Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет

История создания

Это стихотворение относится к позднему творчеству Фета: оно было написано в ноябре 1891 года, за год до его смерти. На момент написания поэту было уже 70 лет, но всё же произведение пронизано свежестью и силой эмоциональных переживаний.

Мария Лазич и Фет

Может показаться, что оно относится только к пейзажной лирике, но всё же многие исследователи включают его в цикл любовных стихотворений к Марии Лазич — польской красавице, в которую Фет был влюблён в молодости. История любви закончилась трагически: поэт сам решил расстаться с ней из-за проблем с материальным положением, а через некоторое время узнал, что возлюбленная погибла в пожаре. Он винил себя в прерывании отношений и её смерти, считая, что, если бы он женился на Марии, их судьбы сложились бы иначе.

После гибели Лазич Фет посвятил ей немало стихотворений, пронеся любовь к её образу и тёплые воспоминания о ней через годы, но все эти произведения не были опубликованы при его жизни. Однако стих «Ель рукавом мне тропинку завесила» всё же был напечатан в сборнике «Вечерние огни», когда автор был ещё жив. Это объясняется тем, что в тексте не так просто разглядеть намёк на образ возлюбленной: об этом говорится только в последних строчках: «Кажется, издали странника бедного нежно приветствуешь ты».

Жанр и стихотворный размер

Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.

Произведение также можно отнести к излюбленной Фетом поэтической миниатюре: это небольшая зарисовка пейзажа, словно запечатлённая в картине художника. Яркие образы природы только добавляют сходства с творением живописи: кажется, что при чтении читатель так и видит, как рукав ели завешивает человеку тропинку.

Стихотворение написано в жанре элегии

Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.

Тема произведения

В стихотворении автор затрагивает традиционные для русской литературы темы:

  • природа в лесу;
  • взаимозависимость человека и природы;
  • одиночество и поиск себя.

Лирический герой, который один находится в осеннем лесу

В центре событий находится лирический герой, который один идёт по осеннему лесу: его глазами читатель видит окружающую природу. Из-за одиночества он пребывает в сложных и неоднозначных чувствах, которые ему и самому трудно интерпретировать: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — я ничего не пойму». Сам он называет себя «странником бедным». Настроение природы тонко перекликается с его собственными внутренними переживаниями: шквалы ветра отражают его внутренние душевные порывы.

Как показывает анализ стихотворения, лес Фета — это ещё один самостоятельный «герой», который обладает собственным характером и особенностями. Осенний лес мрачный и жуткий, старающийся напугать странника или вогнать его в тяжкие думы. Он встречает человека недобрым шумом и гулом. Ещё одним «персонажем» произведения является ветер: чтобы усилить впечатления, автор использует повторы односоставного предложения, состоящего из одного только слова «Ветер» в первом и втором четверостишии. Не уточняется, сильный ветер или слабый, но о его силе можно догадаться по тому, что он кружит мёртвые листья у ног, а всё вокруг «гудет и колышется».

Но описание природы и блуждание лирического героя резко прерывается, когда вдали он слышит тонкий звук рога, мгновенно вырвавший его из раздумий. Он понимает, что он больше не один в лесу, а «мёртвые листы» под ногами больше не угнетают его дух. Когда же ему кажется, что издалека его нежно приветствует возлюбленная, он спешит на встречу с ней.

Основная мысль и композиция

Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:

Композиция стиха

  1. В первом ощущается чувство безысходности и смятения, лес окружает человека, он путается в своих эмоциях так же, как и в лесных тропах, будучи заблудившимся путником.
  2. Во втором это состояние продолжается, ветер бушует, но лирический герой, не веря своим ушам, неожиданно улавливает звук рога.
  3. В третьем настроение резко меняется, что выражается большим количеством восклицательных предложений. Эта часть — радостная и жизнеутверждающая. Настрой героя улучшается, он видит надежду, а прежние страхи и переживания теперь кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листы!»

По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой. Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя.

Идеей произведения может стать мысль, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, не стоит опускать руки. Всегда есть надежда и выход из сложившегося положения. Звук рожка в стихотворении — как свет в конце туннеля, на который заплутавший странник идёт, чтобы выйти на нужную лесную тропинку и вернуться к жизни.

Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.

Тропы и образы

Красивый пейзаж и внутреннее состояние лирического героя автор описывает при помощи многочисленных средств художественной выразительности. Фет был настоящим мастером слова: в его произведениях природа оживает и ярко предстаёт перед глазами читателя.

Художественные средства в тексте:

  1. Метафоры: «рукавом ель мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые листы».
  2. Эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
  3. Олицетворения природы: «ель рукавом тропинку завесила».

Сравнения автор не использует.

Одинокое путешествие по лесной глуши

Интересна и интонация в стихотворении. Одинокое путешествие по лесной глуши описывается меланхолично, лишь образ ветра демонстрируется как нечто шумное и бушующее: к примеру, для этого Фет применяет нетипичное слово «гудет» вместо более привычного «гудит», а также два раза использует назывное односоставное предложение «Ветер», из-за чего читатель может ощутить его порывы, настигающие героя раз за разом. Шум ветра можно почувствовать благодаря большому количеству шипящих и свистящих звуков в предложении: «колышется, листья кружатся у ног».

Мёртвые листья на земле символизируют гибель увядающей осенью природы, конец всему, и навевают тревогу. Радость же от звучащего вдали звука рожка показывается при помощи восклицательных знаков в конце предложений, а также благодаря словам с позитивной окраской: «сладостен», «нежно» — в них уже нет ничего мрачного. Благодаря этим приёмам и читателю тоже хочется радоваться вместе с лирическим героем.