Великие русские портретисты

Алексей Антропов

Творчество Антропова связано с иконописью. Но у этого мастера есть собственный стиль. Он писал лица на портретах слитными мазками, а фон, одежду и аксессуары изображал широко и свободно. Своих натурщиков художник не пытался выставить в лучшем свете, он изображал их такими, какие они были на самом деле. На его картинах можно увидеть как отрицательные, так и положительные черты.

Известные портреты Антропова:

  • Петра Первого;
  • семейства Количевых;
  • атамана Краснощекова;
  • княгини Трубецкой.

Художник изображал также Екатерину II в профиль, Румянцеву, Воронцову, Петра Третьего. Из-под кисти этого живописца выходили портреты не только царских семей, но и никому не известных людей. И все они были изображены исключительно правдиво.

Иван Аргунов

Иван Аргунов развивал концепцию национального портрета. Постепенно он отказывался от старинных традиций России и принимал стиль европейской живописи. Среди всех его работ выделяются ретроспективные портреты, которые он писал с прижизненных картин семейства Шереметевых. Художник жил в XVIII веке, хотя и в его полотнах предугадывались черты следующего столетия.

Список портретов Аргунова:

  • четы Шереметевых;
  • Екатерины Алексеевны;
  • Лобановой-Ростовской;
  • Екатерины Второй.

Портрет Екатерины Алексеевны

Аргунов стал создателем камерного портрета. Все его образы выделяются одухотворенностью. А также среди работ художника известны интимные портреты, хотя они стали распространенными только в 19 веке. Наследие Аргунова пользуется популярностью до сих пор. Его работы вдохновляют многих современных художников.

Фёдор Рокотов

Новая фаза развития портретов связано с фамилией Рокотов. Этот художник научился передавать человеческий характер и черты. Его мир был одухотворенным, а персонажи — полными и многогранными. Рокотов работал в жанре полупарадного портрета. Для него натурщики становились на фоне пейзажей или архитектурных построек, а изображал он их по пояс. Первыми его картинами стали образы Петра III и Григория Орлова, княжны Юсуповой и князя Павла Петровича.

На свою известность он получил благодаря другим портретам:

  • Новосильцевой;
  • Ланской;
  • Майкова;
  • Воронцовых;
  • Екатерины Второй.

Портрет Екатерины Второй Рокотова

Картины Рокотов писал в стиле рококо, передавая чувственность и эмоциональность натурщика. Его работы позволяли узнать историю того времени. Практически все представители дворянства обращались к нему, чтобы он запечатлел их на полотнах.

Работы Рокотова передают определенные черты. Натурщиков он изображал в движении, они стояли к зрителю вполоборота. Объем живописец создавал с помощью светотеневой заливки, он научился гармонично сочетать разные оттенки. Благодаря этому художник изображал человеческую сущность, а не только внешность. Его портреты отражали достоинство, честь и душевное изящество.

Лучше всего у Рокотова выходили женские и юношеские образы. Современные специалисты отмечают, что благодаря его работе сложился даже определенный тип девушек. Его стиль можно увидеть на портретах Зиновьевой, Струйской, неизвестной дамы в розовом.

Дмитрий Левицкий

Специалисты сферы искусства среди всех художников-портретистов выделяют Дмитрия Левицкого. Они говорят, что в его работах отразился весь век Екатерины. Кто бы ни был натурщиком этого живописца, он передавал не просто внешний вид человека, но и его психологические особенности. На портретах Левицкого можно рассмотреть открытость, грусть, душевное тепло, обиду, а также национальные особенности личности.

Множество портретов этого мастера занимают промежуточное место между парадными и камерными. Самые известные работы:

  • Нелидовой;
  • Львовой;
  • Дьяковой;
  • Новикова;
  • Митрофановых;
  • Храповицкого.

Стоит отметить также портреты Кокоринова и целый цикл «Смолянки», образы Маркеровского и Бакуниной. Творчество Левицкого объединило точность Антропова и лирику Рокотова. То есть его портреты выглядят не только максимально правдивыми, но и одухотворенными. Благодаря такому сочетанию стилей он стал одним из наиболее известных художников XVIII века. Мастер создавал портреты дворянской знати, знаменитых личностей и простых людей.

Владимир Боровиковский

Еще один известный российский портретист — Боровиковский. Его личность связана с появлением сентименталистского жанра. Он писал полноценные портреты и миниатюры маслом. Наиболее известные образы:

  • Павла Первого;
  • Куракина;
  • Жуковского;
  • Державина;
  • Безбородко с дочерьми.

