Пример №1

Творчество Л.Н. Толстого всегда было пронизано не только любовью к простому народу, но и особым духом патриотизма. Роман «Война и мир» делает упор на военную тему. Здесь описываются величайшие события в жизни русского народа в 1805-1812 гг. В совокупности с мирными событиями они создают своеобразную историю человечества. Философия Толстого достаточно проста – народные массы в конечном итоге и являются двигателем исторических событий.

В основу автор заложил переосмысление привычного понимания истории, ее целей, действий и роли различных людей – от самых «маленьких и незначительных» и до великих. Примером Толстой выбрал войну 1812 года. Он показал, что для конфликта или «ничто не причина», а скорее сочетание различных факторов, бесчисленных обстоятельств и совпадений, которые привели к закономерному итогу.  По его же собственным словам, событие не могло не случиться. Толстой воспринимает войну с нотой фатализма.

В романе автором даются описания батальных сцен со взглядом через своеобразную призму мирной жизни. таким образом противопоставляются две линии – война с ее ужасами и лишениями и мир с ярким небом над головой. Такой прием позволяет отразить внутреннее состояние человека, изменение его мыслей и устремлений, его восприятия войны.

Один из главных персонажей – Андрей Болконский. Он стремится к славе, являясь человеком протеста. Он не переносит лицемерие высшего общества. При этом нередко он сравнивает себя с Наполеоном и мечтает в душе о том, что сможет стать спасителем земли русской.

Получается, что даже если человек имеет достаточно силы воли, иногда этого оказывается недостаточно для достижения целей. И чтобы история повернулась в нужном русле необходимы патриотизм и стойкость не только великих, но и простого народа. Герои могут ошибаться, переносить со смирением лишения и тяготы, но при этом оставаться движущей силой истории.

философия войны и мира толстого

Пример №2

Изначально роман Л.Н. Толстого был задуман как повествование о жизни вымышленных представителей знати на фоне великих исторических событий. Постепенно произведение стало превращаться в эпопею, где описывались и вполне реальные события начала 19 века.

Обращаясь к изображению исторических событий, автор постепенно воссоздавал собственную концепцию исторического развития, чтобы открыть людям новую истину на уже устоявшиеся представления о войне и мирной жизни. Философия войны и мира Толстого – простой люд способен кардинально менять ход истории. Самые обычные люди так или иначе оказывают влияние на окружающую их действительность.

Если в самом начале создания романа Толстой уделяет внимание в большей степени отдельным лицам, то по мере развития войны 1812 года он начинает утверждать мысль о том, что в судьбоносных событиях решающую роль играют именно народные массы. Причем эта идея постепенно проникает в хитросплетения романа. Действия масса помогают определить историю. Так во время Шенграбенского сражения русские войска получают неудачные распоряжения от Багратиона, но благодаря «маленькому» капитану Тушину все же понимают, что этот бой необходим для спасения всей армии. Но наиболее полно было отражено значение духа войска в сражении при Бородино. Именно здесь русские смогли показать собственное превосходство над врагом и переломить ход сражения в свою пользу. И это при неудобстве позиции и интригах, которые плелись в штабе Кутузова.

По мнению автора, задача каждой личности состоит в том, что она не должна мешать естественному ходу событий и жизни народа. Все герои романа делятся Толстым на две категории. Первая – те, кому небезразлична судьба родных земель и народа. Их жизнь переворачивается с приходом войны, но они совершают действия, способны переломить ход даже заведомо провальных сражений. Это люди-борцы. Вторые – те, кто не меняет свою жизнь с приходом войны. По сути это то самое лицемерное высшее общество с псевдопатриотизмом и потребительством.

Но Толстой показывает не только проблему роли личности в романе. Значительное место отводится и под рассуждения автора об общем развитии жизни. причем здесь нередко показывается и некий фатализм. Автор словно спорит сама с собой: что же привело к событиям – совокупность различных факторов, человеческий фактор или даже божья воля. В итоге читатель рано или поздно приходит к тому, что развитие жизни всегда подчиняется неким законам. И исключения из правил здесь недопустимы. Так как законы истории человеку незнакомы, а потому возникает ощущение некоего фатума, судьбы, через которую все должны пройти.

Философия «Войны и мира» у Толстого показывает отрицательное отношение к любым военным конфликтам. Исключением остается народная борьба с пришедшими на русскую землю захватчиками в 1812 году. Согласно автору, цель не может оправдывать средства, если итогом становится гибель народа и разрушенные человеческие судьбы.