Васнецов Виктор Михайлович: биография художника

Детство будущего живописца

Биография художника Виктора Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в селе Лопьял, которое находилось в Вятской губернии. Отец будущего гения был батюшкой в третьем поколении, а по истечении двух лет после рождения первенца мужчина получил приход в поселке Рябово, находившемся в том же уезде. Именно в этом селе провел свое детство Виктор, а семья будущего художника не могла похвастаться богатством и роскошью. Кроме Виктора, у Михаила Николаевича было еще пять сыновей, а так как жена его скончалась, дети всецело помогали отцу по хозяйству.

Поскольку отец Михаил отличался образованностью и эрудицией, каждый день он занимался с сыновьями, стараясь разносторонне их воспитать. Благодаря отцу и пытливости своего ума Виктор Васнецов в детстве изучал следующие науки:

  • арифметику;
  • основы письма и грамоты;
  • рисование акварелью;
  • в свободное от учебы время мальчик занимался резьбой по дереву и читал научную литературу.

Из-за сурового климата, народных поверий, обособленного уклада жизни и деревенских песен сурового Вятского края у будущего художника уже в детские годы сформировалась как художественная, так и жизненная позиция.

Вместе со своим братом Аполлинарием, который также занимался живописью, Виктор впитывал уникальную сказочную атмосферу своего поселка, которая в дальнейшем стала «изюминкой» его творчества.

Юношеские годы

В семье Васнецовых существовала традиция, согласно которой все сыновья должны были заниматься продолжением дела своих предков и обрести сан священника. Именно по этой причине отец Виктора в 1858 году принял решение отдать сына в духовное училище, после окончания которого будущий живописец в 1862 году перешел в класс Вятской духовной семинарии.

Кроме того, что Виктор Васнецов усиленно изучал Священное Писание, он также занимался изучением иконописи, а занятия эти проводил знаменитый в то время художник Н. А. Чернышев, у которого в Вятке была собственная иконописная мастерская. Виктор со всей ответственностью относился к получению образования, внимательно слушал своего педагога, а также посещал местные музеи и делал огромное количество набросков.

Священное Писание

Несколькими годами позже в усадьбе Чернышева состоялась встреча Васнецова-младшего со ссыльным художником из Польши — Эльвиро Андриолли, который в дальнейшем выступал для юного Виктора в роли наставника и лучшего друга.

Во время дружбы с Эльвиро Васнецов написал несколько первых работ, а также помогал своему наставнику в росписи церкви, которая на тот период строилась в Вятке. Из уст Андриолли юноша узнал о существовании Академии художеств в Петербурге и загорелся целью туда поступить.

Поскольку у семьи и родственников Васнецова отсутствовали какие-либо средства на то, чтобы отправить Виктора на учебу в Петербург, Андриолли поспособствовал тому, чтобы юноша принял участие в лотерее для богатых горожан и продал несколько своих картин. В результате проведенной лотереи Виктор получил некоторую сумму денег, на втором курсе бросил учебу в семинарии и с благословения своего отца уехал в Петербург.

Карьера художника в Петербурге

Учебу в Академии художеств Васнецов-младший окончил в 1873 году, а впервые свою работу отправил на выставку в первой половине 1869 года. Сначала картины живописца включали только в экспозиции Академии, но после того как Виктор вступил в Товарищество, занимающееся передвижными художественными выставками, начинающий художник начал отправлять туда и свои работы.

Творческий путь Васнецова состоит из двух основных этапов, так как изначально в своих работах живописец придерживался только социально-критического жанра. Здесь его герои представлены четой стариков, пребывающих за чертой бедности, которых Виктор изобразил в своей работе под названием «С квартиры на квартиру», а также унылыми мещанами на картине «Преферанс».

Васнецов «Преферанс»

Эксперты сравнивают работы живописца в этот период с произведениями Федора Достоевского, ключевыми элементами которых являются сострадание и ирония.

Второй этап творчества Виктора Васнецова датируется второй половиной 19 века, а специалисты связали его с тем, что общество в то время активно интересовалось «преданиями глубокой старины». «Изюминка» работ художника на данном этапе была представлена тем, что в них он совмещал фольклорные мотивы и исторические факты. Живописец занимался созданием волнующих полотен, которые даже на сегодняшний день не оставляют равнодушным каждого любителя живописи. К популярным работам этого периода относятся следующее:

Васнецов «Три богатыря»

  1. «Витязь на распутье»;
  2. «Гусляры»;
  3. «Аленушка»;
  4. «Иван-Царевич на Сером Волке»;
  5. «Три богатыря».

Визитной карточкой Виктора Васнецова является именно последняя работа, на которой изображены русские богатыри, оберегающие границы своей родины, — Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Ценители-современники утверждают, что «эпический» период Васнецова выступил в качестве примера «нового русского стиля».

Помимо работы над картинами, живописец занимался новаторством в сценографии, созданием декораций и эскизов костюмов для постановки «Снегурочка», которую ставил Римский-Корсаков. Немало сил и работы было вложено Виктором Васнецовым в одну только декорацию, изображающую палаты царя Берендея.