Владимир Боровиковский

На его полотнах можно было рассмотреть внутренний мир человека. Картины Боровиковского словно дышали эмоциями и переживаниями. Мастер передавал неповторимость каждой личности.

Он создал специальную композицию для изображения женских образов. Все его натурщицы были написаны на природном фоне, при этом они держали в руках цветы или фрукты. Каждая девушка изображалась исключительно по пояс, она обязательно на что-то опиралась. Постепенно стиль Боровиковского стал типичным для всей его эпохи. Его современники перенимали у него опыт и знания. Благодаря этому портретиста стали называть историографом.

Валентин Серов

Серов был признан мастером портрета, он был известным человеком и графиком. Хотя его первыми работами были натюрморты и пейзаж, позже он стал изображать людей. Художник не просто писал полотна на заказ, он иллюстрировал книги известных авторов, создавал керамические изделия, давал частные уроки будущим живописцам.

Самые известные его портреты:

  • «Девочка с персиками»;
  • Левитана;
  • Репина;
  • Мамонтовой;
  • Симоновича.

«Девочка с персиками»

Серов принимал участие в многочисленных выставках, создавал целые серии портретов, благодаря чему удостоился почетных наград. Этот художник не боялся изображать обнаженную натуру. Его знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн поразил публику, ведь женщина на его полотне была полностью нагой. Картины Серова были известны не только в Российской империи, но и далеко за рубежом — во Франции, Италии, Швеции.

Георгий Шишкин

Ещё один русский художник, Георгий Шишкин, разработал особый метод подготовки полотна под пастель. Его считают настоящим мастером портрета, специалистом высокого класса. Образы с его полотен передают всю чувствительность его техники. Шишкин знаменит как автор серии портретов творческих личностей. Ему позировали многие известные люди:

  • Гусев;
  • Гоголева;
  • Чхиквадзе;
  • Смоктуновский;
  • Жан Маре;
  • Чурикова;
  • Жерар Депардье;
  • Безруков.

Георгий Шишкин

Благодаря своему мастерству он прославился не только на территории России, но и за рубежом. С ним готовы сотрудничать иностранные актеры, писатели и другие известные личности. Шишкин даже работал над созданием почтовых марок для княжества Монако. Он создал официальное изображение с портретом Альберта Второго.

Этот знаменитый живописец заслужил множество отечественных и зарубежных наград. Он удостоился чести организовать свою выставку в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в 2017 году. А некоторые его портреты находятся в частных коллекциях королевы Великобритании, князя Лобанова-Ростовского и даже во дворце Монако.

Живописец Крамской

Иван Николаевич Крамской известен как создатель исторических портретов. Первую свою работу он написал в Воронежской губернии, затем переселился в Харьковскую, позже приехал в Санкт-Петербург. Сначала он занимался ретушированием фотографий, а потом создавал образы людей на полотнах.

Его работы неординарны:

  • «Христос в пустыне»;
  • «Портрет леди»;
  • «Неизвестная»;
  • «Неутешное горе».

Крамской «Христос в пустыне»

Крамской стремился передавать не просто внешность человека, а его переживания. В большинстве его картин натурщики выполняют какие-то действия, а не только позируют художнику. Некоторые из его полотен сегодня хранятся в Третьяковской галерее. Все работы Крамского передают его демократические взгляды. А также он долго изучал религию и даже создал определенный перелом в морально-философском мышлении. Его портрет «Христос в пустыне» показал все драматические переживания Божьего сына. Он затронул глубоко психологическую интерпретацию его жизни, рассказал об идее героического самопожертвования.

Позже Крамской стал художественным критиком. Об искусстве он судил проницательно, настойчиво исследовал каждую работу, пытался дать объективную оценку живописцам и повлиять на них.

Хорошим временем для развития русской портретной живописи стало восемнадцатое столетие. Жанр занял ведущие позиции, а художники переняли приемы и технику от своих европейских коллег. Но если полотна зарубежных мастеров можно сравнить с сухими официальными докладами, то портреты российских живописцев проникнуты чувствами и переживаниями, словно лирические стихотворения или романы.

Художники хотели не только запечатлеть внешние особенности натурщиков, но и отразить их внутренний мир. К примеру, Аргунов и Антропов сумели преодолеть условности и изображали своих моделей правдиво. А Боровиковский и Левицкий зашли гораздо дальше. Как и следующие после них художники, они научились улавливать настроение человека и придавать его личности одухотворенность. Каждый портретист стремился к идеалу, воспевал внутреннюю и внешнюю красоту натурщиков.