Картина Юона Русская зима. Лигачёво

Поклонник красоты русской земли

Но кто такой Константин Юон? По происхождению он наполовину немец со швейцарскими корнями. С 1892 по 1898 год был учеником Савицкого, Архипова, Касаткина, преподававших в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После двух лет работы в мастерской Серова двадцатипятилетний художник основал свою студию и занимался в ней преподаванием живописи. Кстати, знаменитая впоследствии Вера Мухина была его ученицей.

 Константин Юон

Юон — участник объединения «Мир искусства», один из тех представителей искусства, кто принимал активное участие в создании и организации деятельности Союза русских художников. Начиная с 1907 года, Константин Фёдорович работал над созданием театральных декораций. Когда в Париже проходили «Русские сезоны» Сергея Дягилева, Юон выполнил оформление для «Бориса Годунова» — оперы знаменитого М. Мусоргского.

Оставшись после Великой Октябрьской революции в России, продолжил создавать живописные полотна. С 1925 года — член крупного объединения АХРР (Ассоциации художников революционной России).

После Великой Отечественной войны с 1948 по 1950 год возглавлял Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при АХ СССР (Российской академии художеств). Однако творчество не оставил, создавал театральные декорации, графические работы.

В 1952 году стал профессором и занимался преподавательской деятельностью в Моско́вском ордена Трудового Красного Знамени государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. С 1957 года — первый секретарь правления Союза художников СССР.

Великолепные виды Сергиево-Посадской Лавры,

Большинству россиян Константин Фёдорович Юон известен как создатель восхитительных пейзажей. Он запечатлел не только уголки своей любимой деревни Лихачёво, но и исторические и промышленные пейзажи Москвы. На его полотнах можно увидеть великолепные виды Сергиево-Посадской Лавры, трогательную провинциальную красоту Торжка Витебской губернии, зимний Ростов Великий.

Современники, близко знавшие художника, в своих воспоминаниях о нём говорят, что был он добрым и светлым человеком, счастливым в браке. Очень любил родные места, и пейзажи Подмосковья становились для него источником вдохновения. Наверное, поэтому от картин у зрителя возникает ощущение тепла — и не так уж важно, какое время года изобразил мастер: буйно-зелёное лето, весну с её оттепелью или лес, разодетый в великолепные наряды. И тут невольно возникает мысль, что зима, пожалуй, один из самых креативных дизайнеров.

Здесь всё пронизано любовью

Первый взгляд на картину Юона «Русская зима» — и зритель сразу попадает в волшебный мир. Картина была написана в далёком 1947 году. На полотне выдающегося советского пейзажиста зритель может видеть, каким было Лигачёво, точнее, его окраина, семь десятилетий назад. Почему мастер изобразил именно это место в Подмосковье? У художника в этой деревне был дом, и Константин Фёдорович часто бывал там со своей семьёй.

Белоснежное очарование

Белоснежное очарование

На картине изображён зимний полдень в Подмосковье. Ветра нет — и пушистый снег, выпавший под утро, ещё не осыпался с веток, которые прогнулись под его тяжестью. И рядом с дорогой он ещё сверкает девственной чистотой.

Здесь властвует сам Мороз Иванович. Кажется, будто он коснулся своим волшебным посохом каждого дерева и кустика. И теперь все растения стоят, укутанные в ослепительно прекрасные наряды:

  • роскошные, как у Есенина, «принакрытые снегом» огромные берёзы на первом плане, кажется, уже достали до облаков, а рядом с ними красуются совсем ещё маленькие ёлочки;
  • чуть дальше в левой части полотна виднеются высокие заснеженные ели — там начинается сказочный по своей красоте лес.

Зелёным колючим красавицам как будто зябко в снежных одеждах. Вот они и прижались друг к другу, пытаясь согреться. Пейзаж списан с натуры настолько правдоподобно, что возникает удивительное чувство: стоит притронуться к любой ветке, и белая шапка тут же упадёт, обдав искрящейся снежной пылью.

Всё вокруг кажется волшебным. Это ощущение порождает игра красок: здесь художник удачно применяет не только чистый белый цвет, но и разнообразные оттенки серого, голубого, жемчужного. Именно поэтому так сверкают сугробы и царственно выглядят берёзы в убранстве из инея.