Другие известные работы

Кроме того, что Васнецов создавал декорации к опере «Снегурочка», он также участвовал в театральном оформлении драмы Виктора Шпажинского под названием «Чародейка», а также рисовал эскизы костюмов для оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Живописный фриз «Каменный век», который был создан Виктором в 1881 году, на сегодняшний день выставляется в Историческом музее Москвы. В 1885 году эта работа получила высокую оценку от коллег Васнецова-младшего.

Васнецов «Каменный век»

В 1887 году известный живописец принимает решение посвятить себя религиозной тематике и участвует в росписи петербургского храма.

В соавторстве с другими талантливыми мастерами Васнецов работал над созданием настенной живописи для Храма Рождества и интерьера храма-памятника Александра Невского, который находился в Софии.

Васнецов Владимирский собор

На протяжении 10 лет своей жизни, в период с 1880 по 1890 года, Виктор Михайлович занимался росписью Владимирского собора, который находится в Киеве. В компании помощников художник расписал более 3500 квадратных метров стен храма, а благодаря строгости и византийским канонам Васнецов-младший придал строению поэтическое и лирическое начало, а также сказочные мотивы.

Что касается архитектуры, то здесь Виктор также привнес собственное видение, которое представлено исконным «русским стилем». Гений не подражал древним мотивам, он лишь разумно заимствовал уникальные и особое свойства зодчества Древней Руси. Благодаря своему упорству и трудолюбию Васнецов поспособствовал возведению церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево и знаменитой сказочной «Избушки на курьих ножках». При описании и постройке зданий соблюдались псковско-новгородские традиции.

Стоит заметить, что проект для собственного дома живописец также разрабатывал самостоятельно, но при помощи своего друга и одного из лучших архитекторов того времени — Василия Башкирова. На сегодняшний день дом знаменитого художника находится в Москве, на переулке Васнецова, 13, а местные власти приняли решение сделать в этом здании музей жизни художника.

Васнецов «Варяги»

После того как первая русская революция завершилась в 1905 году, у Васнецова-младшего будто открылось второе дыхание на волне всего происходящего. Благодаря своей жизненной позиции и убеждениям, которые совпадали с постулатами консервативного «Союза русского народа», Васнецов активно начал финансировать и иллюстрировать монархические издания. В более поздних работах художника явно прослеживается тревога и предчувствие перемен, которых не избежать. В этот период живописец работал над полотном «Варяги», на котором изобразил грозных персонажей Синеуса, Рюрика и Трувора, которые по призванию новгородцев пришли на Русь.

После революции, которая произошла в 1917 году, великий кудесник Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни и решил посвятить себя иллюстрации русских сказок для детей. К известным работам художника относятся:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Спящая царевна».

На склоне лет живописец работал так же усердно, но уникальность сюжетов и сила образов были уже не т. е. Перед кончиной Васнецов успел создать еще несколько прекрасных работ, которыми любители творчества продолжают восхищаться по сегодняшний день в Третьяковской галерее.

Личная жизнь

Александра Рязанцева

Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, которая получила образование в вятской гимназии, а также успешно окончила женские врачебные курсы, проходящие в Академии хирургии в Петербурге. Жена художника происходила из большого вятского рода купцов, а свадьбу молодые сыграли во второй половине 1878 года. На протяжении 50 лет супруги жили душа в душу, вырастили и воспитали пятерых детей — единственную дочь Аполлинарию, а также сыновей Михаила, Владимира, Аполлинария и Виктора.

Аполлинарий был самым младшим братом в семье Васнецовых, а после окончания гимназии мальчик решил пойти по стопам старшего брата и стать художником. Ему это удалось, и на сегодняшний день в селе Рябово, в доме, где на протяжении 20 лет жила семья священника Васнецова, находится музей сразу двух братьев.

Интересные факты

Поскольку художник верил в Бога, он на протяжении всей своей жизни занимался тем, что коллекционировал иконы. Также живописец расписывал православные храмы, а к известным его работам относятся:

"Иван Царевич на Сером Волке" и "Аленушка"

  1. Киевский собор Святого Владимира;
  2. Храм Христова Воскресенья, находящийся в Петербурге.

Некоторые современные эксперты продолжают удивляться тому факту, что Виктор Михайлович создавал работы, которые кажутся совершенно несовместимыми. Например, в то время как художник и сказочник расписывал Владимирский собор, он также работал над полотном «Богатыри», а также занимался работой «Иван Царевич на Сером Волке», создавал портреты, театральные кадры, летописи и картинки для детских сказок.

Виктор Михайлович добровольно создал эскиз марки, на которой был изображен собор жертв войны и которую Московское городское общественное управление выпустило в 1914 году. В 1902 году его наградили французским орденом Почетного легиона.

Одной из известных работ художника является «Ковер-самолет», а заказ на нее сделал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. Картина была нужна для того, чтобы украшать рабочий кабинет в управлении железной дороги в Донецке. Наличие быстрого и сказочного средства передвижения в виде ковра-самолета не произвело на правление никакого впечатления, и Мамонтов в результате приобрел картину для себя.

«Ковер-самолет»

Потомком Васнецова является его правнук Михаил Викторович, который стал профессором и успешным доктором технических наук. Михаил очень похож на своего прадеда, но в память о нем у него осталась только небольшая авторская литография. Творчество Васнецова никого не оставляет равнодушным, а ознакомиться с краткой информацией о художнике можно в многочисленных энциклопедиях.