Содержание:

Вариант 1

Необычность и притягательность романа Лермонтова заключена в специфичном изображении Печорина. Этот противоречивый человек сам себя понять не может, да и читатель так до конца и не поймет молодого офицера.

С одной стороны Печорин чувствует себя глубоко одиноким и непонятым, но одновременно делает все, чтобы оттолкнуть от себя окружающих. Ему быстро надает любое занятие и любой человек. Именно поэтому мужчина не ценит ни свою, ни чужую жизнь. Он с горечью замечает «жизнь моя становится пустее день ото дня».

Этой «пустотой» объясняются все выходки героя — похищение черкесских красавиц, выслеживание контрабандистов, заключение безумных пари, дуэли со смертельным исходом, жестокие игры с молоденькой княжной. Печорин готов на что угодно, лишь бы не ощущать скуку. «Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно…».

При всем этом ни автор, ни сам герой (явное альтер-эго Лермонтова) не оправдывает свои пороки. Свои недостатки Печорин видит совершенно ясно. «…я к дружбе неспособен…» замечает он, что отлично иллюстрируется его встречей с Максимом Максимовичем. Он отчаянно боится потерять независимость «свободы своей не продам», но не знает, что ему делать со своей свободной жизнью «чего я жду от будущего? Право, ровно ничего…». Слишком умный и  честный, чтобы лгать самому себя Печорин понимает, что «стал неспособен к благородным порывам», но ничего не может или не хочет изменить. Неудивительно, что умирает скучающий офицер без цели и смысла, по пути в далекую страну, в которую поехал от нечего делать.

Вариант 2

смысл названия романа герой нашего времени

Печорин навсегда запомнился «лишним» человеком, не сумевшим найти цель жизни. Лермонтов утверждал, что его герой — портрет многих людей. Точнее, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

И смысл названия романа «Герой нашего времени» переворачивает значение слова «герой». Не достойный (героический) представительно времени, а собирательный образ всех современников, которые, по мнению автора, не многого стоят.

Образ этот настолько двойственен, что многие читатели пришли в недоумение, а другие — в негодование. Неудивительно, ведь портрет поколения вышел очень и очень нелестным. Читатель знакомится с прапорщиком Печориным через многих людей. От недалекого и доброго Максима Максимовича до личных записей самого героя. И самые благожелательные рассказчики отмечают противоречивость молодого офицера. Он капризен и одновременно вынослив, молчалив, но прекрасный рассказчик. Да и выглядит молодой человек, словно герой романтического романа «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…». Хорошо одетый, пользующийся духами, всегда в чистых перчатках и начищенных сапогах.

Но в его лице помимо внешней привлекательности («имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским»), есть что-то настораживающее, его карие глаза «не смеялись, когда он смеялся», а его взгляд производит «неприятное впечатление нескромного вопроса». С одной стороны это портрет светского обаятельного мужчины (каким, без сомнения, мечтал быть Лермонтов), но вместе с тем это человек, живущий неизвестно зачем, ко всему равнодушный и всегда скучающий.

Лишь раз Печорин с горечью пишет, что мог бы быть совсем другим человеком «я чувствую в душе моей силы необъятные», но ум и талант растрачены впустую на страсти «пустые и неблагодарные».

Несбывшиеся надежды и невыполненное предназначение — суть героя Лермонтова. Поколение одаренных и умных людей, погубившее себя эгоизмом и скукой так представляются автору его современники.