Сценка из обычной жизни

Как противовес безмолвному снежному величию на картине изображены две ватаги ребят. В левой части картины по дороге идут, вероятно, школьники. Они что-то заинтересованно и азартно обсуждают между собой, скорее всего, события учебного дня, или, может, договариваются о том, когда встретятся, чтобы погулять ещё. Двое из них слегка отстали от своих товарищей: так увлеклись беседой, что незаметно замедлили шаг.

Написание сочинения по картине Русская зима

Мальчишек встретила и, радостно виляя хвостом, сопровождает знакомая дворовая собака. Она бежит по дороге впереди школьников и поглядывает на другую шумную компанию, резвящуюся на краю деревни. Зимой так много развлечений, в которых нужно обязательно принять самое активное участие!

Справа в отдалении на пригорке стоят небольшие деревенские дома, тоже укрытые пушистым снегом. Это уже околица подмосковного Лигачёва. Там вовсю веселится детвора помладше:

  • одни катаются на санках, другие спускаются с холма на ледянках;
  • кто-то лепит снежную бабу или просто решил поваляться в сугробе.

Вполне возможно, что скоро кому-то может стать холодно, ведь всё-таки морозно, но это не беда: побежит домой, обогреется — и опять на улицу. Взрослые присматривают за развлечениями малышей. Но как тут удержаться и самому не поозорничать да бросить снежок! А собачонка, заливаясь радостным лаем и играючи, хватает за одежду, пытается догонять ребят, которые быстро спускаются с горки. Задорный смех и весёлые возгласы далеко слышны в морозном пространстве.

Ну а совсем близко ко дворам изображены пёстрая корова и лошадь. Домашние животные, мирно жующие своё ароматное сено, которое пахнет тёплым и разморённым летом, создают ощущение спокойной и размеренной деревенской жизни. А по дороге, что рядом с домами, куда-то быстро скачет всадник на гнедом коне.

Казалось бы, обычный зимний сюжет, картинка из жизни деревни. Но от полотна исходит неповторимое очарование и такая любовь автора к родному краю, что на душе становится светло и тепло.

Неожиданный взгляд

При приближении к картине возникает удивительный эффект: полотно как будто исчезает, и на его месте словно возникает магический портал. В описании ощущений на первом месте — удивительное чувство, что это не нарисованный на холсте пейзаж, а вид на русскую зиму, открывающийся перед человеком, стоящим у окна деревенского дома. Зрителя охватывает такое чувство, будто всё, что он видит — совершенно реально и осязаемо, стоит лишь протянуть руку.

А ещё кажется, что если вот прямо сейчас распахнуть окошко, в комнату хлынет лёгкий морозец, весело зазвенят восторженные возгласы резвящейся детворы и заливистый лай собак, которые пытаются разбудить спящее белое безмолвие. И если постараться, можно даже услышать тишину зимней сказки и таинственный сонный шёпот леса.

На картинах К. Ф. Юона волшебница-зима с её снегами и искрящимися сугробами.

Довольно часто можно увидеть на картинах К. Ф. Юона волшебницу-зиму с её снегами и искрящимися сугробами. Вероятно, это время года мастеру живописи особенно нравилось. Поэтому для зрителя совершенно естественно связаны Юон и русская зима. Описание картин, особенно с зимними пейзажами кисти этого автора, неизменно отличают восторженные отзывы публики, посещающей художественные выставки и галереи.

Искусствоведы часто называют русского художника Константина Фёдоровича Юона поэтом, который пишет свои замечательные творения кистью на холсте, и каждое из них — стих высочайшего класса, не опошленный пришлой модой. А уж зрители для себя дают собственное определение каждому из полотен: какое-то сравнивают с рассказом, а некоторые величают балладой или даже гимном русской природе. И все они написаны на языке чувств, понятном каждому, независимо от национальности.

При подготовке к написанию сочинения по картине «Русская зима. Лигачёво», как вариант, можно предложить просмотр фотографий и репродукций картин с запечатлёнными на них зимними пейзажами. Конечно, для сравнения среди них должны быть и работы Юона. А для усиления эмоционального эффекта — прочесть несколько отрывков, в которых присутствует зимняя тема, из произведений Пушкина, Некрасова, Лескова. Прекрасные стихи и великолепная проза помогут настроиться на нужный лад.