Повесть Гоголя «Шинель»

Формирование «маленьких» личностей

Традиционно в школьных сочинениях по рассказу «Шинель» акцентируется внимание на главном герое. Образ чиновника Башмачкина — апогей умаления личности, и как выразился один из современников, более умаляться просто нет возможности. Изначально судьба лишает его даже нормального имени, ничего не известно об отце, а мать упоминается как «старуха».

Большая часть жизни Акакий Акакиевича остается скрытой от читателя, остальная освещается предельно кратко. Ясно одно — существование Башмачкина не изобиловало сколько-нибудь значимыми событиями. Упоминается, что он пережил многих начальников канцелярии, оставаясь на своем месте и занимаясь одним и тем же делом — переписыванием всевозможных циркуляров. Теперь это тщедушный изможденный человек, которому уже за 50. Даже в описании внешности Башмачкина прослеживается какая-то неполнота:

  • рыжеват;
  • рябоват;
  • подслеповат.

Акакий Акакиевич

Он, как и вся его урезанная жизнь, изначально незавершен, и в этом виде упакован в вицмундир и навеки сослан в канцелярию. Все его существование — это строчки, которые он переписывает без осмысливания. Они окружают его на службе, улице и дома. Они единственные его друзья и, укладываясь спать, Акакий Акакиевич улыбается от предвкушения завтрашней встречи с ними.

Настоящей любви, семьи, человеческой дружбе не нашлось места в жизни героя. Он несчастен, но не осознает этого.

Как личность Башмачкин настолько мал, что даже сторожа — низшая каста департамента, не замечают его присутствия, а равные с ним по статусу чиновники придумывают от скуки всевозможные шутки и каверзы, пытаясь ему досадить. В таком поведении отчетливо просматривается желание показать свою значимость. Хотя, по сути, эти люди такие же маленькие и мирок их предельно узкий. В свободное от службы время они занимаются:

  • разглядыванием на улице женских шляпок;
  • раздачей комплиментов фавориткам их пошлых компаний;
  • игрой в карты;
  • обсуждением сплетен;
  • пересказыванием старых анекдотов.

Добровольно или по обстоятельствам, но они ограничили свое духовное развитие. Даже успешно продвигаясь по карьерной лестнице и достигая уровня «значительного лица», они остаются маленькими закрепощенными людьми, сами осознают сей факт, и в страхе, что это будет замечено другими, пытаются обозначить границу между собой и всеми, кто занимает более низкий чин.

Равнодушие как порождение социума

Украли шинель у Акакия Акакиевича

Все действующие лица, представленные в повести «Шинель», еще не достигли дна равнодушия и безразличия к несчастьям окружающих. Сослуживцы, узнав, что новую шинель у Башмачкина украли, даже предлагают провести и проводят сбор средств. Но собрать удается очень мало, и не из жадности чиновников, но потому что параллельно они складываются на портрет директору и какую-то книжную подписку, по представлению начальника департамента, который сам является другом автора. Эти люди еще способны на моментальное сочувствие, которое заканчивается ровно там, где начинаются личные интересы.

Даже «значительное лицо», внесшее завершающий аккорд в трагедию, имело некоторые благородные подвижки души. Генерал посылает осведомиться о судьбе бедного Акакий Акакиевича. Автор говорит, что «он остался даже пораженным, слышал упреки совести и весь день был не в духе», когда узнал о смерти чиновника, который не выдержал должностного распекания.

Но все, что пришло ему на ум — это развлечься в порядочном обществе, где все «одного и того же чина» и можно почувствовать себя свободным от иерархических условностей. И только пережитый стресс, связанный с видением мертвеца, отнявшего шинель, произвел внутреннее содрогание у «значительного лица», что выразилось некоторым смягчением отношения к подчиненным.

Положительный или отрицательный персонаж

Несмотря на значительную долю иронии в характеристике Башмачкина, чувствуется, что автор относится к своему герою с участием и состраданием. У этого маленького человека отсутствуют свойственные обделенным судьбою чувства:

  • озлобленность;
  • зависть;
  • алчность.

Башмачкин заказал себе новую шинель

Он довольствуется тем, что имеет, а болезненное и неожиданное расширение неотложных нужд, в случае с покупкой новой шинели, восполняет за счет урезания и так очень ограниченных ежедневных потребностей. Роль героя в механизме государственной машины незначительна, но он выполняет порученное усердно и без ропота. Однако, без слов понимается, что он равнодушен к радостям и несчастьям окружающего мира и проживает дни в своей скорлупе, бесцветной, как старая выцветшая шинель.

В теме маленького человека Гоголь обходится без акцентирования на недостатках главного героя, давая возможность читателю самому определиться в оценках. Он рассматривает эту социальную проблему под разными углами и в других своих произведениях.

Образ маленького человека в повести «Портрет», также вошедшей в петербургский цикл, может вызывать как сочувствие, так и полное неприятие. Отношение меняется в зависимости от ситуаций, в которые попадает главный герой и принимаемых им решений. Владея в унизительном состоянии величием таланта, художник Чертков бездарно и безвозвратно меняет его на мнимое благополучие и значимое положение в обществе. Став заложником искусственно раздутой славы, он не хочет признавать истинный дар коллег по цеху, теряет рассудок и погибает.

В защиту человека

Тема маленького человека в «Шинели»

Тема маленького человека в «Шинели» показала, что является проблемой всего общества в целом. Реалистичное изображение образа жизни и узости интересов огромной прослойки социума вызвало много критических замечаний в адрес автора. Но новое современное направление в литературе получило достойное продолжение в творчестве других русских писателей, таких как Достоевский, Чехов, Лесков, Куприн, Горький.

Все эти писатели — гуманисты классической школы, в своих поэмах, рассказах, эссе и романах старались убедить «бесчеловечное» общество к признанию равенства среди людей, независимо от званий, заслуг и чиновничьего сана. Каждый может сказать, и каждый должен услышать, слова, идущие из глубины души: «Я брат твой».