Романа «Преступление и наказание»

Краткая биография

В первой части Достоевский кратко описывает внешность героя, а также дает информацию о его социальном положении. Биография главного персонажа выглядит следующим образом:

Родион часто голодает, носит старые и потертые вещи

  1. Родион Романович Раскольников в «Преступлении и наказании» — это бедный юноша, ему исполнилось 23 года, он, вероятней всего, родом из дворянской семьи. О нехватке денег у молодого человека читатель может узнать из фразы о том, что мать Родиона не очень далека с просьбами о милостыни.
  2. Раскольникову пришлось бросить учебу на юридическом факультете. До этого он был студентом Петербургского университета.
  3. Из-за бедности Родион часто голодает, носит старые и потертые вещи, а проживать вынужден в жалкой небольшой комнате, которая напоминает каморку для швабр. Финансовое состояние не позволяет ему получить высшее образование, платить квартплату и гасить долги.
  4. Вопреки своей бедности, Родион отказывается от помощи своего лучшего друга — Дмитрия Разумихина. Он считает это собственной слабостью и не может этого сделать, поскольку для Раскольникова это было бы унижением.
  5. Он описан молодым и умным юношей. Разумихин часто отмечает, что его товарищ имеет хорошее образование, знает немецкий язык, поскольку читает иностранные журналы.

Достоевский в своем сочинении постепенно описывает этот персонаж: читатель в первую очередь изучает портрет Родиона, его внешний вид. С дальнейшим продвижением открываются другие грани натуры героя.

Образ Раскольникова писатель взял из настоящей жизни. В 1865 году некий Герасим Чистов во время попытки ограбления зарубил топором двух девушек-служанок. Именно этот человек был прототипом главного героя. Поскольку Чистов являлся старообрядцем, то есть «раскольником» — от этого и произошла фамилия Родиона.

Теория избранности

Анализируя образ главного героя, для начала необходимо обратить внимание на то, каким образом добрый по своей сути молодой человек из приличной семьи смог совершить страшное преступление.

Тогда в России была очень популярна философская работа «Жизнь Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Он в ней утверждал, что все разделены на несколько категорий:

  • обычных людей;
  • личностей, пишущих новую историю.

Последние являлись избранными и они могут проигнорировать законы, когда пытаются добиться цели, не стоит останавливаться перед убийством, мошенничеством и иными преступлениями. Этот труд во время создания «Преступления и наказания» прочитало множество людей, потому некоторые интеллектуалы возомнили себя именно «избранными».

Родион был провинциалом

Этим героем являлся и Раскольников. Но его увлечение принципами жизни Наполеона III имело иную подоплеку. Родион был провинциалом, который совершенно недавно приехал в Петербург. С учетом его добродушного характера, который он нередко показывал в произведении, вначале молодой человек был наполнен самыми светлыми планами и надеждами.

Однако, пожив в столице определенное время, убедился в продажности и порочности горожан. Являясь высокоморальным человеком, Раскольников так и не приспособился к этой жизни. В итоге ему пришлось уйти на обочину: больным и нищим.

В это время чувствительная душа юноши, которая неспособна принять реальность, попыталась найти отраду, ей стала тема избранности, описанная Наполеоном III. Но у этой идеи было две стороны:

  1. Эта вера помогла Родиону понять действительность и не потерять рассудок.
  2. Но стала ядом для его души, поскольку подтолкнула на преступление.

Проверка себя

Определив, в чем состояли предпосылки для совершения убийства Родионом Раскольниковым, можно перейти непосредственно к преступлению, ставшее переломным моментом и сильно повлиявшее на образ главного героя.

В произведении Федора Михайловича Достоевского изначально описан мотив для убийства не только в качестве попытки основного персонажа проверить себя, но и как его желание наказать хоть одного человека, который паразитирует на людских несчастьях.

Родион лишил жизни ни в чем неповинную Лизавету

Возложив на себя эту миссию, Родион возомнил, что делает все правильно, поскольку избавляет обиженных и униженных от ростовщицы-мучительницы. Но Высшие силы показали Раскольникову всю низость совершенного поступка. Из-за его невнимательности младшая сестра старушки стала свидетелем преступления. И теперь, чтобы самому спастись, главному герою требуется убить и ее.

В итоге, вместо того чтобы бороться с несправедливостью, Родион стал обычным трусом, он теперь ничем не лучше жертвы. Поскольку ради собственной выгоды он лишил жизни ни в чем неповинную Лизавету.

После того что он сделал, образ героя в произведении раздвоился, Раскольников как бы находится на перекрестке. Родион пытается осознать, получится ли у него жить дальше с этим грузом на совести или ему необходимо во всем сознаться и искупить свой поступок. Терзаемый душевными мучениями, он все больше понимает, что не является таким человеком, как его кумиры, которые ничего не боятся и мирно спят, отправив на верную гибель тысячи неповинных людей. Поскольку убив лишь двух человек, он не смог себе это простить.

