Творчество Достоевского

Творчество Достоевского

Основная тема раннего творчества Достоевского — несчастные люди. Примерами могут служить произведения:

  • «Бедные люди».
  • «Двойник».
  • «Маленький герой».
  • «Записки из подполья».
  • «Униженные и оскорблённые».

Более зрелые романы литературоведы называют идеологическими, но, если задуматься, во всей прозе Достоевского просматривается итоговый образ мечтателя, причём его характер трансформируется от книги к книге. Кроме того, у писателя чётко прослеживаются два мечтательных типа:

  • сентиментальный;
  • романтический.

Это интересная тема не только для сочинения или эссе на школьном уроке в классе, но и прекрасная идея для целой диссертации. Однако в рамках знакомства с образами мечтателей Достоевского можно рассмотреть произведения, где эта тема раскрыта наиболее ярко. К ним относятся:

Петербургская летопись

  1. «Петербургская летопись».
  2. «Слабое сердце».
  3. «Белые ночи».
  4. «Неточка Незванова».
  5. «Преступление и наказание».

Петербургская летопись

Белые ночи Достоевского

Ф. М. Достоевский — автор не только художественных книг, он с удовольствием занимался написанием фельетонов — коротких сатирических очерков. В этом жанре представлена его «Петербургская летопись», где впервые рассказчиком выступает мечтатель. Он не романтичен, лишён исключительности и подлинной натуры. Его повествование сводится к освещению последних новостей, рассуждениям на злободневные темы, комментариям по поводу новинок литературы и театра. Всё это носит развлекательный лёгкий характер.

Бытовые зарисовки из этого цикла фельетонов позднее легли в основу некоторых книг Достоевского, так же как и черты мечтателя можно угадать в героях его ранних повестей. Особенно это заметно по повторяющемуся мотиву близости человека и Петербурга, представленному одновременно прозаичным и фантастичным, как и описываемые в произведении персонажи.

Активное написание романов и повестей не снизило тяги Достоевского к публицистике. Он писал для периодических изданий «Время» и «Эпоха», а в журнале «Гражданин» автору был отведён целый раздел «Дневник писателя».

Слабое сердце

 Слабое сердце Достоевского

Появившийся в 1847 году в «Петербургской летописи» образ был повторно использован Достоевским через год в повести «Слабое сердце». Он был воплощён в характере Васи Шумкова — петербургского чиновника, не обладающего высоким положением в свете, финансово несостоятельного, к тому же имеющего физический недостаток в виде кривобокости.

Но главному герою улыбнулась удача: ему предстоит свадьба с любимой девушкой, к тому же начальник поддерживает его финансово, давая на перепись документы и доплачивая за это несколько сотен в год. Шумков обсуждает свои дела с другом накануне Нового года, тот уговаривает Васю отложить работу и познакомить его с невестой и её семьёй.

Возвращается жених очень взволнованным и никак не может приступить к переписыванию бумаг, но потом берёт себя в руки и занимается работой круглосуточно, делая лишь короткие перерывы на сон. Потом Шумков вновь отправляется к невесте и пропадает. Вернувшись домой, Вася понимает, что переписывать нужно ещё очень много, поэтому к поставленному начальством сроку он не успеет.

Чувство вины заставляет его снова работать целую ночь. После этого с измученным Васей случается обморок, затем столбняк, а потом и вовсе приступ безумия: герой водит сухим пером по чистой бумаге, но ему кажется, будто он сумел ускорить работу. В таком состоянии он встречает начальника, но тот сокрушается над увиденным, говорит, что на самом деле задание было вовсе не срочным, и отводит Шумкова от службы.

Образ мечтателя ярко выраженного сентиментального толка играет существенную роль в произведении. Он воплощается в характере Васи Шумкова. Главного героя отличает нравственная мнительность, в итоге доведшая его до беды. Что касается остальных персонажей повести, тут можно выделить невесту Васи, Лизу Артемьеву. Героиня наделена настолько идеализированными чертами, что её реалистичность значительно уступает даже такому неоднозначному образу, как мечтатель.

Белые ночи

Творчество Достоевского

Осенью 1848 года писатель создал повесть «Белые ночи». Мечта и реальность — центральные темы этого произведения. Сюжет закручивается вокруг молодого чиновника, который в одну из петербургских белых ночей встретил девушку и влюбился. Но у его новой знакомой, которая представилась Настенькой, оказалась грустная история. С ранних лет она жила со слепой бабушкой, которая слишком опекала внучку и даже прикалывала её платье булавкой к своему, чтобы девушка всегда была рядом.

Невесёлая и однообразная жизнь Насти переменилась, когда в их дом приехал новый постоялец. Она влюбилась в красивого юношу, тот ответил ей взаимностью, но бедность молодого человека помешала ему тут же забрать с собой девушку, поэтому он обещал вернуться за ней через год. Это время прошло, жених приехал, но на свидание так ни разу и не пришёл.

