Что такое формации?

Под формацией, согласно Карлу Марксу, понимаются:

  • конкретная стадия общественного развития (общая экономическая формация);
  • социальная структура, характерная для этой стадии; эта структура определяется способом производства.

Постулаты, на которых держится формационный подход

1. История представляет собой единый процесс. Он идет по восходящей линии, а общество прогрессирует.

2. Этапы и уровни развития различаются:

  • экономическими отношениями;
  • производительными силами;
  • производственными отношениями.

Все это способствует прогрессу.

3. Основные этапы развития общества:

  • первобытное общество, для которого был характерен общинный строй (из-за общинности Маркс называл этот вид социума первобытным коммунизмом);
  • рабовладение;
  • феодализм;
  • капитализм;
  • стадия прогресса (в марксистские времена это был коммунизм, который делился на две фазы: социализм и полный коммунизм).

4. Известные истории общества должны классифицироваться по четырем моделям (см. первые четыре стадии выше). Три из них определяет основное классовое противостояние:

  • рабовладельцы – рабы;
  • феодалы – крепостные;
  • капиталисты – рабочие.

5. Национальных особенностей отдельных государств почти не учитываются. Важно общее, что характерно для всех обществ.

6. Базис отношений внутри общества – материальная сфера. Духовная сфера – надстройка.

Если говорить подробнее, под базисом подразумевается совокупность взаимодействий в социуме, которые складываются между людьми на основе деятельности в рамках материальных благ, а именно:

  • производства;
  • распределения;
  • обмена;
  • потребления.

Надстройка, в свою очередь, есть совокупность взглядов, организаций, отношений, касающихся:

  • прав;
  • идеологии;
  • религии;
  • культуры и пр.
цивилизация и формация

При этом, если учреждения имеют прямое отношение к производству, они входят не в надстройку, а в базис.

7. Производственные отношения должны соответствовать производительным силам.

Производительные силы состоят из следующих элементов:

  • Люди (кто работает?).

Это главный элемент производительных сил. Сюда относятся уровень знаний и навыков в определенной деятельности, опыт работы.

  • Средства производства (с помощью чего работают?).

Это предметы, помогающие работать. Например, в первобытные времена землю рыхлили мотыгой, а сегодня есть возможность применения электрического культиватора.

  • Способ производства (как работают?).

То, что прямо относится к самому процессу труда. Например, технология производства, распределение труда.

8. Одна общественно-экономическая формация непременно перейдет к другой.

Логичность данного утверждения обусловлена тем, что общество развивается, а значит, претерпевает определенные именения.

Понятие цивилизации

Цивилизационный подход в настоящее время более актуален. Чтобы как следует понять, в чем разница между цивилизацией и формацией, стоит рассмотреть два вида цивилизаций: восточные и западные. Дело в том, что, в отличие от формационного подхода, цивилизационный учитывает специфику разных стран на тех или иных уровнях общественного развития.

Восточные цивилизации

Характеристики восточных цивилизаций:

  • Индивид сильно зависит от природы и географической среды.
  • Человек тесно связан с социумом, в котором он живет, зависит от него (это характерно для коллективизма).
  • Индивид не отличается высокой социальной мобильностью (например, если он родился в бедной семье, богатым ему не стать).
  • Большое значение в обществе имеют обычаи и традиции.

Западные цивилизации

Для западных цивилизаций характерно следующее:

  • Человек стремится к власти над природой.
  • Главное – права и свободы личности (индивидуализм, а не коллективизм).
  • Социальная мобильность высокая.
  • Политический режим демократический, а государство – правовое.

Важность разграничения формаций и цивилизаций при изучении общества

цивилизационные и формационные общество

Оба подхода к пониманию общества — цивилизационный и формационный — по-своему важны в социальных исследованиях, ведь грамотное их применение способствует общественному развитию. Получается, необходимо их синтезировать. Для этого следует сначала провести их анализ, что невозможно без разграничения.

Итак, формации касаются универсальных вещей и базированы на производственных отношениях. Цивилизации (как восточные, так и западные) сконцентрированы на своеобразии, уникальности каждого государства.