Что такое многовариантность общественного развития определение

Движущие силы и пути развития

Принято считать, что все процессы изменения или совершенствования общества происходят неравномерно, с участием множества факторов и причин, которые могут быть рассогласованы и разнонаправлены между собой. Источники и движущие силы общественного развития вкратце можно сформулировать в виде небольшого списка:

Карта мира

Традиционное общество

  • Природные условия. Многие из философов и социологов полагают, что особенности того или иного человеческого сообщества во многом зависит от тех климатических особенностей, в котором это общество развивалось. Наибольшее значение, помимо климата, имеет специфика почвы (учитывая важность земледелия для развития общества), а также взаимодействие с животным и растительным миром (либо отсутствие такового).
  • Общественно-экономическая формация. Впервые наиболее полно была сформулирована Карлом Марксом. Определение или суть этой идеи в том, что главной движущей силой всех социальных изменений являются преобразования в материальной сфере и области экономических отношений. Следовательно, нужно стремиться к развитию производительных сил.
  • Прогрессивная деятельность отдельных субъектов. Иначе говоря — вклад в историю отдельных личностей, которые своими поступками и действиями направляют общество в ту или иную сторону. Примером таких личностей являются известные политические и военные деятели — Сталин, Черчилль, Рузвельт и др.

Для расширения конспекта к этим пунктам также можно добавить идеалистический принцип, согласно которому все изменения в общественном сознании происходят только с воли Бога или потусторонних сил. С начала XX века и по сей день некоторые социологи также выделяют принцип технологических революций, в соответствии с которым эволюция человечества движется скачкообразным образом.

По мнению учёных, существует два основных пути, по которым человеческое сообщество может идти в сторону своего развития — эволюционный (постепенные изменения) и революционный (мгновенная перестройка, резкая смена общественного строя, изменение традиций и пр.).

Разновидности обществ

В современном обществознании наиболее распространена типология, основанная на разделении обществ по способу производства, а также в зависимости от особенностей политического и экономического развития. Таким образом, выделяют 3 наиболее распространённых типа, объединённых в одну таблицу:

Современное общество

  • Традиционное общество (другое название — аграрное), опирающееся на традиции и нормы обычаев. К особенностям этого типа относят низкий темп развития (в том числе производства), неприятие и отвержение любых социальных нововведений и преобразований, а также разделение труда и наличие неписаных (религиозных) законов. Главным социальным институтом является община, а также семья (в некоторых случаях эти понятия бывают размыты).
  • Современное общество. В свою очередь, делится на два подтипа — индустриальное и постиндустриальное. К отличительным чертам индустриального общества относится глубокое разделение труда на профессиональной основе, сложная система регулирования отношений, включающая в себя законы, положения, договоры, развитая система коммуникаций, социальная мобильность, множество социальных институтов.
  • Постиндустриальное общество. Его также называют информационным, т. к. ведущую роль в развитии играют знания и информация, а также развитие автоматических и компьютерных технологий. Для индивида в таком сообществе первостепенное значение имеет новизна информации, а также её применимость в реалиях сегодняшнего дня. Однако уже сейчас видны отрицательные моменты такой разновидности общества, которая выражается в постепенном усилении контроля элиты над информацией, а также над каждым гражданином в отдельности (актуально для тех, кто уже полностью перешёл на электронные документы).

Следует понимать, что типология может быть иной, в зависимости от тех признаков, на основе которых идёт разделение типов обществ. Многовариантность общественного развития может наблюдаться и при изучении социума по наличию письменности (дописьменные социумы, умеющие говорить, но не писать, и письменные, т. е. те, кто составил свой алфавит).

Разделение по способу производства

Основной критерий здесь — вид хозяйственной деятельности общества, способствующий его процветанию или выживанию. К таковым относятся общество собирателей и охотников, общество огородников, социум с развитым скотоводством, земледельцы, а также индустриальный социум. Как правило, различия между этими разновидностями сводятся также и к степени социального неравенства (в том числе среди коренного населения) — чем сложнее общество, тем больше государственных и иных структур, призванных защищать права бедных, сглаживать социальное расслоение и пр.

Типология Карла Маркса

С точки зрения Маркса, человечество, вне зависимости от языка, культурных традиций и обычаев, образа и уровня жизни, проходит на пути своего развития через определённые стадии. Философ выделил 5 пунктов, которые объединяет тот или иной переход к форме собственности, а также указывает на изменившийся способ производства:

Рабовладельческий строй

Феодальный строй

  • Первобытный строй. К его особенностям причисляется коллективный труд, общинная собственность, уравнительное распределение среди всех членов сообщества, всеобщее единство, сильная зависимость общины от окружающих природных условий.
  • Рабовладельческий строй. Возникновение государства для контроля над бедняками и рабами, имущественное неравенство, основной способ получения богатства — войны, а также скотоводство. На смену взаимовыручке и равенству приходит нещадная эксплуатация одного человека другим, что предопределит ожесточённые межклассовые войны.
  • Феодальный строй. Основной экономический ресурс — земля и право на её владение. Распространение денежной ренты и усиление (увеличение) торговых отношений. Появился простор для развития производительных сил, что сыграло важную роль в эволюции обществ в дальнейшем.
  • Капиталистический строй. Возникновение глубокого разделения труда, превращение рабочей силы в товар, значительный рост производства, окончательное закрепление и торжество товарно-денежных отношений, господство частной собственности, а также эксплуатация наёмных рабочих.

