Ранние годы и родители

Отец, Георгий Максимович Паустовский, мещанин и работник железной дороги, имел украинские, польские и турецкие корни. Он был в неком родстве с гетманом Сагайдачным Петром Кононовичем, состоявшим на службе у Речи Посполитой. Дед писателя, казак, был чумаком (перевозил продукты с Крымского полуострова вглубь Украины). Он и привил внуку любовь к фольклору и казацким песням. Позднее Паустовский этим объяснял свою большую привязанность к Украине.
Рис. 1. Писатель Константин Паустовский
Рис. 1. Писатель Константин Паустовский
Мать писателя звали Мария Георгиевна, в девичестве Высочанская. Ее родители - поляки, жили в Черкассах. Отец Георгий Моисеевич Высочанский был городским нотариусом. Ее мать, Викентия (Wincentia) Ивановна, ревностная католичка, рано овдовевшая, вышла замуж второй раз. Она была сторонницей польского движения за освобождение, и после неудачного восстания поляков в 1863 году, никогда не снимала траура по погибшим мятежникам.
Важно! Влияние бабушки в большой мере отражено во многих произведениях писателя. В автобиографическом цикле “Повесть о жизни” Паустовский описывает ее как строгую, но заботливую женщину.
Родители Константина Георгиевича были православными. Но это не мешало бабушке-католичке брать мальчика на богослужения в католическую церковь, хоть отец Георгий Максимович высказывал по этому поводу свое неодобрение. Семья Паустовских была немаленькой: трое сыновей и дочь. Старших братьев писателя звали Борис и Вадим, а сестру - Галина. Константин появился на свет 19 мая (31 мая по старому стилю) в Москве. Частые переводы по службе отца, заставляли всю семью жить на колесах. Наконец, в 1898 году они поселились в Киеве.

Годы учебы

В 1904 году Константин Георгиевич поступает в Первую киевскую гимназию (Александровская гимназия), о которой у него осталось много теплых воспоминаний. География стала любимым предметом мальчика. Спустя некоторое время отец Паустовского бросил семью, поэтому мама вместе с братом и сестрой вернулись в Москву, а будущий писатель на несколько месяцев поселился у маминого брата, Николая Григорьевича Высочанского, что жил в Брянске. Здесь мальчик посещал Брянскую гимназию. Через год Паустовский возвращается в Киев, где восстанавливается в гимназии и начинает самостоятельную взрослую жизнь. Деньги на оплату обучения Константин Георгиевич зарабатывал сам, давая частные уроки.
Рис. 2. Гимназист К. Г. Паустовский (крайний слева) с друзьями
Рис. 2. Гимназист К. Г. Паустовский (крайний слева) с друзьями
По окончании обучения в гимназии писатель живет у бабушки, Викентии Ивановны, в Черкассах. В этом доме и создаются его первые небольшие литературные работы, которые впервые публикуются в киевских журналах. В 1912 г. в Киевском Императорском университете святого Владимира начинается студенческая жизнь Паустовского. Но не суждено было будущему писателю окончить  филолого-исторический факультет, так как пришла Первая мировая война.

Период Первой мировой войны

В 1914 году начинается страшная мировая война, и Паустовский снова едет к матери и сестре, которые тогда жили в Москве. Почти сразу после перевода в Московский университет он бросает учебу. В такое сложное время они нуждались в деньгах, поэтому будущему писателю нужно было искать работу.
Важно! Как младшего сына и студента его не призывают, к тому же плохое зрение делало его непригодным к воинской службе.
Во время Первой мировой писатель успел поработать в должности кондуктора на трамвае, санитаром на тыловом поезде. На разных фронтах почти одновременно погибают братья Паустовского, и он остается единственной поддержкой для матери и тяжелобольной сестры. Он устраивается рабочим сначала в несколько разных заводов, потом в рыболовную артель. 1917 год и Октябрьскую революцию он встречает в Москве, работает в должности репортера в одной из газет.
Рис. 3. К. Г. Паустовский на Южном фронте. 1941 год
Рис. 3. К. Г. Паустовский на Южном фронте. 1941 год
Позднее мать и сестра опять переезжают на Украину, за ними следует и Константин Георгиевич. В Киеве его призывают в контрреволюционное войско гетмана Скоропадского. С новой сменой власти журналист оказывается в Красной армии, но вскоре его полк расформировали в связи с убийством офицера, совершенном одним из рядовых. После этого Паустовский объехал всю южную часть СССР, работал журналистом в одесской газете, путешествовал по Крыму, Кавказу и Северной Персии. 1923 год - снова возвращение в столицу. В этот период Российское телеграфное агентство РОСТА предоставляет ему должность редактора, и Паустовский снова начинает публиковаться.

