Эдвард григ биография

Биография его — это жизнеописание скромного и спокойного человека, добившегося признания своей музыкальной деятельностью.

Судьба свела пианиста и дирижера с лучшими людьми его времени.

Творчество великого норвежца пронизано национальным колоритом.

Детство и юность

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене, крупном торговом центре на берегу Северного моря. Его прадед по отцу, выходец из Шотландии, был купцом, а позднее — британским вице-консулом, передавшим эту должность своим потомкам.

Семейные традиции

Александр Григ вел коммерческую деятельность и занимал видное положение в обществе. Женился на Гесине Хагеруп — талантливой пианистке и первой женщине, окончившей Гамбургскую консерваторию. Александр и Гесина стали родителями двух сыновей и трех дочерей. Четвертым ребёнком в их семье был Эдвард.

Эдвард григ композиции

Не только коммерция играла важную роль в семействе Григов. Их дети росли в культурной и интеллигентной среде. Отец старался дать им хорошее общее образование, воспитывал в строгости, пресекал праздность и излишества.

Мать создала кружок любителей музыки и сама учила детей играть на пианино. В доме часто проводились музыкальные вечера.

Чаще всего на них звучала музыка композиторов:

  • Людвига ван Бетховена;
  • Франца Шуберта;
  • Вольфганга Амадея Моцарта;
  • Карла фон Вебера.

Маленький Эдвард был очень впечатлен классической музыкой, а Моцарт остался одним из его любимых композиторов на всю жизнь.

Неудивительно, что свои первые аккорды на пианино Григ сыграл в четырехлетнем возрасте, а в пять начал сочинять пьесы.

Заметив особые способности ребенка, мать с шести лет стала заниматься с ним музыкой систематически. Она старалась поставить ему правильный технический рисунок игры на фортепиано, готовя из Эдварда главным образом исполнителя. Но мальчика мало интересовали упражнения и этюды. Хорошо развитый музыкальный слух позволял ему подбирать мелодии и импровизировать с раннего детства, а в 12 лет он стал записывать сочиненную музыку. Эдвард дружил с двоюродной сестрой Ниной Хагеруп и очень огорчился, когда ее семья переехала.

Учеба в школе

Норвежский композитор в детстве любил мечтать и фантазировать, верил в гномов, троллей и других персонажей скандинавских сказок, а свою маму называл феей.

 григ эдвард музыкальные произведения

Из-за этого ему пришлось нелегко во время учебы в общей городской школе, которую он начал посещать в десятилетнем возрасте. Его интересы не распространялись на школьные науки. Эдвард мог пойти и на обман, чтобы прогулять занятия.

В начальных классах он специально мочил свою одежду в воде, так как знал, что его отправят домой переодеваться в сухое, а к его возвращению в школу занятия окончатся. С учителями отношения тоже складывались не очень хорошо. Однажды мальчик принес в школу нотную тетрадь, где записал свое первое музыкальное сочинение «Вариации на немецкую тему» для фортепиано. Школьный учитель узнал о том, что бездельник Григ сочиняет музыку, высмеял его и строго наказал.

Но прекрасное музыкальное дарование Эдварда не могло быть не замечено. На одном из музыкальных вечеров его игру услышал известный композитор и скрипач Уле Булль и настоятельно посоветовал родителям Грига отправить сына учиться в Лейпцигскую консерваторию. На тот момент юноше только исполнилось 15 лет.

Отец и мать были уверены, что их сын станет выдающимся музыкантом, поэтому в 1858 году молодой Григ уехал в Германию.

Обучение в Лейпцигской консерватории

Краткий рассказ о времени, проведенном в Лейпциге, можно начать с того, что будущий композитор тяжело переносил разлуку с родиной. После тихого и привольного Бремена жизнь в большом городе казалась ему чуждой. Но в то время Лейпциг оставался центром немецкой музыкальной культуры.

Творчество грига

Здесь жили и творили:

  • Иоганн Себастьян Бах;
  • Роберт Шуман;
  • Феликс Мендельсон.

