История написания

В период написания этого стихотворения Лермонтов находился в ссылке уже второй раз. Это был 1841 год. Уже к тому времени многие замечали, что его слова сбываются, но сам поэт не относился к этому серьезно. “Сон” многие считают пророческим и приписывают ему некоторый мистицизм. Бытует мнение, что Михаил Юрьевич сам напророчил свою гибель, ведь предположить, что его друг Мартынов станет его убийцей никто не мог. Перед отъездом Лермонтова его друг Одоевский подарил ему блокнот, который просил заполнять стихами. Именно в нем и было найдено это произведение после смерти поэта. Его опубликовали через два года после смерти Лермонтова в 1843 году в журнале “Отечественные записки”. Рис. 1. Лермонтов в ментике Лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского. 1837 год
Рис. 1. Лермонтов в ментике Лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского. 1837 год
В этом стихотворении воплотился фатализм, который был присущ поэту - он верил в неизбежность гибели и подробно описал ее детали.

Содержание стихотворения “Сон”

С первых строк стихотворения мы видим героя, который лежит в пустыне с пробитой грудью. Он одинок, ему не нравится окружающий пейзаж и он знает, что умирает. Последние минуты его сознание затягивает дымка сна, в которой он видит родные места и бал, веселых людей. На этом балу находится девушка, которая внезапно тоже засыпает и видит героя, умирающим в пустыне.

Направление, композиция, жанр и размер

Это стихотворение относят к философской, мистической и любовной лирике. В нем Михаил Юрьевич говорит не только о чувствах, но и о вечных темах: жизни, смерти, судьбе, тайне жизни после смерти и т.п. Это произведение - пятистрофное, и его можно разделить на две части. Первая - состоит из двух строф, вторая - из трех. Благодаря повторению снов лирических героев, эту композицию также называют “зеркальной”. Стихотворение написано простым размером - ямбом. Некоторые слова подчеркнуты с помощью чередования мужской и женской рифмы, а также перекрестного типа рифмовки.

Символичность и использованные образы

Герой произведения говорит о своем сне, в котором он видит себя мертвым, лежащим на песках жаркой дагестанской пустыни. Он теряет связь с миром и погружается в мир воспоминаний и грез о родных местах. Он видит вечерний мир, огни, молодых прекрасных девушек. Одна из них засыпает и видит героя, лежащего мертвым в пустыне. Также молодые влюбленные, разделенные пространством, оказываются в одном месте в последние мгновения его жизни. Они успевают лишь увидеть друг друга, прежде чем смерть окончательно разделит их. В этом стихотворении использован ряд символов:
  • Солнце - это жизнь, которая ускользает от героя, но продолжает существовать, и согревать долину. После ухода человека ничто не изменилось.
  • Свинец в груди - это пуля, которая воплощает холод могилы. Она уже пронзила грудь и по капле крови забирает жизнь героя.
  • Пустыня и скалы - это место, наполненное одиночеством, которое противопоставляется теплу и веселью бала.
В стихотворении автор использует множество художественных тропов:
  • Эпитеты - мертвый сон, юные жены, знакомый труп, вечерний пир;
  • Метафоры - дымилась рана, чернеет рана, уступы скал теснилися кругом.
Рис. 2. М. Ю. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П. З. Захарова-Чеченца
Рис. 2. М. Ю. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П. З. Захарова-Чеченца

Раскрытые темы и идея

В этом небольшом стихотворении Лермонтов затрагивает множество тем, которые создают полноценную красочную картину трагического события:
  • Одиночество. Герой произведения один, он находится вне общества, но держится гордо и прямо. Его смутно беспокоит лишь одна девушка, которая может тосковать по нему.
  • Смерть - это главная тема. Герой принимает ее один. Находясь в горячей точке, он ежедневно рискует собой, поэтому она не удивляет его.
  • Любовь. Лермонтов говорит об удивительной духовной близости двух людей, которая способна волшебным образом в решающий миг соединить их хотя бы мысленно.
  • Природа. Она показана очень ярко - острые скалы, сухой песок - очень красочная декорация, подчеркивающая выжженость и неприкаянность души героя и трагичность его кончины.
Важно! Основной идеей стихотворения является утверждение, что любовь оказывается превыше смерти, давая невозможную способность переноситься сознанием к любимому. Герой стихотворения умирает одиноким и непонятым, но получает возможность послать весточку дорогой женщине. Они как бы соединяются незримыми узами.
Это стихотворение необычно для Лермонтова. В этот период он писал ярко, остро и с сарказмом. Но “Сон” наполнен лиричностью и тоской, тихим трагизмом. Он использует простые слова, которые создают точную картину происходящего без прикрас. В нижепредложенном видео вы можете прослушать это произведение полностью.