Довоенные годы

В 30-е годы Константин Георгиевич активно пишет для московской газеты “Правда”, а также для нескольких журналов. Он совершает много поездок по СССР и почти из каждой привозит свои очерки, которые публикует в художественно-литературном журнале “30 дней”. В 1931 году его отправляют в Березники (Пермский край), где на тот момент полным ходом строился Березниковский химкомбинат. Об этом строительстве он пишет небольшое собрание очерков, которое получит название “Великан на Каме”. Этот год также ознаменован завершением работы над произведением “Кара-Бугаз”. Эта повесть подарит писателю возможность с головой окунуться в свое творчество, не отвлекаясь на журналистскую деятельность. В тридцатые годы также публикуются повести “Судьба Шарля Лонсевиля” и “Озерный фронт”, очерки “Мурманск”, “Страна за Онегой”, “Подводные ветры”, “Михайловские рощи”. Эти работы - результат нескольких больших путешествий Паустовского по СССР. В эти годы он посетил Петрозаводск, Новгород, Псков, Новую Руссу, Михайловское, а также ходил по Волге и Каспию, несколько раз путешествовал по Мингрелию (Западная Грузия).
Важно! Активная писательская деятельность не осталась незамеченной. В 1931-м Паустовскому был присвоен Орден Трудового Красного Знамени.
Рис. 4. К. Г. Паустовский на узкоколейке Рязань — Тума в Солотче. 1930 годы
Рис. 4. К. Г. Паустовский на узкоколейке Рязань — Тума в Солотче. 1930 годы

Период Великой Отечественной войны

В 1941 г. писатель проводит пару месяцев в должности военного корреспондента на Южном фронте. Но вскоре он отозван в Москву, чтобы создавать пьесы для Московского Художественного академического театра. Позднее прозаик попал в эвакуацию сначала в Алма-Ате, потом в Барнауле. Весной 1943-го в Барнаульском театре поставили его пьесу “Пока не остановится сердце”, пропитанную духом патриотизма. Времени, проведенному в Барнауле, сам Паустовский в дневнике даст название “Барнаульские месяцы”. В эти месяцы также создается роман “Дым отечества” и некоторые рассказы.

Семья

Константин Георгиевич был женат три раза. В первом браке, с Е. С. Загорской, у него родился сын Вадим в 1925 году. Брак распался, жена не смогла простить измены и сама подала на развод. Паустовский ушел к В. В. Валишевской-Навашиной. Она вдохновила его на такие произведения, как “Мещерская сторона” и “Бросок на юг”. Этому браку тоже не суждено было продлиться долго. Позднее Паустовский снова женится. Актриса Т. А. Евтеева-Арбузова подарила ему сына Алексея, который родился в 1950 году.

Мировая известность и конец жизни

После войны писатель поселился в Тарусе (Калужская область). В этот период Паустовский заведует кафедрой литературного мастерства в Литературном институте имени Горького, которому отдаст десять лет жизни. Именно работа преподавателем станет единственным источником дохода, когда писателя перестанут печатать. Его ученицей была писательница Инна Гофф, которая восхищалась учительским талантом Паустовского. В начале 60-х годов писателю приходит давно заслуженное всенародное признание, и он совершает многочисленные путешествия по Европе. В 1966 году Паустовским было подписано “Письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина”. Он также открыто защищал писателей-диссидентов  А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, поддерживал Солженицына. Перед смертью писатель долго страдал сердечно-сосудистым заболеванием, болел астмой, у него случилось несколько тяжелых сердечных приступов. Смерть его застала в Москве 14 июля 1968 года, похороны прошли в Турусе, в соответствии с его последней волей.
Рис. 5. Константин Паустовский и Татьяна Арбузова с сыном
Рис. 5. Константин Паустовский и Татьяна Арбузова с сыном

