Роман «Герой нашего времени»

Тематика и композиция романа

Последекабристский период в историческом развитии России влияет на работу М. Ю. Лермонтова. Мнение поэта формируется во время отказа от идеалов и прогрессивности. Кризис идей и недостаток новых способов действия сильно влияли на людей того времени. Мыслящий человек менялся в таких условиях, сомневался и не мог найти способ работать на благо общества. Идеи прошлого исчезли, а новоизобретенных еще не появилось, поэтому люди не понимали, куда двигаться дальше. Как раз такую проблему личностного развития и поднимает автор.

Тематика произведения кроется уже в самом предисловии, которое повествует о пороках общества того времени. На первых этапах анализа романа читатель строит свое мнение о Печорине. Одни проникаются к нему симпатией, другие осуждают.

Читают книгу «Герой нашего времени»

Продвигаясь вглубь повествования, читатель начинает вникать в неоднозначную композицию. В романе присутствуют различные рассказчики, и они знакомят с Печориным. В конце произведения у читателя возникает своя точка зрения и взгляд на эту личность.

Вторая глава «Героя нашего времени» уже вводит читателя в заблуждение, потому что хронологический порядок развития событий нарушен. М. Ю. Лермонтов создал необыкновенную композицию своего произведения.

Роман имеет единую мысль, которая проходит через все повествование. Однако эпизодическая отрывочность здесь не просто так. Великий критик Белинский говорил, что читать произведение в том порядке, в котором его написал Лермонтов не стоит, иначе это будет просто сборник коротких повестей. В композиции кроется план автора помочь читателю самому сформировать мнение. Лермонтов изменяет хронологический порядок, чтобы сделать акцент не на событиях, а на внутренних установках главного героя, раскрыть многогранность характера, глубину души.

В «Бэле» читатель видит рассказ о Печорине, в «Максиме Максимыче» наблюдает самого персонажа, а уже потом читает дневник героя и раскрывает его внутренний мир. Замысел автора — постепенно обнажить человеческую душу, относящуюся ко всему поколению того времени.

XIX век скрыл в себе множество тайн, поэтому было крайне важно обличить характера персонажа, его переживания и поиск смысла. Этот период истории показал полное отторжение от общественных идеалов, отстранение интеллигентов от политики в стране.

«Герой нашего времени» включает в себя пять повестей, имеющих одного главного персонажа и основную мысль, проходящую сквозь повествование и соединяющую все части. Автор использует кольцевую композицию, начиная роман с крепости и заканчивая ей же. Для творчества Лермонтова это показательная характеристика, он часто поднимает в своих произведениях темы заключения, узничества, тюрьмы.

Образ Веры

Портрет героини автором описан так: «очень хорошенькая… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка». Профиль ее достаточно выразительный. С виду она:

  • серьезная;
  • строгая.

Образ Веры

При описании выделяется ее глубокий взгляд, мудрый и одновременно тоскливый, будто героиня много повидала в этой жизни.

Образ Веры из романа Герой нашего времени строится в основном на ее добром сердце и понимании.

Она человек широкой души, искренне любящая Печорина и принимающая его таким, какой он есть.

Вера вступила в брак уже второй раз, избранником стал богатый и немолодой князь по фамилии Лиговский. Она остановилась на нем только ради сына, рожденного от первого супруга.

Женщина серьезно больна чахоткой, а обстановка в доме дальней родственницы по мужу, княгине Лиговской, поднимает ее дух. Тут полно свежего и живительного горного воздуха.

Повесть «Княжна Мери» повествует о Вере, как о человеке, сильно повлиявшем на Печорина и оставившем в его сердце след. Ее непохожесть в сравнении с остальными представителями светского общества поразила Григория, и он сильно увлекся. Печорина удивили ее понимание и искренность. Очередная встреча в Пятигорске подтолкнула Веру начать отношения с Григорием тайно, и он становится постоянным гостем у Лиговских. Однако им движет не только любовь к героине, но и собственные замыслы по поводу княжны Мери.

Печорин и княжна Мери

Узнав правду, Вера не в силах вытерпеть такой боли, мучений и ревности и сообщает мужу об измене, после чего тот увозит ее из города. Она оставляет Печорину весточку на прощание, что очень сильно любила его и принимала таким, какой он есть. Это событие главный герой трудно переживает и осознает, наконец, что нашелся в мире человек, способный его полностью понять.

