Биография Михаила Чехова

Михаил Чехов родился в 1891 году в Петербурге, тогда еще – столицы Российской империи. Уже в то время в стране назревали революционные настроения, но о построении социализма никакой речи еще не шло, так как монархия отчаянно пыталась сохранить власть и устоявшийся общественный строй.

Михаил Чехов в родстве с Антоном Павловичем Чеховым. Он является сыном старшего брата знаменитого писателя.

Михаил уже с малых лет проявлял большие артистические способности и увлекался актерским мастерством. Во время обучения общим предметам он также работал над своим сценическим талантом, что отметили в его аттестате.

Михаил Чехов биография

После завершения обучения Михаил поступил на работу в театр. Первые его работы не были одобрены критиками, а внутренняя «кухня» театра с кознями и интригами разочаровала Чехова. Однако когда он начал работать в МХТ и углубился в изучение системы Станиславского, его мнение о театре сильно изменилось.

Во время государственного переворота 1917 года карьера Михаила Чехова активно развивается. Он решает создать свою собственную театральную школу, базирующуюся на его представлении об искусстве, актерском мастерстве и его философии. Главная цель Чехова была в создании классического театра, и, нужно сказать, что он в ней преуспел. В 1923 году он возглавлял первую студию МХТ, а через некоторое время организовал вторую.

Однако в 1928 году в биографии Михаила Чехова произошел крутой поворот. Он отправился в Германию на гастроли, но, не принимая то, как сильно изменилась его родина, решил не вернуться.

Михаил Александрович продолжил жить в Европе и работать в театральной сфере, хотя случались и кризисы. Потом он переехал в США, где основал свою актерскую школу, получившую большую популярность. Михаил Чехов успевал снимать еще и в кино и даже получил номинацию на Оскар за второстепенную роль в фильме А. Хичкока.

В последние годы жизни Чехов занимался преподаванием, передавая свои знания о классическом театре и актерском мастерстве новому поколению. Он умер в 1955 году в Калифорнии, так больше никогда и не вернувшись в СССР.

Михаил Чехов-3.jpg

Создание “системы Чехова”

До Михаила Чехова классическим театром считалась система Станиславского. Однако ученик Константина Станиславского на основе его школы смог сделать новую, несколько отличающуюся систему. В ней несколько иначе рассматривается связь актера с обстоятельствами, в которые помещает его роль.

Система Чехова – это не противопоставление системе Станиславского. Это схожее учение со своими акцентами и различиями, у которого нет конфронтации с тем, как видел театр Станиславский.

Основные положения Чеховской системы:

  • актер – не просто инструмент в руках сценариста и режиссера, он должен использовать воображение и наполнить им свою роль;

  • несмотря на зависимое положение, актер должен думать и доносить до зрителя свое понимание образа;

  • нужно не просто находиться в образе (как диктует Станиславский), а полностью перевоплощаться в роль, дополняя ее и дорабатывая;

  • каждый персонаж имеет свою индивидуальность, и актер должен постичь ее и донести до зрителя, оставив свою собственную индивидуальность за пределами образа;

  • для того, чтобы продумать и предугадать поведение персонажа, нужно обращаться к своему воображению.

Несмотря на что, что учение Чехова менее распространено, чем школа Станиславского, оно все же признает классическим. Каждый театральный актер волен выбирать, какой подход ему ближе и поможет достичь совершенства в своем мастерстве.

Отличие от «системы Станиславского»

Подходы Чехова и Станиславского определяют основной задачей актера создание художественного образа. Однако в технике Михаила Чехова образ рассматривается не как конечная цель, а как материал, с которым должен работать актер.

Если Станиславский настаивает на том, чтобы актер полностью погрузился в роль и находил сходство между тем, что ему предстоит играть, и тем, кто он есть, то у Чехова несколько иначе. В Чеховской системе актеру предлагается найти различия между собой и ролью для того, чтобы усовершенствовать образ.

Cтаниславский утверждает, что в театре нужно постепенно погружаться в образ, осваивая его маленькими шажками, чтобы полностью охватить. Чехов же спорит: нужно работать над образом и добавлять к нему того, что не хватает, а не просто погружаться, бессознательная игра – это не то, что нужно театру.

Творческое наследие

Школа Михаила Чехова – это признанная альтернатива классической социальной школы. Сейчас она используется и в России, но все же в первую очередь наследие Чеховской системы применялось актерами в США. Дело в том, что последние несколько десятков лет своей жизни Михаил Александрович работал в Соединенных Штатах и обучал новое поколение именно американских актеров – вернуться в образовавшийся СССР он не мог, так как не принимал нового политического строя. А заниматься творчеством и жить в принципе в советском пространстве, не принимая его идей, было невозможно.

Свой театральный талант по системе Чехова развивали такие голливудские звезды, как:

  • Мэрилин Монро;

  • Клинт Иствуд;

  • Ллойд Бриджес;

  • Энтони Куинн.

Особенно большую роль школа Михаила Чехова сыграла в судьбе одной из главных голливудских персон XX века – Мэрилин Монро. Когда Норма Мортенсон (настоящее имя будущего секс-символа Голливуда) только начинала свою карьеру, многие авторитетные деятели кинематографа не признавали в ней таланта. Они считали, что их девушки не получится профессиональной актрисы.

Однако именно система актерского мастерства согласно школе Чехова помогла раскрыться актерскому таланту Нормы. Будущая звезда лично брала у него уроки, и в будущем немало преуспела, прославившись на весь мир не только как модель, но и как актриса.

Судьба Михаила Александровича Чехова не была легкой. Когда он только пришел в театр, он был удивлен тем, какие интриги плетутся внутри и как мало для некоторых актеров значит искусство как таковое (многие из них работали ради собственной славы и заработка, не ориентируясь на высшие цели). Но он смог получить авторитет за собственный талант и предложить новый подход к актерскому мастерству.

И пусть при жизни соотечественники Чехова не имели возможности оценить его вклад в искусство по достоинству, так как он вынужден был покинуть СССР, сейчас актеры и прочие театральные деятели в России активно применяют его учение, находя его альтернативным для классической школы Станиславского.