Нравственность

Истоки и возникновение идеи

Есть утверждения, выраженные настолько просто и эстетически безупречно, что в силу своей очевидности не требуют доказательств. К таким относится и основополагающий этический принцип, провозглашаемый в том или ином виде всеми мировыми религиями и философскими учениями.

Золотое правило нравственности гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Есть и отрицательная инверсия — «не делай того, чего не хотел бы получить от других».

Исторические предпосылки

Появление такой концепции межличностных отношений можно датировать (очень осторожно) второй половиной II тысячелетия до н. э., а конкретнее — периодом, известным как катастрофа бронзового века.

Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:

Город Микены

  • нашествие «народов моря»;
  • гибель микенских царств, державы хеттов, государства Амурру;
  • утрата Египтом влияния в Сирии и Ханаане;
  • угасание культурных и цивилизационных традиций;
  • регресс в экономике сельского хозяйства и ремёсел;
  • исчезновение лувийской и микенской линейной письменности;
  • разрушение (или оставление) великих городов типа Микен, Угарита, Хаттусы, Трои и Газы.

Всему этому сопутствовали природные катаклизмы, засуха и голод.

На фоне общего упадка культуры и военно-политического коллапса рождалась идеология, принципиально иначе воспринимавшая значение отдельной личности и правил её поведения в складывающемся обществе.

Вопреки ужасу окружающей действительности, вырабатывались более гуманистические моральные устои и этические принципы. Человечество, оказавшись на пути к новой эпохе (возможно, не в первый, и уж точно не в последний раз), мобилизовало весь свой интеллектуальный потенциал в стремлении выжить.

Крушение талиона

С этого же времени запускается растянувшийся почти на тысячу лет процесс ломки старого мифологического мировоззрения и замены его рационально-философским, в результате которого сформировался современный психотип человека. Оно позволило по-новому взглянуть на окружающую жизнь, на существующие нормы, традиции и законы, оценить их и при необходимости отвергнуть или привести в соответствии с существующими идеалами.

Первой жертвой на пути таких перемен стал основной этический принцип древнего общества — закон талиона. Понятие равного воздаяния за нанесённый вред, выраженное наиболее ярко в постулате «око за око, зуб за зуб», а на практике — в обычае кровной мести, за десятки тысяч лет существования настолько прочно вросло в сознание, что представлялось единственно возможной реализацией принципа справедливости. Интересы отдельной личности, мотивация, случайность или умышленность причинения ущерба не имели значения.

Кровная месть

Талион устанавливал рамки межродовых отношений, демонстрировал племенную спайку и полную отчуждённость от представителей «чужих» кланов. Реликтово он до сих пор проявляется в современном обществе (например, в системе чеченских тейпов или в организации мафиозных семей).

Но развал родоплеменного строя приводил к отказу индивидуума от оплаты общих долгов, а новые экономические отношения заставляли искать эквивалентные способы возмещения убытков. К тому же этот обычай определял и нравственные ориентиры.

Один и тот же поступок мог оцениваться прямо противоположно с этой точки зрения, смотря по результату и последствиям, которые он приносил для родового сообщества. Если ты убил соседа, угнал его коров, изнасиловал жену — это нравственно, потому что ты доказал силу и жизнеспособность своего рода и увеличил его благосостояние. Если же ты проделал то же самое с представителем намного более сильного племени — это безнравственно, так как существование и безопасность своего ты поставил под угрозу.

Новые взаимосвязи

При таких условиях ценность жизни отдельного (вне группы) человека приближалась к нулю. Обычай де-юре фиксировал только семью, род, клан, племя. Но в результате масштабных и катастрофических перемен все традиционные связи были нарушены. Стало более резким разделение по имущественному признаку. Так же, как индивид бежал от выполнения обязательств по общественным долгам, так и родовые объединения отказывались нести коллективную ответственность за грехи собственных малозначимых представителей.

Талион, рассчитанный на взаимодействия в рамках «свой-чужой», терял свою эффективность и в обществе, в котором межродовые отношения начинали доминировать над внутриродовыми. Возник запрос на установление новых правил поведения, уже не на племенном, а на межличностном уровне. Человек начинает восприниматься как индивидуальность. Регулировка всех видов связей между людьми стала настоятельной потребностью времени.

Отражение и развитие принципа в литературе

Воспринять идею взаимоотношений, построенных на утверждении, что все окружающие теперь «свои», не очень доступно и в наши дни. Что уж говорить о временах, когда дикость и насилие были нормой в решении спорных вопросов. Но сразу же, с первых письменно зафиксированных вариантов, золотое правило нравственности провозглашает принцип взаимодействия между людьми, сопряжения своих желаний с интересами окружающих. Обычаи, принятые внутри рода, распространяются на весь социум, что становится революционным прорывом в этике и толчком к зарождению гуманизма.

