Картина Венецианова «На пашне. Весна»

История создания картины

«На пашне. Весна» — картина, признанная одной из лучших работ живописца. Несмотря на простой бытовой сюжет, полотно воспринимается как единое целое. Оно дает возможность проникнуться временем и укладом крестьянской жизни. Автор вложил большую любовь в работу над пейзажем. Картина «На пашне. Весна» стала первой зарисовкой русской природы. До Венецианова русские живописцы изображали только заграничные виды, поскольку считали, что русская природа не может дать интересного сюжета и недостойна кисти и красок.

Алексей Гаврилович Венецианов

Для своей картины художник выбрал простой сюжет из крестьянской жизни. В нем отсутствует движение. Для автора важен не быт, а жизнь. Труд крестьян он воспринимает, как нечто повторяющееся. Неслучайно произведение задумывалось как часть цикла, посвященного крестьянскому труду в разные времена года. В него вошли работы: «На жатве. Лето» и «Сенокос».

Венецианов писал картину, находясь в родовом имении, где сама обстановка и природа способствовала творчеству. Он начал работу над полотном, будучи классиком и романтиком одновременно.

Несколько раз художник менял название работы. До настоящего времени дошло несколько вариантов:

  • «Женщина, боронящая поле»;
  • «Крестьянка в поле, ведущая лошадей»;
  • «Деревенская женщина с лошадьми».

Последнее название автор сохранил после того, как создал картины цикла «Времена года».

Описание полотна

«На пашне. Весна» Венецианова — самая знаменитая и загадочная работа великого мастера.

В центральной части полотна расположена статная фигура крестьянки, которая ведет по полю двух лошадей и наблюдает за сидящим неподалеку ребенком. Ее движения плавны и изящны, создается впечатление. что она едва касается земли ногами. На лице женщины светится улыбка. Она наслаждается своей работой.

На ней надет нарядный сарафан и кокошник. Одежда крестьянки напоминает греческую тунику. В ее образе живописец увидел не проходящую античную красоту и гармонию.

Современники часто упрекали Венецианова за очень нарядную одежду, в которой он изобразил молодую женщину. Но это не было фантазией автора. Первый день пахоты считался праздником, и люди старались надеть на себя самые лучшие наряды.

«На пашне. Весна» Венецианова

На переднем плане живописец изобразил играющего малыша. Занятая тяжелым трудом в поле женщина — это мать. Ребенок одет в легкую одежду. Он спокоен и весел.

Женщина на поле находится не одна. Вдалеке в глубине пространства медленно скрывается еще одна пара лошадей, которых ведет другая крестьянка. Около линии горизонта можно рассмотреть еще одну женщину с упряжкой лошадей. По замыслу художника, крестьянки на поле движутся по кругу.

Картина раскрывает красоту весенней природы. Пейзаж написан правдиво и реалистично. Зритель ощущает наступление весны. Автор точно описывает высокое прозрачное небо, широкие открытые просторы и влажную землю. Под теплыми лучами солнца пробивается первая зеленая травка, на деревьях распускаются молодые листочки. Природа полностью вживается в уклад крестьянской жизни. Она едина и гармонична с человеком.

Описание картины можно использовать для сообщения о творчестве художника или читательского дневника.

Выразительные средства

Современники с восторгом приняли работу и оценили мастерство художника. По их мнению, он первым обратил внимание на изображение русского быта, который более понятен и ближе для восприятия простого зрителя.

Развивая романтическое направление, Венецианов сравнивает русскую крестьянку с древнегреческой богиней Флорой, которая в тишине обходит свое царство, полное зелени, цветов и покоя.

Ребенок, сидящей на краю пашни, напоминает Амура, который является началом жизни. Символично изображение растущих неподалеку тонких молодых деревьев, впитывающих силу земли. Это аллегория начинающейся жизни и начала чего-то нового.

Особое внимание художник уделил изображению плывущих по небу облаков. Их меняющийся силуэт помог подчеркнуть широту простора полей и бесконечность земли.

Для сюжета живописец выбирает простую бытовую сценку, но на картине она выглядит необыкновенно празднично и по-весеннему ярко. Для этого художник использует приемы:

Крестьянка изображена крупнее лошадей

  1. Крестьянка изображена крупнее лошадей. Венецианов умышленно нарушает пропорции, поскольку пишет не простую женщину, а создает аллегорический образ Весны. Для него важно подчеркнуть ее мощь и стать. Античный женский образ дополняют фигуры лошадей, которые напоминают Пегасов, а не крестьянских лошадок.
  2. Использование «зеркального эффекта». На дальнем плане изображена удаляющаяся женская фигура. Она движется по параболе. Это еще одна женщина, которая обрабатывает землю, но у зрителя создается впечатление, что это главная героиня полотна совершила круг и возвращается обратно. Такой прием позволяет автору подчеркнуть цикличность происходящего в природе.
  3. Заниженная линия горизонта. Этот прием использовали мастера-иконописцы. До Венецианова его никто не применял в светской живописи. Благодаря низкому горизонту фигура крестьянки выглядит гораздо крупнее и приобретает торжественность и монументальность. Также она помогает создать на полотне замкнутое пространство, символизирующее смену времен года.

В русской живописи Алексея Гавриловича Венецианова часто называют «крестьянским художником. Его работы показывают жизнь простого человека, отдающего все силы работе на земле. На его картинах зритель не увидит тяжелой жизни, нищеты и убожества. Они полны радости, красоты и праздника. Несколько позже это настроение разовьет в своих работах Васнецов и другие русские живописцы.