Сочинение на тему театр жив пока у него есть зритель

История театра в России

Сочинение-рассуждение на тему театра обязательно должно начинаться с истории создания этого неповторимого вида искусства. Зарождение уличных представлений в Европе изначально разделялось на светское и церковное. История театра в России берет свое начало в деревенских обрядах и праздниках, имеющих языческое значение. Со временем из этих действий исчезла мистическая составляющая, они превратились в веселые игры-представления.

Театр России

Не всегда самодеятельные уличные спектакли представляли собой комедии-монологи. В результате коллективного творчества простые игрища стали превращаться в целые драмы-представления. Их сохраняли в памяти и пересказывали долгими зимними вечерами соседям и знакомым. Их, как и сказки, передавали из поколения в поколение.

Самыми первыми спектаклями были представления скоморохов-лицедеев. Это были исключительно светские действия. Актеры плясали, пели, разыгрывали различные сценки, пародировали и балагурили. Все это происходило под аккомпанемент музыкальных инструментов. Играть на импровизированной сцене мог любой, но только самый умелый становился скоморохом. Такая традиция сохранилась и на сегодняшний день: многие хотят быть артистами, но только единицы получают всеобщее признание и любовь зрителя.

Достаточно быстро стали образовываться так называемые труппы, где актеры объединялись в маленькие устойчивые коллективы. Появились первые театральные костюмы, маски, грим, стала использоваться подручная бутафория. В основном представления были импровизацией с включением пантомимы, пения, цирковых номеров. Актеры высмеивали высшие слои общества, торговцев, зажиточных людей и представителей церкви. Простой же человек, рабочий, крестьянин был показан с положительной стороны, он вызывал сочувствие или восхищение.

Представления скоморохов так и не переросли в театральные, а вот небольшие актерские труппы постепенно стали выходить на сцену. Коллективы переезжали из одного населенного пункта в другой, давая свои представления.

История театра

Настоящий стационарный театр появился только в XVII в., школьный в Славяно-греко-латинской академии и придворный — при императорском дворе. В пьесах использовались и светские, и библейские сюжеты. Повествования велись в стихах, участвовали и реальные, и аллегорические персонажи.

До сих пор неизвестно, по какой причине театр приглянулся царю Алексею Михайловичу Романову, но в начале 70-х гг. он увлекся этим видом искусства. При нем активно функционировали две сцены: летняя в селе Преображенском и зимняя в Кремле.

Актерский коллектив набирался из детей мещан и подьячих, отданных на воспитание и обучение московскому лютеранскому пастору Грегори. Это и была первая актерская школа. Находилась она в с. Преображенском.

Театр

Для царя это были трудные годы, он пытался соединить разрозненные после «смутного времени» земли и различные боярские коалиции, объединить народ, удержать власть, на которую претендовали многие. Поэтому все спектакли хоть и назывались комедиями («Комедия о Давиде и Голиафе», «Комедия о Давиде»), но имели глубокий политический подтекст. И именно эти постановки помогали царю в его борьбе с боярством. В дальнейшем русский театр переживает следующие вехи в своем развитии:

Театр жив пока у него есть зритель

  1. Петр I создает первый публичный, открытый для посещения театр, чем заложил основу этого вида искусства.
  2. Елизавета Петровна, поощряя развитие театра, развивает драматургию. Помимо этого, устраивает многочисленные маскарадные и театральные представления. Ощущается влияние французского классицизма.
  3. Начинает появляться мода на домашние любительские представления. Актеры набираются из прислуги и крепостных. Особо талантливых было принято отсылать на обучение к известным иностранным театральным мастерам.
  4. Расцвет искусства начинается при Екатерине II. Именно она учреждает самостоятельную Дирекцию всех придворных театров, в которую входят и иностранные труппы. В таком виде театр просуществует до конца правления династии Романовых.
  5. В Петербурге учреждаются два Оперных дома и Большой Каменный театр.
  6. В начале XIX в. появляются множественные любительские театральные кружки, возникают новые театры в различных городах, создаются театральные училища.

После Октябрьской революции все имеющиеся в стране театры стали относиться к отделу искусств Государственной комиссии по просвещению, а в дальнейшем происходит их национализация.

Искусство как отражение жизни

В советское время театр принято было воспринимать как элемент воспитания и работы над собой. Он нес поучительную функцию. Для зрителя посещение определенных спектаклей стало нудной обязанностью. А для актеров, сценаристов и режиссеров процесс творчества превратился в скучную работу.