Разочарованием для юноши стало то, что после новаторства Шумана в консерватории утвердились реакционные методы преподавания, не учитывающие ни индивидуальность студентов, ни национальную составляющую их таланта. Лишь некоторые учителя могли дать одаренным студентам полезные уроки. Преподаватели, о которых молодой музыкант сохранил благодарные воспоминания:

  1. Игнац Мошелес — почитатель и пропагандист творчества Баха, профессор фортепианной игры.
  2. Мориц Гауптман — теоретик и педагог по композиции.
  3. Эрнст Фердинанд Венцель — преподаватель игры на фортепиано, тонкий музыкант и друг Шумана.

Но больше всего влияния на развитие таланта композитора оказали не педагоги, а концерты немецких и австрийских классиков, на которые он регулярно приходил в зал Гевандхауз. Особенно впечатляла юношу одухотворенная и глубокая музыка Шумана в исполнении его жены Клары.

Творчество Грига в Лейпциге стало приобретать свой стиль. Об этом говорят его первые сочинения — романсы и пьесы. Романсы были написаны на поэтические творения немецких авторов и в целом являются подражанием Шуману, хотя индивидуальные черты уже просматриваются.

Жизнь и творчество в Копенгагене

Обстоятельства не позволили Эдварду Григу продолжать обучение.

Норвежский композитор эдвард григ

В 1862 году он вернулся в Берген с огромным желанием жить и творить на родине. Однако в Норвегии конца XIX века редко проходили большие концерты, музыкальная жизнь была отсталой и тормозила развитие дарования. Молодой композитор решил переехать в ближайший культурный и родственный по духу центр Копенгаген в 1863 году.

В Дании Григ берет уроки у местного композитора Нильса Гаде, который хоть и одобрил интересное творчество, но самобытного таланта у молодого сочинителя не усмотрел. Под его руководством была написана единственная симфония. Ее музыкальное содержание так и не устроило автора, впоследствии композитор запретил исполнение этого произведения на концертах.

Влияние Андерсена и Нурдока

Норвежцу повезло оказаться в Дании во времена влияния гениального автора Ганса Христиана Андерсена на фольклорный уклон в литературе и искусстве. Душевность и народные мотивы произведений писателя-сказочника нашли в душе юноши горячий отклик, а датчанин разглядел мощный талант в хрупком парне и стал его поклонником. Первый успех принесли Эдварду Григу музыкальные произведения на слова Г. Х. Андерсена — цикл «Мелодии сердца».

Список вошедших в него песен:

  • «Люблю тебя»;
  • «Сердце поэта»;
  • «Избушка»;
  • «За добрый совет».

Музыка грига

Песенный жанр особенно удавался композитору. За свою жизнь он создал около 150 необыкновенных песен на слова скандинавских поэтов Ибсена, Андерсена, Бьёрнсона, Паульсена, Винье.

В эти же годы Эдвард крепко подружился с автором национального норвежского гимна «Да, мы любим нашу страну!» Рикардом Нурдоком, любителем суровых образов древненорвежского эпоса и сочинителем мужественной и героической музыки. В 1865 году они создают общество «Евтерпа» для объединения датских и норвежских талантов-патриотов и дают в его поддержку симфонический концерт, в котором выступают как дирижеры своих произведений.

В кругу единомышленников композитору удается создавать светлые лирические произведения, узнаваемые современными слушателями с первых нот.

В течение 1865 года Григ пишет сюиту «Юморески», две большие сонаты для фортепиано и скрипки, симфоническую увертюру «Осенью» и ряд романсов.

Личные отношения

Во время визита к тетке Эдвард встретил свою подругу детства и двоюродную сестру Нину Хагеруп. Девочка выросла и, судя по портретам, превратилась в прекрасную изящную девушку. Влюбленный юноша не представлял своей жизни без нее и сделал Нине предложение. Вступить в брак пара смогла только спустя три года после помолвки, в 1867 году.

Эдвард григ личная жизнь

История их любви, прекрасная и легкая вначале, полна и трагических фактов, и верной дружбы. Родители были категорически против такого союза. Девочка-первенец Грига и его жены умерла от менингита, отчего супруги отдалились и на время расстались. Нина обладала красивым голосом и артистизмом и вдохновила Эдварда на многие сочинения. Выступала с мужем в камерных концертах, исполняя его песни и романсы. Она всегда оставалась его помощницей и другом.