Ощущая собственную вину, Родион начинает отдаляться от общества, но в то же время пытается найти родственную душу. Ей стала Сонечка Мармеладова — женщина, работающая проституткой, чтобы не допустить голодной смерти своей семьи.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова

Именно греховность этой девушки стала тем, что привлекло к ней Родиона. Поскольку, как и он, Сонечка согрешила и ощущает в этом вину. А, соответственно, чувствуя стыд за сделанное, она может понять Раскольникова. Это факт стал причиной того, что герой признался Мармеладовой в преступлении. Образ этой героини в это время противопоставляется Родиону. Вроде бы она пожалела и поняла его. Но при этом — призывает Раскольникова во всем сознаться и понести соответствующее наказание.

В течение второй половины произведения, а тем более в завершении описывается противопоставление: Родион — образ Мармеладовой. Влюбившись в главного героя и принудив его признаться, женщина взяла на себя некоторую часть его вины. Она сама поехала в Сибирь, куда отправили на каторгу ее любимого. И, невзирая на его пренебрежение, продолжила заботиться о Раскольникове.

Именно самоотверженность этой девушки и помогает Родиону поверить в Бога и отыскать в себе силы, чтобы жить дальше.

Сопоставление со Свидригайловым

Чтобы лучше описать заблуждение Раскольникова, писатель ввел в произведение образ Свидригайлова. Хоть идеалы этого героя, кажутся, не совпадают с Родионовыми, основной его принцип жизни: можно делать плохие поступки, но только во благо. В случае со Свидригайловым его злые поступки были не редкостью: он зарабатывал на жизнь мошенничеством в картах, случайно убил слугу и, вероятно, «помог» своей жене уйти в мир иной.

Вначале может показаться, что он не такой, как Родион. Его образ — абсолютная противоположность Раскольникову как во внешнем виде (старый, но при этом ухоженный и всегда хорош собой), так и в своем поведении (умеет добиваться цели, великолепно понимает человеческую психологию и имеет много полезных связей). Помимо этого, продолжительное время Свидригайлов с успехом убеждает и Родиона и себя в том, что для них неприемлемо чувство вины, у Аркадия Ивановича есть только одна слабость — неуемные желания. Но ближе к окончанию романа эта иллюзия пропадает.

Персонаж Свидригайлова

Мучаясь виной за смерть жены, его начинают преследовать галлюцинации с ее образом. Помимо этого, этот герой не только сохранил секрет Раскольникова, но и материально помог Соне, как бы раскаиваясь в том, что не принял своевременно наказания за свои поступки.

Очень интересно описано и противопоставление любовных линий двух персонажей. Так, влюбившись Сонечку, Раскольников взваливает на нее часть собственных мучений, поведав ей все об убийстве.

Взаимоотношения Свидригайлова с Дуней начались на приблизительно похожем мотиве. Отлично зная психологию женщин, он начал искать в ней прощения. Жалея его и пытаясь наставить на путь праведный, девушка полюбила этого героя. Но поняв, что была обманута, пытается спрятаться.

На последнем свидании у Аркадия Ивановича получилось добиться от женщины своеобразного признания в любви. Но осознавая, что, невзирая на взаимные чувства, будущее для них невозможно из-за его прошлого, мужчина решает отпустить Дуню и отвечает за свои злодеяния сам. Вот лишь, в отличие от Раскольников, Свидригайлов не сильно верил в искупление и в то, что жизнь может начинаться заново, потому совершил самоубийство.

Будущее персонажей произведения

Федор Михайлович оставил открытым финал произведения, он только упомянул о том, что Родион раскаялся в совершенных поступках и поверил в Бога. Но на самом ли деле изменился Раскольников? От идеи избранности он не отказывался, только адаптировал ее под православную веру.

Достаточно ли у него сил реально начать другую жизнь? Поскольку в прошлом он часто показывал непрочность собственных убеждений и склонность избегать сложностей. Например, во время материальных трудностей, вместо того чтобы найти способы их решения, бросил учиться и работать. Если бы не Сонечка, вероятно, он и не сознался бы, а покончил с собой, как и Свидригалов.

При этом неоптимистичном будущем есть только надежда на любовь Мармеладовой. Поскольку именно София в произведении показывает истинное благородство и веру. Пытаясь победить материальные сложности, женщина не впала в философские раздумья, а продала свою честь. А после изо всех сил пыталась сохранить собственную душу.

Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь

Будучи ответственна за своего возлюбленного, она получила шанс на новую жизнь — Свидригайлов обеспечил деньгами ее семью, да и непосредственно Софии оказывал материальную помощь, зная, что она хочет поехать за Раскольниковым в Сибирь. А будучи уже на каторге, девушка пытается помочь всем заключенным.

Говоря иначе, она не готовит себя к какому-то подвигу во имя человечества, а каждый день делает его. Ее «Любовь — выдержка и работа», при этом у Раскольникова она «мечтательна, жаждет быстрого подвига и чтобы все на него смотрели». Сможет ли молодой человек научиться мудрости и покорности у Софии, каково будет его будущее? Это определит только время.