Главный герой романа проникся рассказанной историей и захотел помочь бедной девушке. Он вызвался передать её возлюбленному письмо, но из этой затеи ничего не вышло. Настя стала понемногу привязываться к молодому человеку, принявшему в ее судьбе такое участие. Она призналась, что пока не любит его, но и к предавшему её возлюбленному уже не испытывает прежних чувств, а значит, у них всё может получиться.

Образ Насти

Счастливая пара начинает мечтать о будущем, но всё идёт прахом, когда Настя встречает возле своего дома жениха. Она бросается к нему и уходит, оставив своего нового друга одного. На следующий день девушка пишет письмо с извинениями, и главный герой прощает её и продолжает любить. Теперь его квартира стала совсем одинокой и ему остались лишь внутренние переживания и несбыточные мечты.

Вот так печально заканчиваются «Белые ночи». Характеристика мечтателя по этой повести неоднозначна. Он представлен как человек прекрасной души, но вот сил, чтобы обрести собственное счастье, ему не хватает. У него даже своей истории нет, что объясняется следующими аргументами:

  • он не включён в жизнь;
  • у него нет движения и развития;
  • он не меняется;
  • не является деятелем.

Главный герой существует в воображаемом мире, который не соприкасается с действительностью. В итоге он теряет всяческую надежду на отношения с любимой, что выглядит как фатальная невозможность заставить мечту стать реальностью.

Неточка Незванова

Неточка Незванова Достоевского

В 1846 году Достоевский задумался о создании нового романа в трёх частях, а уже в 1847 приступил к его написанию. Однако арест 1849 года не дал писателю закончить произведение, в результате чего вместо романа была опубликована повесть.

Сюжет рассказывает о взрослении девочки в период с 8 до 17 лет. В начале повести она живёт с матерью и отчимом, который был одарённым музыкантом, но в то же время грубым и безжалостным человеком. Тем не менее главная героиня, Неточка, считает его отцом и мечтает остаться жить с ним после смерти родной матери.

Когда это случается, отчим бросает девочку одну на улице, но её берут в новый дом. Там она взрослеет, знакомится с новым для неё миром библиотеки, раскрывает в себе талант к пению. Там же ей открывается семейная тайна её нового дома. Оказывается, Александра Михайловна, заменившая Неточке мать, уже будучи замужем, влюбилась в мелкого чиновника. В обществе пошли пересуды, но муж Александры защитил жену, о чём постоянно ей напоминает. Неточка испытывает отвращение к мужчине и собирается покинуть этот дом.

Как видно из краткого содержания, раскрытие мечтателя в этом романе имеет несколько иное направление. Образ, воплощённый в Неточке, является порождением семейства, а читатель наблюдает за становлением мечтательного склада ума под давлением внешних обстоятельств, в частности, из-за напряжённых отношений подростка с отцом.

Преступление и наказание

Преступление и наказание

Одним из известнейших романов Достоевского является «Преступление и наказание». Произведение было написано за два года и опубликовано в 1866 году. В нём повествуется о Родионе Раскольникове, бедном студенте, которого нехватка денег вынуждает уйти из университета. Поправить своё положение он решается с помощью убийства процентщицы.

Страшный замысел парень оправдывает в своей душе тем, что так он не только изменит к лучшему свою жизнь, но и избавит сестру от необходимости выходить замуж за нелюбимого мужчину. Родион воплощает в жизнь задуманное, но всё идёт не по плану, поэтому ему приходится совершить двойное убийство из-за не вовремя появившейся у процентщицы гостьи.

Параллельно рассказана история семьи Мармеладовых, с которой знакомится Раскольников. Мармеладовы находятся в состоянии крайней нищеты, и спасти их решается дочь Соня, решившая работать проституткой. Искренность и доброта девушки сподвигают Родиона открыть ей своё страшное преступление. Когда Раскольников оказывается осуждён за него и отправлен в Сибирь, Соня следует за ним, чтобы поддержать героя в сложной ситуации.

Образ Раскольникова

Сходство Раскольникова с мечтателем из «Петербургских летописей» неочевидно, однако его прообраз всё же прослеживается. Это выражается в отсутствии стремления главного героя добраться до своего места назначения и вытекающих из этого бесцельных скитаниях по городу. В этом произведении образ Петербурга вовсе не представляется мечтательным и лёгким, он монументальный, даже трущобный. В романе можно найти подробные описания трактиров, грязных улиц, бедняков.

Отдельность и исключительность Раскольникова раскрывают его как мечтателя. Такое направление писателем было взято ещё в «Белых ночах», но в «Преступлении и наказании» мечтатель трансформировался в героя-идеолога. Это превращение обусловлено тем, что впервые такой персонаж решился на практическое осуществление своих желаний, претворение их в жизнь.

Раскаяние в содеянном приводит героя к мысли, что абстрактные идеи вредят полноте жизни. В этом выражается окончательная цель эволюции мечтателя, изображаемого Достоевским.

Мировое значение

 Мировое значение автора

Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.

Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.