Будучи помолвленным, Григ посещает Рим, где впервые встречается со знаменитым норвежским поэтом и драматургом Генриком Ибсеном. Позднее их знакомство переросло в творческое сотрудничество. В Риме Эдвард получает информацию о смерти своего ближайшего друга Рикарда Нурдока и решает продолжить то, что не удалось им сделать вместе — развивать национальное искусство. В 1866 году он возвращается в Норвегию.

Уже в датском периоде наметилась особенность сочинений Грига — склонность к фортепианным миниатюрам, которые созвучны небольшим лирическим стихотворениям. Как и великие поэты-лирики, композитор умел кратко сказать о многом.

Фортепианная соната ми-минор — самое типичное и яркое из ранних сочинений Грига. Навеянная первой влюбленностью и романтической взволнованностью, она пронизана свободой и открытостью чувств. Музыкальная тема первой части, бурная и призывная, перетекает в нежную задумчивость второй. Третья часть — торжественный классический менуэт. Финал насыщен ритмами норвежского танца и завершается на ликующих и даже пафосных нотах.

Музыкальная и общественная деятельность в Норвегии

По возвращении на родину Эдвард Григ селится в столице Христиании (сейчас — Осло). Вся его дальнейшая деятельность была направлена на развитие музыкальной жизни в своей стране.

Столичный период

Композитор принимал участие в создании Музыкального общества, ставшего основой для создания существующего и ныне в Осло Филармонического общества. Он организовал Музыкальную академию, вел активную концертную деятельность. Будучи большим патриотом, поддерживал движение за освобождение от шведского главенства.

Эдвард григ концерты

Для пропаганды норвежской музыки музыкант давал концерты, состоящие исключительно из произведений национальный авторов. Но не все складывалось легко, консервативный и ханжеский уклад жизни в стране препятствовал прогрессу, а уровень профессиональных музыкантов был низким. Когда Григ принял должность главного дирижера Гармонического общества, то не получал никакой поддержки со стороны правительства. Ему приходилось отменять концерты или выступать в качестве аккомпаниатора для певца.

Трудности не смогли повлиять на энтузиазм Грига. Музыкальное сообщество позволило ему расширить возможности концертной деятельности в Христиании. Одновременно с этим к нему приходит и международная известность, особенно после первого исполнения Фортепианного концерта ля минор в 1869 году. Большую поддержку авторитету композитора на родине и за рубежом оказал Ференц Лист, под влиянием которого норвежское правительство назначило Эдварду Григу стипендию. Хорошее материальное положение позволило спокойно гастролировать ему в других странах.

Несколько лет бурной жизни утомили музыканта, поэтому он задумывается о возвращении в Берген. В конце столичного периода жизни в соавторстве с другом и драматургом Бьернстерне Бьернсоном им была написана единственная опера — «Олаф Трюггвасон».

Возвращение в Берген

В 1874 году Григ покидает Христианию, чтобы окончательно вернуться в Берген. Здесь была написана знаменитейшая сюита «Пер Гюнт» как музыкальное сопровождение пьесы Генрика Ибсена. Самые известные темы композиции:

Эдвард григ творчество

  1. «В пещере горного короля» — дикая пляска троллей, полная мистицизма.
  2. «Утро» — ассоциируется с лесной природой после восхода солнца.
  3. «Песня Сольвейг» — грустная и нежная песня.
  4. «Танец Анитры» — странная, фантасмагоричная мелодия.

Уединенная и спокойная жизнь в Бергене, а затем в имении Тролльхаугене не мешала композитору и дирижеру с большим успехом выступать в Германии, Дании, Голландии, а также в Лондоне и Париже. В Лейпциге Григ познакомился и подружился с П. И. Чайковским. Возвращаясь домой, музыкант все глубже изучает мелодии, ритмические рисунки песен и танцев, народные инструменты, характерные для норвежского фольклора. В последние годы жизни Эдвард Григ увлекся литературной и музыкально-критической деятельностью.

В конце XIX века Франция, Голландия, Швеция, Франция и Англия присуждали композитору почетные степени доктора и академика музыки. Огромную радость принес убежденному демократу и патриоту 1905 год — установление независимости Норвегии. Хроническое заболевание легких, обостренное болезнью сердца, не дало этому мужественному человеку долго радоваться за свою страну — 4 сентября 1907 года великий норвежец скончался.

Эдвард Григ, гуманист и просветитель, был полон сочувствия и любви к своему народу. Эти чувства пронизывают все его произведения.