Болезнь женщины все развивалась, и лечение уже не помогало ей выздороветь. Вера старалась наслаждаться каждым моментом, поэтому с Печориным почувствовала себя вновь беззаботной и полной энергии. Ее любовь была настолько сильна, что ей просто хватало присутствия главного героя, его прикосновений.

Сопоставление двух женских персонажей

Можно сделать краткую сравнительную характеристику Веры и Мери. Это позволит увидеть, насколько они разные:

Княжна Мери и Вера

  1. Княжна молода и красива, очень романтичная, быстро увлекается.
  2. Вера уже взрослая и опытная женщина, столкнувшаяся со многими проблемами в жизни.

В конце романа М. Ю. Лермонтов показывает, как героини меняются местами. Проводя время на свежем горном воздухе, и посещая лечебные процедуры, Вера вновь чувствует энергию и силу, ей становится лучше. А Мери, наоборот, заболевает после дуэли Печорина и Грушницкого, ее щеки покрываются нездоровым румянцем.

Женщины похожи только в одном: влюбленностью в главного героя. Однако никто из них не смог найти с ним счастья. Печорин очень любил Веру, чувствуя невероятную привязанность и крепкую связь. Мэри же для него была лишь увлечением.

Любовь героев

Чувства персонажей противостоят общественному порядку и социальному укладу. Автор заложил в эти отношения такую мысль: счастливая любовь иногда не существует только потому, что один человек не готов принять твердое решение.

Герои знакомы уже давно, они сформировали крепкую дружбу, затем чувство переросло во влюбленность, но дальше их отношения никуда не продвинулись. Потом они разошлись в разные стороны и долгое время не связывались. Но вскоре решили, что не стоит полностью обрывать связи, поэтому старались сохранить между собой взаимопонимание.

Когда герои вновь видятся спустя несколько лет в Пятигорске, Вера сильно истощена болезнью, ее бесконечно лихорадит. Лечение, помогавшее раньше, сейчас лишь поддерживает жизнь героини. Вера абсолютно несчастна не только из-за болезни. Она испытывает чувства к Печорину, но состоит в браке с нелюбимым человеком ради сына. Ее терзает отсутствие романтики и нежности в отношениях с мужем.

Трагичная связь

Печорин же испытывает глубокое чувство тоски и ведет ожесточенные поиски собственного места в этом мире. Он искренне хочет добиться морального удовлетворения и найти в жизни цель. История взаимоотношений героев развивается в трагичном свете:

У Печорина с Грушницким планируется дуэль

  1. Долгая разлука с Верой и неожиданная встреча разбудили былые чувства. Героиня не ограничивает себя отношениями с мужем, однако с Печориным встречается тайно.
  2. Их счастье длилось недолго, потому что герой пытается добиться чувства ревности со стороны Веры и начинает флиртовать с княжной Мери, чем только доставляет возлюбленной душевные страдания.
  3. У Печорина с Грушницким планируется дуэль из-за княжны, и Вера сильно переживает за главного героя.
  4. Страх потерять любимого человека и душевное беспокойство толкают героиню на признание мужу в измене.
  5. Супруг увозит Веру как можно дальше от Печорина, и она оставляет прощальное письмо Григорию с проникновенным признанием в любви.

Героиня — очень чувствительный персонаж и невероятно умный. Именно это привлекает Печорина. Однако эти качества не помогают девушке избежать пагубных отношений, обреченных на провал.

Печорин преследует свои эгоистичные цели, и Вера это понимает, однако желает помочь ему, исцелить от депрессии, которая завладела героем.

Ярко характеризует любовь к Печорину образ Веры. В романе можно увидеть, как женщина жертвует собой ради любимого, но ответной реакции на это не получает. Таким образом, Вера просто пытается быть счастливой хотя бы на короткий промежуток времени, пока болезнь не забрала все силы. Однако Печорин не просил ее жертвовать собой.

Вера и Печорин

Руководствуясь своими желаниями, женщина становится трагичным образом в романе Лермонтова. Автор показывает, как напрасно растрачивает героиня свои силы на человека, который ничего не обещал ей.

Вера стала невероятно важной женщиной в жизни Печорина. Он чувствовал с ней крепкую духовную связь, и героиня могла сделать его жизнь счастливее, помочь ему найти цель его существования. Но моральная дисгармония Печорина не позволяет осознать важность этих чувств, и он теряет единственного человека, способного его поддержать. Вера же могла благодаря главному герою найти душевное спокойствие, но пожертвовала собой напрасно.