В качестве последнего Маркс упоминает коммунистический строй, подразумевающий отсутствие в обществе социальных классов, отсутствие государства как надсмотрщика и угнетателя и отсутствие денежной системы отношений.

Обязательна отмена частной собственности. Является теоретическим общественным строем, никогда не существовавшим на практике (вне зависимости от того, что отдельные страны присваивали себе это наименование). Маркс называет основной движущей силой классовую борьбу, а переход одного строя к другому осуществляется посредством социальных революций.

Характер изменений

Важное значение имеет выбор подхода, через призму которого ведётся изучение особенностей развития общества. Протекающие изменения имеют свою длительность, направленность, а также так называемые «поворотные пункты», вследствие которых одна формация или строй перетекает в другую. Выделяют 3 различных взгляда на характер общественных изменений:

Источники и движущие силы общественного развития

  • Принцип линейно-восходящего развития. С точки зрения этой позиции, все человеческие социумы проходят ряд последовательных этапов или «уроков для общества», каждый из которых имеет свои способы накопления и передачи информации, динамику развития, способы коммуникаций в обществе, а также степени сложности социальных институтов. Сторонники этого принципа — Маркс, Дюркгейм, Спенсер, Теннис и пр.
  • Принцип циклического развития. Общество развивается по определённым природным или жизненным циклам (простейший пример таких закономерностей — смена времён года, от расцвета до увядания). Согласно этому принципу, развитие имеет предопределённый характер, при этом социум не может (не в силах) навсегда остаться на каком-либо одном этапе. Сторонники — Шпенглер, Гумилёв, Данилевский.
  • Принцип нелинейного развития. Если описывать модель кратко, то в соответствии с этой позицией в жизни каждого общества могут возникать так называемые точки бифуркации, после которых социум может резко поменять направленность своего развития. Таким образом, большое (если не сказать — решающее) значение приобретают отдельные личности, имеющие в конкретный исторический момент право принимать ключевые решения. Сторонники — Коллмэн, Франк, Хетчер.

Многовариантность общественного развития план

Существуют также точка зрения, согласно которой социум в процессе своего естественного развития может перейти в сторону циклического либо нелинейного характера изменений. Это обуславливается тем, что человеческий социум — динамическая и непредсказуемая система, в которой на выбор варианта развития влияет прежде всего каждый человек в отдельности. Также имеет значение развитость социальных институтов, устанавливающих правовые, морально-этические и другие нормы.

Наконец, есть мнение, согласно которому абсолютно все современные общества уверенно идут в сторону деградации и вымирания. Это связано с тем, что человек выбрал путь технократии, при которой преимущественно игнорируются альтернативные способы развития социума. Сюда в первую очередь относятся мнения представителей ортодоксальных религий, а также сторонников «возвращения человека к естественной жизни, ближе к природе».

Мнения футурологов

Несмотря на трудность адекватной оценки пути человеческого социума в будущем (в том числе и в силу многовариантности общественного развития), план возможных изменений уже составлен в довольно подробном виде у многих известных писателей-фантастов, а также отдельных социологов. Инструментом для прогнозирования служит не только история народов и аналогии с уже имеющимися системами, но и использование статистических методов, а также опросов населения. В этот план входят следующие пункты:

Многовариантность общественного развития типы

Многовариантность общественного развития

  • Экопессимизм. Предположение, что в недалёком будущем (от 2030-х годов до 2100-го года) произойдёт глобальная экологическая катастрофа, связанная с загрязнением планеты. Эта катастрофа отбросит назад в своём развитии бо́льшую часть современных обществ (если таковые вообще останутся).
  • Технооптимизм. Теория предполагает развитие техники и новейших технологий в области очистки, что позволит предотвратить любые катастрофы, а в идеале — окончательно решить многие общечеловеческие проблемы (топливный кризис, избавление от голода в мире, значительное сокращение преступности и пр.).
  • Тотальная глобализация. Объединение человечества в одну большую «семью» с одним государством, президентом, валютой, рынком, без границ и т. п. Несмотря на утопичность идеи, на текущий момент имеются некоторые предпосылки к такому варианту развития — попытка сделать один язык общеупотребительным (английский), попытка сделать одну валюту общеходовой (доллар), попытка уравнять (смешать или ассимилировать) значение различных по своей сути культур (мусульманской, христианской, индуистской и светской), общая для многих стран реформа образования и пр.
  • Образование виртуального общества. Всеобщая доступность интернета, а также развитие специальных технологий могут создать новый тип общества, в котором у человека будет две личности — обычная и виртуальная (аналогом которой на текущий момент является аккаунт или профиль в любой из социальных сетей). Существуют как позитивистские, так и пессимистичные прогнозы касаемо этой разновидности социума.

Все современные футурологи сходятся во мнении, что модель товарно-денежных отношений (пусть и переведённые в цифровой формат) никуда не денутся ещё ближайшие 100 лет. К сожалению, никакого общества социальной справедливости и отсутствия неравенства за этот срок также не появится, т. к. по оценке многих специалистов постиндустриальное общество ещё не исчерпало само себя, а крупные транснациональные корпорации ещё долго будут держать основные рычаги управления в своих руках.