Защита человеческой личности в романе дубровский кратко

Подготовительная работа

Пушкин — не только гениальный поэт, оставивший в литературе после себя уникальное творческое наследие, но и прозаик-гуманист, который высоко ставил честь и достоинство, полагая, что один человек не может унижать другого. И эта идея ярко отобразилась в его прозаическом творчестве. Вот почему на уроках в классе или при выполнении домашней работы школьникам предстоит провести анализ текста повести «Дубровский» и найти в нем доказательства. Основной вид работы — сочинение-рассуждение с использованием событий произведения.

Предварительная подготовка состоит из следующих этапов:

Сочинение защита человеческой личности в романе дубровский

  1. Внимательно перечитать произведение, отмечая наиболее значимые для раскрытия темы эпизоды. Можно делать закладки или карандашные пометки.
  2. Составление плана. Важно понимать, о чем будет написано сочинение, какие именно фрагменты текста подвергнутся анализу.
  3. Подбор доказательство того, что защита человеческой личности в повести Пушкина «Дубровский» является ключевой тематикой.
  4. Написание чернового варианта работы.

После этого следует тщательно перечитать получившийся текст, исправить ошибки, удалить повторы, при необходимости дополнить или немного изменить используемые конструкции. Это поможет довести текст до совершенства и рассчитывать на отличную отметку.

Тема и проблематика произведения

Защита чести, независимости личности в повести «Дубровский» является ключевой, несмотря на то, что в классическом литературоведении произведение считается незаконченным, а его финал — открытым. Идея красной нитью проходит через весь текст, заставляя внимательного читателя серьезно задуматься.

Писатель наглядно демонстрирует, что попав в сложную жизненную ситуацию, его герои ведут себя по-разному: кто-то смиряется с неизбежным и сдается, покоряется более сильным. Иные же сопротивляются благородными методами, наконец, уставший от несправедливости главный герой, Владимир Дубровский, решается на отважный, хотя и не совсем честный путь — становится разбойником.

Защита человеческой личности в повести пушкина дубровский

Таким образом, в мире, где царит покорность, где личность не ставится ни во что, находятся готовые бросить вызов системе, поднять бунт. Именно Владимир, достойный представитель дворянского сословия, решает взять на себя роль благородного защитника слабых и униженных.

Его разбойничья деятельность не имеет цели обогащения, этот человек пытается всеми силами помогать бедным, при этом не только в финансовом плане. Скорее, он пытается убедить их в том, что справедливость возможна. А проблема защиты человеческого достоинства в романе «Дубровский» становится ключевой и наиболее значимой.

Образ главного персонажа

Благородный разбойник Владимир Дубровский — очень важный для Пушкина герой, поскольку именно он помогает понять, что в непростое время, когда человек, имеющие деньги, может позволить себе унижать бедняков, справедливость все же возможна. Владимир становится классическим героем-романтиком, в его образе нашли отражение черты народного защитника, который приходит на помощь тем, кто не в силах сам отстоять свои интересы. Кратко особенности персонажа можно описать так:

Защита чести независимости личности в повести дубровский

  1. Привлекателен внешне.
  2. Получил отличное образование.
  3. Умен, начитан (в отличие от своего оппонента, Троекурова, который в жизни не держал в руках книгу).
  4. Смелость и благородство в крови у Владимира. Если бы жизнь его сложилась иначе, возможно, он смог бы добиться неплохих успехов на службе, однако обстоятельства вынудили молодого человека встать на преступный путь.
  5. Благодаря своей храбрости, юноша очень быстро завоевал доверие крестьян, которые поняли и оценили его благородную натуру, согласились на бунт против грозного барина Троекурова под предводительством его заклятого врага.

Однако важно в письменной работе подчеркнуть ключевой момент: Дубровский пытался восстановить справедливость только в отношении разорившихся или бедных дворян, попавших в сложные жизненные обстоятельства и вынужденных терпеть издевательства и унижения со стороны богачей этого же сословия.

Владимир добр к крестьянам-разбойникам, но их права и достоинство защищает не столь добросовестно. Даже этот прекрасный человек не лишен недостатков своего времени и не считает крестьян равными себе.

Основной конфликт

Кирила Петрович Троекуров — ярчайший представитель своего времени. Он баснословно богат, привык к тому, что все окружающие благоговеют перед ним и готовы чуть ли не падать на колени. Именно такое раболепие соседей и сделало Троекурова тем, кем он предстает перед читателем со страниц романа. Возможно, если бы смелый и отважный человек поговорил с ним по душам, в голове у этого «старинного русского барина» и возникла бы мысль о том, что он ничуть не лучше остальных. Но увы, страх перед его своенравием настолько силен, что на это никто не отваживается.

