Роман «Евгений Онегин»

Примерный план

Для написания сочинения рекомендуется составить его план. Чтобы рассказать о любимой героине Александра Сергеевича как о носительнице русских черт, можно остановиться на следующем:

  1. Мнение Белинского.
  2. Предтеча женских русских образов.
  3. Особенность имени.
  4. Черты характера.
  5. Влияние няни и семьи.
  6. Жажда любви.
  7. Письмо к Онегину.
  8. Пробуждение ума.
  9. Второе объяснение с Евгением.
  10. Женский национальный характер.

Он поможет раскрыть особенности Татьяны, русской душой.

Милый идеал

Критик Белинский

Критик Белинский говорил об образе Лариной как об изображении Пушкиным первого женского характера. Он также отмечал, что это самый любимый для поэта из персонажей его романа. В нём воплотился его «милый идеал», так как героиня наделена лучшими чертами, присущими типичной русской женщине. Виссарион Белинский называет Татьяну гениальной натурой, которая сама не подозревает о своей гениальности. Он видит в ней прекрасный цветок, который случайно вырос среди скал.

Она относится к исключительным натурам, вопреки обстоятельствам, проявившим себя. А причиной тому — её целостность и гармоничность. Татьяну можно охарактеризовать как натуру глубокую и сильную, с немногосложным характером. Она не мучается болезненными противоречиями. Ей присущи цельность и гармония. При этом качества героини на протяжении повествования не меняются, они лишь развиваются.

Предтеча национальных женских характеров

Татьяну Ларину можно назвать предтечей тургеневской девушки. Такая девушка весьма женственна, хотя, на первый взгляд может показаться, что она не так уж и красива. Однако она отличается особым шармом. Можно сказать, что в каком-то смысле это человек «не от мира сего».

Тургеневская девушка:

  • впечатлительна;
  • романтична;
  • яркий интроверт;
  • живёт в собственном мире;
  • много читает.

Описание Татьяны похоже на описание, данное Тургеневым Наталье Ласунской. Это героиня его романа «Рудин», которая:

Образ Татьяны

  • оставалась часто неподвижной;
  • задумывалась;
  • опускала руки;
  • на её лице выражалась внутренняя работа мыслей;
  • она ощущала себя сильно, глубоко, но тайно.

Все эти черты можно увидеть в Татьяне. То есть, в её лице Алексанр Сергеевич отобразил героиню, которая стала прообразом других женщин с русским характером, в том числе и тургеневских девушек.

Старинное русское имя

Далее, по плану сочинения «Татьяна — русская душою», следует рассмотреть особенность её имени. Необычность любимой героини Александр Сергеевич подчёркивает уже тем, что наделяет её именем Татьяна. В начале XIX века оно не было популярным в дворянской среде, так как считалось старомодным и простонародным. Тем самым автор показывает близость Татьяны к русскому народу.

Нужно отметить, что, благодаря роману, впоследствии имя стало весьма распространённым, каким остаётся и по сей день. О том, что оно редкое для светского общества, Пушкин делает специальную оговорку. Он пишет, что на «страницах нежного романа» оно упоминается впервые, с ним связаны воспоминанья старины иль девичьей.

Пуглива, как лань

Таню поэт противопоставляет её сестре, румяной светловолосой Ольге. Он говорит, что назвать Татьяну прекрасной вряд ли можно. Она не привлечёт ни румяной свежестью, ни красотой. В отличие от жизнерадостной, кокетливой Оли, цвет её лица бледный, а вид унылый.

Сестры Ларины

В начале произведения перед нами предстаёт барышня-подросток, отличающаяся стеснительностью. Она «дика, печальна, молчалива» и боязлива, подобно лесной лани. К родителям ласкаться Таня не умеет и часто проводит время в одиночестве, сидя у окна. Пушкин говорит также о её «рассеянной лени».

Преданья старины глубокой

В становлении Татьяны Лариной большую роль сыграла няня Филипьевна, женщина крестьянского происхождения. Она в своей памяти хранила множество «старинных былей» с небылицами, страшных рассказов о злых духах и историй о девицах, что очень привлекало её воспитанницу. Пушкин пишет, что его любимой героине были чужды детские проказы, она не играла в куклы. В темноте зимних ночей страшные рассказы няни пленяли её сердце.

Филипьевна с её простотой и добротой бесконечно предана господской семье и любит свою воспитанницу. Для Тани она не служанка, а по сути — единственный близкий человек. Ведь именно ей, а не маменьке или сестрице она доверяет тайну своей влюблённости в Евгения и просит о передаче ему письма.

Этот образ помогает понять, откуда в Татьяне так много черт, присущих русской душе.

