Тема любви в творчестве Тургенева: анализ произведений

Основные особенности

Произведения Тургенева о любви весьма многообразны, эта тематика заявлена и в повестях классика, и в его крупных текстах — романах «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне». Все герои прозаика проходят так называемое испытание любовью, именно оно позволяет автору наиболее полно раскрыть все грани их характера. Любовь в текстах Ивана Сергеевича — чувство глубокое, искреннее, возвышенное, он сознательно отказывается от животной страсти и похоти.

Если герой или героиня влюбляются, то они непременно будут страдать, даже в том случае, если симпатия оказывается взаимной. Можно выделить следующие особенности произведений любовной тематики вне зависимости от жанра:

Тема любви в творчестве Тургенева

  1. Именно «испытание чувствами» показывает, насколько жизнеспособен тот или иной персонаж. Даже самый сильный характер, созданный Тургеневым (Евгений Базаров), не смог справиться с тем, что творилось у него на душе после встречи с Анной Одинцовой. Именно поэтому в финале произведения он умер.
  2. Влюбленный, согласно мнению писателя, меняется, раскрываются его лучшие черты, он становится способным действовать, обретает силу и решительность.
  3. Чувство является высоконравственным, герои Тургенева не стараются соблазнить героинь, они отличаются порядочностью, искренностью, несут ответственность за свои поступки. На страницах произведений писателя читатель не сталкивается с образом явного подлеца-альфонса. Любовь творит чудеса и преобразует души тех, кто с нею столкнулся.

Несмотря на то что тематика взаимоотношений мужчины и женщины является одной из «вечных» тем мировой литературы, именно в произведениях этого классика она приобретает особое, поэтическое и возвышенное звучание. Вот почему становилась объектом многочисленных литературоведческих исследований.

Образ «тургеневской девушки»

Нередко при изучении темы школьники получают задание написать сочинение, в котором следует раскрыть основные черты образа «тургеневской девушки». Эти героини присутствуют практически во всех произведениях писателя, представляют собой его женский идеал. Это нежные и хрупкие барышни, которые тем не менее нередко оказываются с более сильным характером, нежели мужские персонажи.

Особенности такой девушки:

Образ «тургеневской девушки»

  1. Яркий, запоминающийся образ. Девушки прозы Тургенева не готовы вершить революции, не рвутся к власти, не пытаются чего-то доказать миру. Они нежные, трогательные, ценят семейные узы и открыты любовным чувствам. Но при этом наделены очень сильным характером.
  2. Отдаются своим чувствам полностью, растворяются в избраннике. Героиням тургеневских текстов чужд расчет, желание обогатиться. Они искренни и готовы ради возлюбленного на все. Но через собственные честь и достоинство не переступят.

Яркий пример такой героини — Елена Инсарова, персонаж романа «Накануне». Ее супруг — мужчина колоритный, мужественный и смелый, подлинный борец за свободу болгарского народа. Но прекрасная Елена, воплощение верной жены и надежной подруги, не затерялась на его фоне, напротив, именно она запоминается читателю.

После смерти возлюбленного она решилась продолжить его дело, что и сделала со всей страстностью, на которую оказалась способна ее душа.

Биографическая основа

Любовь в жизни и творчестве Тургенева занимала особую роль. Известно, что в молодости он был влюблен в крестьянку и от этой связи родился ребенок. Однако властная барыня, мать Ивана Сергеевича, пришла в ярость и разлучила влюбленных. Возможно, что чувство вины перед девушкой, невольно обиженной им, мучило писателя всю жизнь.

Известны следующие романы, повлиявшие на творческий путь классика:

Увлечение Екатериной Шаховской

  1. Увлечение Екатериной Шаховской. Девушка была на 4 года старше будущего писателя, писала стихи. Но ею увлекся отец Тургенева, Екатерина ответила взаимностью, чем разбила сердце своего юного поклонника. Позднее переживания вылились в текст романа «Первая любовь», в котором в образе Зины Засекиной угадываются некоторые черты Шаховской.
  2. Уже упомянутая простая девушка Дуня (Авдотья Иванова) стала следующей любовью прозаика. Известно, что Иван Сергеевич был готов жениться на белошвейке, узнав о ее беременности, однако история закончилась печально. Волей матери Тургенева влюбленные были разлучены и Дуня была вынуждена отказаться от ребенка. Эту дочь писатель признал лишь спустя 16 лет.
  3. Отношения с Татьяной Бакуниной, сестрой знаменитого революционера Бакунина, оказали серьезное влияние на творческий путь. Эта увлеченная немецкой философией девушка занималась самоанализом, писала Тургеневу письма на немецком. Поэтому их отношения в литературоведении называют философским романом. Общение с Татьяной нашло отражение в поэме «Параша».

Непродолжительный роман связывал писателя с кузиной, Ольгой Тургеневой. Он даже был готов жениться на девушке, которая позднее стала прототипом Татьяны в романе «Дым». С сестрой Льва Толстого, Марией Николаевной, писателя связывали платонические отношения, хотя ради него она ушла от мужа.

Однако Тургенев оказался нерешительным и единственное, что сумел сделать для Марии — воплотить ее образ в повести «Фауст», в героине Верочке.