Единственным другом, которого Троекуров по-своему любил и ценил, был для него Андрей Гаврилович Дубровский, отец главного героя. Это отставной поручик, человек весьма скромного финансового положения, но честный, благородный и отличающийся независимым нравом. Он не заискивает перед могучим товарищем, именно поэтому и импонирует ему.

Проблема защиты человеческого достоинства в романе дубровский

Именно Дубровский-старший является примером личности, поставленной в непростые условия, но сумевшей сохранить честь и достоинство. С него, согласно позиции автора, могут смело брать пример те представители дворянства, для которых нравственность, благородство и мораль — не простые слова, а жизненные стержни.

Последующее развитие конфликта семей Дубровских-Троекуровых выглядит так:

  1. Ссора соседей. Троекуров, смертельно обиженный на Андрея Гавриловича, решается на жестокость: он подкупает чиновников и отсуживает имение Дубровского-старшего. Хотя прекрасно понимает, что отнимает у того последнее.
  2. Старший Дубровский умирает от пережитого позора, не в силах справиться с бесчестьем.
  3. Его сын, Владимир, сжигает имение, чтобы им не завладел «Троекур» и решает отомстить ему.

Однако события принимают неожиданный поворот и Владимир влюбляется в юную дочь врага, прекрасную Машу. Он настолько благороден, что готов даже простить своего недруга, чтобы не печалить возлюбленную, но этому сбыться было не суждено.

Любовная тематика

Человечность настолько несвойственна главному антигерою, что Кирила Петрович решается сломать жизнь единственному дорогому для него человеку — собственной дочери. Он собирается против воли Маши выдать ее, молодую и прекрасную, за старика — князя Верейского, человека совершенно непривлекательного, зато богатого и знатного.

Конечно, Дубровский не может допустить такой подлости, именно поэтому, получив письмо девушки, решает похитить ее и спасти от позорного брака. Но не успевает.

Роман дубровский

Даже в любовном аспекте произведения Пушкин показывает, насколько слабо ценилась в его время человеческая личность. Отец своими руками лишает любимую дочь самого главного — возможности создания семьи и рождения детей. При этом следует подчеркнуть, что Троекуров искренне любит Машу и желает ей счастья, выдает замуж за нелюбимого не из вредности или собственных интересов. Он уверен, что делает для нее добро. Его нравственный облик настолько ужасен, что даже собственная дочь становится невинной жертвой его своенравия и неумения думать о других.

Маша обречена на несчастную жизнь, ее протест — просьба Дубровскому о помощи и готовность покинуть деспота-отца — оказывается слабым. Автор показывает, что борьба одного человека против несправедливости не способна принести реального результата. Поэтому любовная тема заканчивается на минорной ноте — влюбленные вынуждены расстаться.

Противостояние персонажей

В тексте произведения встречаются разноплановые герои, есть благородные и отважные люди, вроде Дубровского-старшего, которые не боятся сильных мира сего, не бросают им вызов, но и не пресмыкаются перед ними. Рисует Пушкин и портреты самых обычных крестьян, бесправных в той эпохе, в которой они вынуждены жить, но не лишенных великодушия и доброго сердца. Это кучер Антон, кузнец Архип, няня будущего благородного разбойника.

Роман дубровский персонажи

Следует обратить внимание и на смысл названия произведения. Почему автор вынес в заголовок фамилию главного героя? Ответ прост — именно Владимир является тем человеком, который отказался способным на бунт против несправедливости и попрания человеческого достоинства, которые стали жизненным принципом Троекурова. Однако необходимо понимание того, что этот «Робин Гуд» действует ради мщения, он желает уничтожить своего врага из-за того, что тот свел с ума отца и стал причиной его смерти. Конечно, намерения героя благородны, но движет им ненависть.

А крестьяне, которые добровольно вступили в его «шайку» и рискуют своими жизнями, не имеют стремления отомстить, они добры, отважны и действительно хотят помогать нуждающимся. Вот почему ярчайшими примерами проявления лучших человеческих качеств следует считать именно этих простых, даже безымянных, людей.

Встречаются на страницах романа и представители самодурства, тираны и деспоты, которые делают жизнь окружающих невыносимой. Помимо собственно Троекурова, это князь Верейский; Шабашкин с его продажной душонкой; истинный «лакей» и подлиза Спицын, использующий все варианты, дабы угодить сильным и богатым. И непонятно, что оказалось способным толкнуть их на путь низости и подлости, ведь эти люди имели все необходимое для счастья. Они богаты, знатны, ни в чем не нуждаются. Однако понятия о том, что составляет смыслы жизни, у них настолько извращены, что персонажи оказываются начисто лишенными морали.

Такова тематика человеческого достоинства, которую Пушкин в свойственной ему лаконичной манере раскрыл в своем приключенческом произведении. Автор показал, что среди простых крестьян, лишенных всего, есть благородные души и смелые характеры. А в дворянской среде нередким является подхалимство, трусость и низость.