Из литературы

Литературные источники – главное мерило нравственности. Писатели в поисках ответов на значимые тематики побуждают и читателя размышлять, делать выводы.

М. Горький, «Старуха Изергиль»

У Ларры из произведения Горького были неограниченные свобода, власть и сила. Он пришел за матерью в общину и взялся наводить свои порядки. Присваивал чужие вещи, вел себя вольно, пользуясь тем, что обитатели не могли возразить ему. Понравившаяся девушка отказала герою, за что была им безжалостно убита.

За ужасающий поступок Ларру хотели наказать. Жители поступили благоразумно и мудро, не став отвечать на его насилие агрессией, а просто выгнав его. Бессмертный скиталец в полной мере ощутил тяжесть испытаний одиночеством. Сам же стал жертвой своей вседозволенности.

А.Н. Островский, «Гроза»

1674021497_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-groza-ostrovskogo-38(1).jpg

В произведении Островского продемонстрирована, что никем и ничем несдерживаемая свобода ведет к деспотии.

У Кабанихи не было авторитетов и лиц, которые обуздали бы ее безудержный нрав. Марфа Игнатьевна извела слуг, собственного сына и его жену. Она упивается властью и страхами, ропотом перед собой. У Тихона абсолютно нет шанса на счастливую жизнь, мать не перестает давлеть над ним, но вот невестка не выдерживает подобного натиска. За неимением иного выхода Катерина убивает себя. Дочь матери-тирана Варя сбежала, лишь так удержав себя от похожей участи.

Жестокая мать распространяла свободу выбора и воли только на себя, ставя суровые ограничения близким. Она поломала их судьбы, даже не заметив этого. Осталась в одиночестве.

М. Горький, «Челкаш»

Челкаш столкнулся с проявлениями неограниченной свободы мысли у своего напарника.

Герой – воришка, не самый приятный и хороший человек. Ему нужен подельник для ограбления. Он привечает молодого Гаврилу и хитростью уговаривает его присоединиться. Он искушает парня, соблазняет легкостью добычи, за что сам и поплатится. Почуяв вкус наживы, уже Гаврила готов перейти личную грань и попросту избавиться от Челкаша ради его доли. Если у героя и были рамки, через которые он не переходил, то, доверившись другому, явно не учел, что его нужды окажутся сильнее нравственных ограничений.

И.А. Гончаров, «Обломов»

У Обломова все необходимое в достатке и изобилии, он волен распоряжаться наследством на любые цели, его ничто не ограничивает. Но Илья предпочитает вообще ничего не делать.

Герою не нужны ни развлечения, ни друзья, ни процветание поместья. Друг вытаскивает его ненадолго «в свет», молодой барин влюбляется, но из лени не борется за личное счастье и теряет девушку. Обломов находит другую невесту – жесткую и строгую Пшеницыну, занимающуюся хозяйством. Ничто не заставляет его оживиться и участвовать в собственной судьбе. Неограниченная свобода приводит его к смерти и полнейшей деградации до того, пустую и никчемную жизнь.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

2495591-kapitanskaya-dochka_big(1).jpg

Пример Пугачева в повести Пушкина послужит аргументом к теме, чем опасна свобода, не имеющая ограничений.

Емельян думал, что через восстание добьется для крестьян облегчения их участи. Бедняки возлежали мести своему угнетающему классу и пошли за ним из желания убивать, насиловать и поживиться чужим добром. Пугачев стремился к высшим целям и справедливости, а его приспешники хотели только потешить себя, устроить самосуд.

Разозленные и по-рабски жившие люди не видели разницы, убивая Миронова с супругой, даже не являющихся военнослужащими. Они пленили Марью, мучая ее голодом. Вырвавшись на свободу, герои добились только кровопролития и разрухи.

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»

У героя Лермонтова отняли свободу буквально – он попал в плен к генералу.

По ряду причин Мцыри оказался у монахов, перенял их правила, но не смирился. Он не хотел им соответствовать и отказываться от светского. Его принуждали так поступить, отлучили от близких. Но и послушники понимали, что за стенами монастыря героя ждет незавидная участь, вероятная погибель.

И в самом деле, приняв заботу за насилие над его личностью, герой сильно ошибся. Он провел на воле три дня и столкнулся с барсом, что вкупе со скитанием привело его к смерти.

Аргументы из жизни

Жизненные примеры покажут не менее убедительные доводы к заявленной теме.

Из прессы

Из новостей можно узнать, чем опасна свобода без ограничений, аргументом послужит история Чарли Мэнсона и его приспешников.

Чарльз создавал общину, чьи принципы и цели были благими – объединяться против жестокости и произвола, жить вдали от городского хаоса, принимать в ряды запутавшихся, униженных, пострадавших и несчастных людей. Давать им ощущения тепла, заботы, делиться пропитанием и вместе обеспечить «Семье» кров. Они построили мини-поселение, занимались «просвещением». Лидер и подопечные проповедовали свободную любовь, всеобъемлющую доброту, но в действительности Мэнсон манипулировал и морально, физически издевался над теми, кто ослушался.

Члены сообщества не могли питаться исключительно верой и высшими целями. Тогда лидер заставлял подопечных выпрашивать и красть продукты, совершать и более серьезные преступления, принося «добычу» домой. Однажды он вынудил молодых приспешников пойти за ним в особняк, где проживали режиссер Полански с беременной женой Шэрон, и убить всех обитателей из мести. Они совершили приказ с особой жестокостью.

Отсутствие контроля над набирающей обороты сектой, растущее чувство вседозволенности и безнаказанности у лидера и его послушных исполнителей, вера в превосходство над всеми остальными людьми привели к катастрофическим и неоднократным преступлениям, жуткой трагедии для жены Полански и ее друзей, оказавшись в роковую ночь дома.

Из фильмов

В боевике «На гребне волны» К. Бигелоу группа серфингистов проповедует свободу, они не признают запретов и не ставят перед собой рамок. На первый взгляд, это – дружные ребята, живущие чувствами, страстями и ничего заранее не планирующими, а ловящими свежие впечатления от неожиданностей и спонтанных идей. Сюрпризы им подкидывает сама жизнь. Но не все из них приятные.

Лидер «братства», отрицающий любую ответственность и серьезность, безрассудный и шальной, не собирается предавать ни друзей, ни любимое увлечение, но и жить всей компании на что-то нужно. Из-за чего они становятся бандой грабителей, считая свои действия оправданными – они якобы никому не вредят, а забирают деньги у банка. Даже в покорении волн у них отсутствуют препятствия, а ведь нужно учитывать опасность погодных условий.

Герои забывают, что, совершая кражи, они лишают средств и обычных граждан, для которых вклады и хранение сбережений – не блажь и роскошь, их единственные накопления. Тем самым, свобода в их руках – губительное и смертоносное явление для всех, включая и самих друзей-бандитов.