Простая русская семья

Простая русская семья

Впрочем, и о семье Татьяны Лариной читатель узнает как о простой русской семье, в которой любят гостей и под вкусные угощения ведут разговоры о хозяйстве и сельхозработах. Автор повествует, что в семействе Лариных сохранялись «привычки милой старины», то есть соблюдались народные обычаи. Так, на Масленицу, у них «водились русские блины», два раза в год они соблюдали пост, любили качели и хороводы.

Поэтому логичной видится любовь Татьяны к «простонародной старине». Она верит приметам, вещим снам, предсказаниям Луны, карточным гаданьям. В крещенские вечера в доме Лариных по старинке со всего двора собирались служанки и гадали про своих барышень, пытаясь узнать об их суженых. Пушкин также обращает внимание на любовь Татьяны к русской природе. «Не зная почему», девушка любила русскую зиму с её «холодною красою». А также с балкона любовалась восходами.

Жажда любви

Когда Ларина влюбляется в Евгения Онегина, Александр Сергеевич отмечает искренность, нежность и пламенность её чувств. Она «любит без искусства», проявляя «милую простоту», «не ведает обмана» и пишет письмо своему избраннику, всецело доверяясь ему. В отличие от светских кокеток эта девушка «любит не шутя» и предаётся любви «как милое дитя», без всяких условий.

Татьяна была страстной натурой, в жизни которой центральное место занимала любовь. Для неё она могла быть либо самым большим блаженством, либо величайшим бедствием. Любовь к Евгению, которая пробудилась о её душе, можно легко объяснить. Будучи воспитанной на романах французских авторов и обладая впечатлительной натурой, о реальной жизни она имела смутное представление, и ей нужны были новые впечатления.

Образец женского откровения

Прибывает в деревню Онегин

Прибывший из столицы блестящий аристократ Онегин, молодой представитель высшего света, к тому же весь окружённый тайной, страдающий в глубине души не мог не захватить воображения юной девушки, жаждущей любви.

И её письмо является актом отчаяния, благородным порывом. Он одновременно и наивен, и романтичен. В нём Таня предстаёт без всякого лицемерия, без прикрас. Как писали критики того времени, это послание сильно повлияло на умы русских читателей. Оно воспринималось в качестве величайшего образца, раскрывающего «откровения женского сердца».

Противопоставление дамам высшего света

Современникам в нём виделось слияние простоты и истины. В этом они находили высшую красоту чувства. При этом перед светскими дамами Александру Сергеевичу пришлось оправдывать порыв своей любимой героини. И он считал, этот факт бедой для общества, о чём и сожалел.

Таким образом, Татьяна противопоставляется высшему свету, который отличался чопорностью и неискренностью. Её присутствие не «порождает сплин», подобно рафинированным дамам из высшего света. Она вызывает у окружающих искренние чувства.

Акт сознания героини

Объяснение Татьяны с Евгением, с её обожаемым идеалом, явилось крахом всех надежд девушки. Однако пожирающее её любовное пламя не было погашено. Для Лариной несчастье стало новым импульсом к жизни. При этом она отчаянно страдала, хотя страдания эти во многом происходили от её собственных фантазий. Но от этого они не становились меньше, а, напротив, разгорались всё сильнее.

Девушка стала посещать опустевшее жилище Онегина. Пережитые страдания и книги, которые ей удалось прочитать, способствовали тому, что в Татьяне произошёл акт сознания. В том, что ей следует покориться своей участи, девушку убедило постижение незнакомого ей мира, полного скорбей. А если и отдаваться жизни сердца, то делать это в самой глубине души.

Объяснение через годы

Именно чтение книг, принадлежавших Онегину, стало поворотным моментом в перерождении Лариной из деревенской девочки в женщину высшего света. Оно глубоко поразило Евгения, который открылся ей так же, как некогда она открылась ему. Объяснение для Татьяны было совсем не простым. В нём отразилось всё, что характеризует сущность русской женщины. Речь идёт о пламенной страсти, задушевности искреннего чувства, чистоте, наивности, благородстве натуры.

Объяснение через годы

Но вместе с тем присутствовало и оскорблённое самолюбие, некоторое резонёрство, бравирование добродетелью. Татьяна Ларина упрекает Евгения за то, что он не влюбился в неё раньше, в дни её юности, она мстит за попранное самолюбие.

Женский национальный характер

Отказывая Онегину, Татьяна переживает за своё порядочное отношение к супругу. Она опасается, что её вновь может охватить страстное чувство к Евгению. И тогда она говорит, что уже отдана другому, но будет «век ему верна». Как раз в этом и состоит гордость, присущая женской добродетели.

В последней сцене произведения перед читателем предстаёт уже другой человек: это не та Татьяна, которой она была от природы. Сейчас она изменилась под воздействием общества, приняла его условия и правила игры. А как раз в этом автору и виделась сущность русской женщины — со всей искренностью отдаваться сути её жизни. Именно так он видел Татьяну Ларину, в которой впервые в русской литературе воплотился первый женский национальный характер, русская душа.