Театр в России

Истинные любители и почитатели театра воспринимают его как волшебный удивительный мир. Он дает такие уроки морали и нравственности, так учит красоте и познанию прекрасного, как ни одно другое искусство в мире. Каждая роль — это отражение жизни, характеров, конфликтов, их оценка или трактовка.

Жанровое разнообразие

В любом эссе на тему театра обязательно присутствует описание жанров. Данный вид искусства представляет собой максимально органичное сочетание практически всех видов: музыки, танцев, вокала, живописи, литературы. Человечество постоянно находится в развитии, и именно театр наилучшим образом отражает это, в нем появляются новые жанры.

Их происхождение зависит от страны, от зародившегося в ней культурного наследия, от менталитета и настроения зрителя. Ведь именно зритель является главным лицом в театре.

Ни один из жанров не может конкурировать с другими. Каждый уникален и интересен по-своему, каждый имеет своего зрителя. Вот некоторые из них:

Жанр театра

  • драма;
  • мелодрама;
  • комедия;
  • трагедия;
  • водевиль;
  • пародия;
  • монодрама;
  • феерия;
  • мим;
  • фарс;
  • моралите;
  • мюзикл;
  • опера и оперетта;
  • пастораль;
  • трагикомедия и т. д.

Самые сложные и самые любимые зрителем спектакли представляют собой сочетание нескольких жанров. Например, в драме могут присутствовать и комические персонажи, а мюзикл может представлять собой как комедию, так и мелодраму.

Разновидности театров связаны не столько с жанрами, сколько с игрой актеров и режиссерскими постановками непосредственно на сцене. Например:

Виды театра

  • оперный;
  • кукольный;
  • света;
  • авторский;
  • детский;
  • сатиры;
  • танца;
  • поэзии;
  • зверей;
  • теней;
  • уличный и т. д.

Во многих городах в летний период театральные постановки выходят на улицу. И это становится традицией. Множество больших фестивалей проходит под открытым небом. Иногда сцены сооружаются недалеко от основного здания, и там отыгрываются полноценные спектакли.

Без кого не состоится спектакль

В театре не работают, а служат. О том, что там служат актеры, знают все, но существует еще множество «невидимых» профессий. Сочинение про спектакль в театре не обойдется без хотя бы краткого их перечисления:

Гримёр

  • гример;
  • суфлер;
  • художник по свету;
  • художник-модельер;
  • сотрудник бутафорского цеха;
  • декоратор сцены;
  • костюмер;
  • балетмейстер;
  • звукорежиссер;
  • машинист сцены;
  • реквизитор и многие другие.

Создание спектакля — труд достаточно большого коллектива. И каждый — очень важная составляющая всеобщего действия. Именно «невидимые» профессии помогают созданию волшебного и удивительного зрелища.

Зритель — неотъемлемая часть театра

Многие сравнивают театр с кино. Но это в корне неверно. Театральная постановка — это прежде всего обращение к зрителям, точнее, к каждому зрителю конкретно. К. С. Станиславский говорил: «Зритель, как и артист, является творцом спектакля, и ему, как и исполнителю, нужна подготовка, хорошее настроение, без которых он не может воспринимать впечатлений…».

Зритель — неотъемлемая часть театра

Во время спектакля зал заполняется совершенно разными людьми, разной культуры, возраста, образования, мировоззрения, профессий. И чем старше зритель, том он более он благодарен за доставленное удовольствие. Но при этом все они, не сговариваясь, аплодируют, смеются или даже плачут.

Современное время требует иной, современной правды, достоверности. Меняются времена, меняются и зрители. Нельзя не отметить, что сегодняшний «недоверчивый» зритель имеет меньше фантазии, чем «доверчивый» времен Шекспира. Просто она стала тоньше, изысканнее, острее. А многое с тех времен просто потеряло смысл.

Итак, премьера сыграна, аплодисменты прозвучали. И теперь режиссер, актеры, композитор и все прочие мучительно пытаются понять, понравился ли спектакль, что пошло не так, а что было отлично. А может, что-то стоит сократить или изменить. Все пытаются угадать реакцию того, ради кого проделан огромный труд, — зрителя.

Профессиональные актеры знают, что играть спектакль для единичного зрителя невероятно сложнее, чем перед полным залом. Те же, кто приходят на представление, иногда даже не догадываются, что от их искренней реакции зависит и игра актера, и качество пьесы. Именно поэтому существует замечательная традиция выхода на поклон. Так актеры благодарят своих зрителей за приход на представление и прощаются с ними.