Протянуть руку помощи

Архаика и античность

Наиболее древним артефактом из обнаруженных на сегодняшний день, в котором упоминается подобная формула, является клинописная табличка «Поучения писца Ахикара». Служивший при дворе одного из самых жестоких правителей в истории, ассирийского царя Синаххериба (годы правления — 705−680 до н. э.), он оставил в качестве наставления приёмному сыну такое изречение: «…что тебе кажется плохим, ты не должен делать своим товарищам». Учитывая, что письменные морали того времени лишь фиксировали устную традицию, появление подобной мысли можно отнести на несколько веков назад.

Конфуций

В ветхозаветной «Книге Товита» эта фраза приобретает более обобщённый смысл: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Подобные или очень близкие к ним высказывания встречаются в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и проповедях Будды «Дхаммапада» (VI в. до н. э.). В это же время в Китае великий мыслитель древности Конфуций в книге «Лунь Юй» приходит к аналогичному выводу. На вопрос ученика, существует ли слово, которым можно руководствоваться всю жизнь, он отвечает: «Это слово — сострадание. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

В античной литературе философско-моралистического толка (рассуждения, поучения, записки к последователям) правило понимается как естественное благоразумие или очевидная этическая установка для человека, достигшего определённого уровня культуры. В таком освещении предстаёт она в работах Аристотеля, Сенеки и других авторов той эпохи.

Мусульманская трактовка

В сурах Корана нет упоминания золотого правила или чего-то отдалённо его напоминающего, но один из хадисов пророка Мухаммеда (13 в собрании Аль-Бухари или 45 в книге Муслима) гласит:

Не уверует из вас никто до тех пор, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает самому себе.

Этот хадис встречается и у других авторов, что говорит о его несомненной подлинности. Определяя в первую очередь один из признаков истинно верующего мусульманина, он признаёт взаимность не как уравнивание в правах, а как обязательное уважение к достоинству другого человека (хотя и ограничивает действие правила рамками ислама). Некоторые муфассиры (толкователи Корана) комментировали его так, что оно могло рассматриваться в духе заповеди любви, и всегда опирались на него в определении нравственного выбора при поиске справедливого решения.

Коран

Позиция христианства

Наиболее завершённый вид правило получило в Евангелии. В книге Луки (6, 31) он звучит следующим образом: «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы должны поступать с ними». Эта безусловно-категоричная форма раскрывает, в чём смысл золотого правила морали. По сути она — практическая рекомендация, определяющая поведение в отношениях с другими индивидами и не позволяющая нарушать общекультурные основы взаимности, ответственности и гуманности.

По своему значению эта формулировка стала:

Нагорная проповедь

  • обобщенным содержанием этического учения Иисуса Христа, выраженного в Нагорной проповеди;
  • вошла в сознание общества как квинтэссенция понятия нравственности;
  • в Средние века рассматривалась как выражение заповеди любви и главное звено, связующее естественную нравственность с христианским моральным учением;
  • в новое время она стала выражением категории добра в философии и принципом естественного права в обществознании.

Работы Гоббса, Лейбница и других мыслителей о морали вошли в золотой фонд интеллектуальных достижений человечества.

Значение в современном мире

Доискиваться, кто сформулировал золотое правило морали первым, бессмысленно.

И этому есть три причины:

Иммануил Кант

  1. Оно формулируется мыслителями, не имеющими представления друг о друге, практически одними и теми же словами.
  2. Оно возникает одновременно в совершенно различных культурах, связь между которыми в те времена весьма проблематична.
  3. Фраза отличается общечеловеческой направленностью мысли, гуманистической завершённостью в условиях зарождения классов и экономической эксплуатации человека человеком.

Вполне возможно, что, прежде чем попасть в римские таблицы, оно веками существовало в форме поговорок, нравоучений, обычной житейской мудрости. Являясь противопоставлением хищническому отношению к окружающим, которое выражено латинским утверждением Homo homini lupus est (человек человеку — волк), правило ориентировало на иные принципы взаимосвязей, вылившиеся впоследствии в христианский призыв возлюбить ближнего, как самого себя. Так было установлено идеальное устремление нравственного поведения личности.

Не обошлось и без критики. Признавая неоспоримую практическую ценность формулы, величайший немецкий мыслитель Иммануил Кант пришёл к выводу, что, используемое в корыстных целях, оно может служить преступнику в качестве аргумента для обвинения судей, а эгоисту — как моральное оправдание отказа от служения обществу. Он предложил более точную, но утратившую простоту формулировку:

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом.

В таком виде утверждение из внутреннего нравственного ориентира человека превращалось в категорическое требование морали.

И всё же в плане своего значения и места в современной культуре, золотое правило остаётся нужной каждому отдельному человеку схемой поведения, основанной на принципе взаимоуподобления. А успешная практика применения лишь подтверждает его истинность.