Основные идеи творчества

Сам Паустовский выделял в своей жизни три разных творческих периода: экзотический, северный и период знакомства со средней полосой России. Самым продуктивным писатель считал последний. Творчество Паустовского красочно и точно описывает привычную нам природу, его описания касаются самых глубоких душевных струн читателя. Романтик по натуре, писатель придает обыденным явлениям невероятный поэтизм, от которого веет светлой грустью и некой тоской. Писатель посетил множество разных уголков страны, откуда привез массу впечатлений. Их он переносил на бумагу. Современному читателю он более известен как писатель-натуралист, создатель прекрасных рассказов о природе для детей, среди которых "Заботливый цветок", "Дремучий медведь", "Похождения жука-носорога" и другие. Несмотря на то, что природа является важной составляющей его творчества, сам Паустовский воспринимал ее как инструмент, с помощью которого можно лучше разобраться в русской душе и понять ее. Произведения Паустовского, как правило, написаны от первого лица. Композиция простая: события идут одно за другим, в хронологическом порядке. Также редко в прозе этого писателя можно найти по-настоящему отрицательного персонажа. Как правило, писатель помещал “злодеев” в эпизоды и относился к ним, как к неотъемлемой части нашего мира, прекрасного в своем несовершенстве. Одной из ключевых работ Писателя стала “Повесть о жизни”. Это автобиография писателя в шести частях. Почти два десятилетия работы вылились в этот замечательный цикл, где честно и без прикрас рассказана жизнь Паустовского, начиная “далекими годами” детства и заканчивая “скитаниями” зрелого мужчины. Критика творчества прозаика была жесткой. Первая часть автобиографической повести была разгромлена: Паустовский был заклеймен как “певец царской России” и неофициально запрещен к печати. Когда к писателю пришло заслуженное признание, критики, до этого особо не отмечавшие заслуг Паустовского, назвали это простым везением. Но простая удача не может объяснить ту читательскую любовь, которую писатель приобрел в середине прошлого века. В одном из интервью Паустовский назвал вдохновение ключевым фактором в деятельности любого человека. По его мнению, без такого душевного подъема не совершалось ни одного открытия, не начиналось ни одного дела, не создавалось ни одного шедевра. Для него самого одним из мощнейших источников вдохновения всегда была природа. Писатель был убежден, что каждый из нас должен стремиться к гармонии с окружающим миром. Этого принципа придерживался Паустовский и в своем творчестве. Гармоничность структуры произведения, а также соотношения его композиции и содержания стояли для писателя на первом месте. Писательское дело для Константина Георгиевича являлось не ремеслом и не профессией, а призванием. Призвание, миссия писателя - оставаться верным себе и продолжать дело, несмотря на трудности и преграды.
Рис. 6. К. Г. Паустовский и В. В. Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. Конец 1930-х годов
Рис. 6. К. Г. Паустовский и В. В. Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. Конец 1930-х годов

Интересные факты

  • Паустовский считал, что настоящий писатель должен быть очень эрудированным человеком, поэтому сам всегда продолжал учиться и узнавать новое.
  • Паустовский относится к природе не как к фону для происходящих событий, но как к еще одному герою. В его рассказах природа не просто красива, она как хороший верный друг - добрая, ласковая, заботливая.
  • Паустовский изначально принял идеи Октябрьской революции. Но, как и многие его современники, быстро разочаровался в его идеалах. Будучи истинным патриотом, писатель понимал, как тяжело приходилось простому русскому человеку, и осуждал многие действия властей.
  • Особую ценность для него представлял родной русский язык. По мнению писателя, сохранение языка и его обогащение является одной из важнейших задач для любого человека.
  • В 1965 и 1967 гг. Нобелевский комитет рассматривает его как кандидата в номинанты на премию. Отклонили его кандидатуру по причине того, что он не являлся очень крупным мировым писателем, и у него были недостатки, которые, по мнению членов комитета, не перевешивали достоинства.
  • Поклонницей таланта Паустовского была немецкая актриса и певица Марлен Дитрих. Ей удалось встретиться с Паустовским в один из своих приездов в Россию, незадолго до смерти писателя. Это была сенсационная встреча, на фото с которых запечатлена легендарная дива, стоящая на коленях перед писателем.
Еще больше интересных фактов из биографии Паустовского узнайте из предложенного ниже видео.