Отношения с Полиной Виардо

Самый трагичный, продолжительный и серьезный роман писателя — отношения с Полиной Виардо. Чувства к певице стали причиной того, что Иван Сергеевич впервые ослушался матери, уехал за семейством Виардо в Париж, где остался практически без денег — мать, недовольная увлечением «проклятой цыганкой» (так она именовала Полину) отказала сыну в финансовой помощи. Истинный характер взаимоотношений этих творческих людей по сей день вызывает споры, но факт остается фактом — Полина Виардо оказала серьезное влияние на личностное и творческое становление Тургенева.

Наконец, последние отношения связывали писателя с Марией Савиной, актрисой, сыгравшей на театральной сцене роль из пьесы Тургенева. Несмотря на разницу в возрасте на более чем 30 лет, они начали общаться. Но писатель был искренне влюблен, Мария же относилась к нему скорее как к другу и собиралась замуж за другого мужчину.

Любовная лирика в «Асе»

Рассматривая прозу Тургенева о любви, следует начать с того, чтобы кратко проанализировать повесть «Ася», в которой образ «тургеневской девушки» раскрывается со всей своей трагической пронзительностью. Это повесть о любви, главный герой которой искренне полюбил Асю, но оказался робок и нерешителен, как и сам писатель в реальной жизни, вот почему отношениям не суждено было возникнуть, а счастье не смогло объединить этих людей.

Увы, даже взаимное чувство, согласно позиции классика, трагично, приносит лишь страдания, но при этом очищает и облагораживает душу. Сам писатель из-за сильнейшего влияния личности матери и боязни ослушаться ее был несчастлив в личной жизни. Вот почему любовь в произведениях Тургенева трагична — он просто использует собственный жизненный опыт, наделяет своих героев теми же испытаниями, что прошел сам.

Любовная лирика в «Асе»

Особенности любовной тематики в «Асе»:

  1. Сильная и волевая, хотя и немного странная, героиня противостоит неуверенному в себе молодому человеку.
  2. Их чувства взаимны, но если девушка готова выражать их откровенно, то мужчина оказывается неспособен на это.
  3. Идейный замысел повести — любовь и борьбу за нее нельзя отложить, иначе судьба серьезно покарает за нерешительность, сделав несчастным.

Герой делает над собой усилие и готов предложить Асе руку и сердце, но поздно. Девушка уже уехала, разочарованная, с разбитым сердцем, но все такая же яркая и самобытная. История первой любви заканчивается для героини печально, для Тургенева же текст повести стал возможностью выразить свои идейно-философские и нравственные взгляды.

Тематика в «Дворянском гнезде»

Рассматривая трагические особенности любви в произведениях Тургенева, нельзя обойти вниманием его роман «Дворянское гнездо». Поэтому если учитель даст задание написать сообщение на тему, его анализ непременно должен быть сделан.

Тематика в «Дворянском гнезде»

Именно любовь позволяет автору раскрыть подлинный духовный мир своих персонажей, показать их личную позицию, стремление к счастью и неготовность переступить через морально-нравственные нормы.

Любовь Лизы Калитиной и Лаврецкого вспыхивает не сразу. Это страсть, заставляющая забыть обо всем на свете, это нежное и искреннее чувство, рожденное в ходе разговоров, сомнений, самоанализа. Разочарованный жизнью Лаврецкий сначала любуется красотой и невинностью Лизы, наслаждаясь в ней теми качествами, которыми его развратница-супруга не наделена.

Постепенно молодые люди сближаются, возникает и развивается любовь. Но она оказывается роковой — возвращается жена Лаврецкого, влюбленные вынуждены расстаться, а юная Лиза уходит в монастырь. Эта девушка слишком чиста и религиозна, поэтому даже простое признание в чувствах женатому человеку воспринимается ею, как тяжкий грех.

«Отцы и дети»

Следующее художественное произведение из списка текстов Тургенева про любовь — «Отцы и дети» — главный труд, который прежде всего изучают в рамках школьного курса. Базаров — человек, несомненно, сильный, цельный, волевой, но ему чуждо эстетическое восприятие мира, красот природных пейзажей, поэзии. Он смотрит на окружающее с точки зрения полезности, утилитарности, отрицает духовные ценности и идеалы.

Отцы и дети

Конечно, этого уникального героя Тургенев не смог избавить от испытания любовью. Базаров, отнюдь не романтический персонаж, искреннее влюбляется в Анну Одинцову, которая боится его слишком прямолинейных взглядов и откровенных речей. Этот русский нигилист всеми силами пытается бороться с тем чувством, которое постепенно захватывает его полностью, вот почему в обществе Анны ведет себя резко, насмешливо, порой — дерзко.

Только оставшись один на один с собой, он начинает анализировать собственный внутренний мир. И приходит к пониманию того, что отрицаемая им любовь в действительности существует. Базаров не смог долго таить в душе сжигающий ее огонь и рассказал о своей страсти Одинцовой, которая попросту испугалась и отвергла его.

Основная проблема произведения в том, что герою пришлось на себе испытать то чувство, которое он искренне считал пережитком прошлого. Это сломило его, поскольку цельная натура Базарова оказалась неспособной принять его новое состояние, обновленный внутренний мир.

Таковы три основных произведения Тургенева о любви. Конечно, трилогией их назвать было бы неправильно, ведь они не объединены общностью сюжета, событийного ряда, персонажей. Однако раскрывают одну и ту же тему, показывают трагизм любви, печальные судьбы влюбленных, которые вынуждены расстаться из-за собственной неуверенности или же превратностей судьбы. Создание каждого из текстов было связано с личными переживаниями писателя, поэтому сценарий всегда един — любовь облагораживает душу, раскрывает лучшие качества, но, увы, заставляет страдать.