-Петербург Пушкин передал «Медного всадника» на проверку цензурой. Вскоре работу вернули с множеством правок и, хотя официального запрета к печати не поступило, огромное количество вымаранных строк и замечания не оставляли надежды. Александр Сергеевич считал, что его труды читал сам император Николай I, он же и наложил запрет. Специалисты же выяснили, что поэма цензуровалась в Третьем отделении. Впрочем, некоторые исследователи все же отмечают, что Николай I внес некоторые рукописные правки.

Поэт был сильно расстроен произошедшим: он написал в сообщении другу, что отказ в печати принес ему большой убыток в финансах. Он попытался внести правки, но вскоре решил не печататься вовсе, так как исправить все замечания было невозможно.

В итоге произведение «пережило» несколько попыток выпуститься:

Поэма была напечатана в полном виде в журнале «Современник»

  1. При жизни Пушкина в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения» было напечатано «Вступление» — до строки «Тревожить вечный сон Петра!». Оно вышло под названием «Петербург. Отрывок из поэмы» и не избежало цензуры: были вычеркнуты 4 строки стихотворения, начиная со слов «И перед младшею столицей».
  2. В 1837 году вскоре после смерти Александра Сергеевича поэма была напечатана в полном виде в журнале «Современник». Однако цензура коснулась и этого варианта: Жуковскому пришлось исправить текст в соответствии с пожеланиями Третьего отделения. До XX века «Медный всадник» выпускался в таком усеченном варианте.
  3. Оригинал увидел свет только в начале ХХ века. Дата выпуска произведения без цензуры — 1919 год. Его выпустили в серии «Народная библиотека». Однако при восстановлении произведения остались некоторые неточности, которые пока сохраняются во всех книгах.

Сегодня оригинал хранится в Пушкинском доме в СПБ.

Реальные события как основа

Не вся поэма является выдумкой. У нее есть и историческая основа, однако исследователи не могут определить, какие именно факты и легенды использовал автор. История создания поэмы «Медный всадник» базируется на нескольких реальных и мистических происшествиях:

Явление призрака Петра Великого Павлу I

  1. Осенью 1824 года Петербург пережил сильное, разрушительное наводнение. Сам Пушкин в это время был в ссылке в Михайловском, но живо интересовался событием. В августе 1833 года произошло еще одно наводнение, менее разрушительное, в это время поэт был в городе и наверняка вспомнил о стихии 1824.
  2. В Санкт-Петербурге была широко распространена легенда о явлении призрака Петра Великого Павлу I. Википедия приводит ее целиком: однажды, прогуливаясь по улицам, император Павел I заметил высокую фигуру в широком плаще. Незнакомец пошел впереди самодержца, остановился посреди площади и указал на место, где вскоре будет поставлен памятник. «Ты вскоре увидишь меня здесь», — пообещала фигура и подняла шляпу. Павел узнал Петра Великого.
  3. Еще одна мистическая история связана с Александром I, который решил вывезти памятник Петру из города. Однако после рассказа о сновидении одного майора император передумал. Майору приснилось, что памятник скачет по улицам Петербурга, подъезжает к монарху и пеняет ему: до чего потомок довел Россию! После Медный всадник обещает, что пока он на месте, городу нечего бояться.

По другой версии тема ожившего памятника могла быть взята из «Дон Жуана». В произведении каменная статуя командора, которого убил ловелас, оживает в конце и убивает его из мести.

Поэму «Медный всадник» Пушкин написал менее чем за месяц, но напечатано в полном и изначальном варианте оно было только в 1920-х годах. Понять, почему это произошло, несложно: поэт посвятил ее не только мистическим легендам, но и проблеме противостояния личности и власти. Противостояние человека и истории в поэме «Медный всадник» не менее важны, чем города и стихии.